Банный праздник на Сысоле

Первого июля в Сыктывкаре впервые прошел открытый городской фестиваль банной культуры «Пывсян лун» («Банный день»). Главной площадкой фестиваля стал парк имени Кирова. Гости и жители столицы Коми могли принять участие в мастер-классах по изготовлению веников и других банных принадлежностей. Также на набережной Сысолы выступали фольклорные ансамбли и этно-группы, в том числе и коллективы из соседних регионов.

«Пывсян лун» проходил с утра до позднего вечера. Утренняя программа началась с тематических экскурсий, которые проводились в доме-музее выдающегося государственного и политического деятеля Коми АССР – первого секретаря Коми обкома КПСС Ивана Морозова. На территории музея можно было не только узнать интересные факты из жизни политика, но и изготовить банный веник, а также продегустировать блюда, которые издревле употребляло коренное население Коми при посещении бани. Любой желающий мог бесплатно присоединиться к экскурсии и попробовать себя в роли мастера по изготовлению веников. Известно, что уроженец сысольского села Межадор Иван Морозов был большим любителем банных процедур. Поэтому на крыльце дома-музея были разложены различные банные принадлежности. О них рассказывала Антонина Меньшенина, которая сохраняет память о политическом деятеле в музее его имени в селе Межадор.

– Самое главное в бане – это печка. По-коми очаг – гор. Камни для очага надо было уметь собирать. Не всякий камень подходит для «гореньки», – рассказала Антонина Меньшенина, показав камень из бани Ивана Морозова. – Конечно, сама баня не сохранилась. Нет стен, крыши. Но, представляете, горенька-то осталась. Оттуда я принесла четыре камня. В этой бане мыли нашего будущего политика, маленького Ваню Морозова.

Она также раскрыла секрет подбора камней для банной печи. Для этого шли на берег реки и выбирали такой камень, который омывался бы волнами. Этот камень бросали в костер. Если он сразу лопался, то для очага бани не подходил. Также был и второй способ подбора, поведала Антонина Меньшенина:

– Мы с отцом шли на берег реки Вычегды рано утром. Смотрели, на каком камене после дождя роса осталась. Если камень сухой, то не подходил для печи. Мокрые мы брали. Когда топили баню, надо было после того, как все прогорало, примерно полчаса подождать, чтобы вышел угарный газ. После этого заходили париться. Топить баню не трудно. Уже в начальных классах я этим овладела.

Рассказчица отметила, что коми покрывали потолок бани кусками бересты, причем клали белой стороной вверх. Именно так можно было сохранить максимальное количество тепла. Также в бане всегда вешали различные травы, но самым главным атрибутом был, конечно, веник. Их готовили из разных лиственных пород деревьев. Например, душистые и пахучие веники делали из осины, но чаще всего из березы. Также использовали веники из крапивы и можжевельника.

– В деревнях женщины парились жгучим крапивным веником от остеохондроза и радикулита, – сказала Антонина Меньшенина. – У моего сына болела спина, врач можжевельниковый посоветовал. Помогло. Ольху тоже использовали.

Во время мастер-класса по вязке веника из березовых ветвей тонкостями этого ремесла делилась Любовь Чарина из села Пыёлдино Сысольского района республики. У мастеров на создание веника уходит около десяти минут.

– Самое главное – настроение. Когда вяжешь, надо думать о том, как будешь наслаждаться ароматом молодой березы, ведь листья выделяют активные эфирные масла в этот период. Важно вовремя собрать березу. Обычно собирают в июне, примерно на сороковой день после Пасхи, то есть на Троицу. Строгих параметров в плане размера веника нет – все на любителя, все зависит от того, крупный человек или небольшой. Также и ручки у веника: кто-то любит очень длинные, кто-то короткие. Все индивидуально, – отметила Любовь Чарина.

В конце надо сделать «замочек» на ручке веника. Для этого обязательно берут двойную веточку. Сейчас мало кто делает этот замочек из ветвей, многие используют джут, но на своем мастер-классе Любовь Чарина делала все по древним обычаям.

Днем на набережной Сысолы можно было не только узнать о секретах банного мастерства, но и попариться. Прямо на набережной специалисты растопили полевую баню. Здесь можно было попасть и на сеанс массажа. Банный мастер делал массаж ивовыми розгами. Специалист отметил, что тонко чувствует внутренний ритм каждого человека, постукивая, подстраивается под него, благодаря этому процедура приносит максимальную пользу.

– Ивовые розги создают целебные вибрации. Желательно делать массаж после парения. Сначала человек пропаривается в течение получаса, потом минут 10-15 идет работа вениками. После этого он уже готов к массажу. Это приятно и полезно. Нельзя недооценивать профессию банщика. Баня – это важнейшая составляющая в жизни человека, – подчеркнул мастер.

Работа банщика вызвала большой интерес. Одна из участниц мероприятия рассказала, что была в Китае и там ей делали подобный массаж бамбуковыми палками. Массажист ответил, что на Руси людей лечили ивовыми палками еще много веков назад.

– Ива – дерево-вампир, которое забирает весь негатив, улучшает настроение. Веники из ивы тоже шикарные, запах дают просто нереальный, – добавил он.

Делясь секретами мастерства, банщик сказал, что в парную надо заходить с пустой головой, без каких-либо мыслей. Это нужно, чтобы подключиться к человеку в процессе работы с ним.

– После процедуры мы пьем чай, и, как правило, человек говорит, что все было сделано так, как ему нужно. Такой массаж может быть противопоказан только тем, у кого есть проблемы с давлением, варикозное расширение вен, а также людям, которые недавно перенесли то или иное хирургическое вмешательство, – предупредил специалист.

После бани всем желающим мастера наливали травяной чай из самовара, а потом еще и выливали ведро холодной воды на голову.

– Ой как хорошо! – поделился впечатлениями от банной процедуры один из смельчаков.

Специалисты рассказывали также и о пользе ароматерапии. Лечебные травы, которые используют в бане, можно было приобрести на ярмарке. Также желающие участвовали в мастер-классе по изготовлению мешочков саше. В такой мешочек насыпают траву и носят на груди, чтобы вдыхать целебный аромат.

– Эти травы плещут на камни вместе с водой. Через пар организм получает большую пользу, – поделился специалист. – Здесь есть эвкалипт, мята, лаванда, душица и тархун. Все произрастает в Коми, кроме эвкалипта. Эвкалипт крымский, а так даже лаванду здесь выращивают. Конечно, нужно применять все только после консультации терапевта, потому что, например, на эвкалипт бывает аллергическая реакция.

Эпицентром праздника стала сцена, расположенная прямо на набережной. Музыканты не ограничивались исполнением композиций со сцены, но и спускались к зрителям, вовлекая их в участие в концертных номерах. Во время выступления фолк-группы «ФростСкъольд» зрители водили хороводы. Группа подарила слушателям возможность насладиться уникальными звуками таких редких инструментов, как колесная лира и тальхарпа. Зачинать хороводы помогали волонтеры Лидия Томова и Надежда Канева. Ветераны культуры приехали на праздник из сельских районов. Они рассказали, что с удовольствием откликаются на подобные приглашения, любят петь и танцевать.

Ведущие праздника много рассказывали зрителям о культуре и традициях коми народа. Например, можно было узнать, что хоровод у коми – это традиционный обряд, во время которого в старину молодые люди присматривали будущих жен.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Банный праздник на Сысоле"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.