Белый свет Натальи Паутовой

Тринадцать лет назад в старинное сыктывдинское село Ыб из Сыктывкара переехала на постоянное место жительства Наталья Паутова с тремя детьми и двумя козлятами. И совсем неожиданно для многих она организовала в селе новое производство – открыла мастерскую по изготовлению восковых свечей. И сейчас ыбская мастерская «Белый свет» – единственная в Коми, где отливают свечи.

— Наша деятельность – это целая философия и пропаганда верности себе, приверженности настоящему и во времени, и в пространстве. Наши ценности – это работа с природными материалами, с полезными для здоровья продуктами, создание неординарных подарков, – рассказала «Республике» Наталья Паутова. – Мы любим людей, любим своих гостей, мы всегда работаем для их душевного комфорта. Один из инструментов для достижения этого – свечи. Сама я во время работы или когда чувствую дисбаланс – зажигаю две-три свечи. Живой огонь и аромат воска придают гармонию. Ты начинаешь видеть красоту и радоваться, плохое просто перестает существовать.

По объему производства «Белый свет» вполне можно назвать свечным заводом, но Наталья именует свое производство мастерской. В конце минувшего года она вместе с тремя сотрудницами создала к Новому году более пяти тысяч новогодних эконаборов – это ее личный рекорд.

– Свечи берут в основном на подарки и домой, жечь в кругу семьи. Церковные свечи брали, но с этого года я делегировала их производство одному из местных приходов. Я ничего не знала ни о свечах, ни об их производстве до того, как начала их производить, – призналась сельчанка.  – Все изучала по ходу и продолжаю изучать до сих пор.

В село Наталья переехала с тремя детьми, а сейчас в семье уже пятеро детей.

– Когда у тебя много детей, ты понимаешь, что рожаешь их не для себя, а для того, чтобы в стране были нормальные граждане, – считает она. – Для того, чтобы дети стали нормальными гражданами, их надо такими вырастить. А для этого надо самим быть нормальным. И это стимул к развитию – то, что наши дети смотрят на нас. Мои средние уже участвуют во всех наших проектах. Дочь Марина – полноценный мой партнер: и свечи льет, и собирает бригады на сбор иван-чая, и участвует в организации всех наших мероприятий. Ваня – средний сын – отвечает за все тяжелые работы: подготовку сырья, переработку листовой массы и прочее.

Сельская бизнесвумен активно привлекает к своим проектам односельчан и их детей.

– Когда речь идет о крупных проектах, я всегда привлекаю только местных, на иван-чае тоже работают в основном дети из многодетных ыбских семей. Летом местные подростки неплохо зарабатывают, помогая мне со сбором иван-чая. Но беру к себе не каждого. Я не принимаю курящих, матерящихся, распущенных. Мне приятно слушать, когда работающие ребята говорят о прочитанных книгах, о чем-нибудь светлом, – сказала Наталья. – Мы за чистую речь и за чистое общение. Обеспечение мастер-классов также проходит с участием соседей. Некоторые расширенные программы «Белого света» проходят с участием местного экскурсовода Юли Шуктомовой. Она любит родное село, очень много знает о нем и может передать свою любовь людям, что бесценно и встречается только у очень хороших экскурсоводов. Вообще, такое взаимодействие с местными – это очень важный принцип. Мне нужно, чтобы проекты, которые приходят мне в голову, были не только интересны, но и полезны во всех смыслах максимальному количеству окружающих. Могу точно сказать – за тринадцать лет сотрудничества мы с односельчанами научились друг у друга множеству нужных навыков.

Несмотря на то что производство «Белый свет» началось с гранта, а два года назад со стартом нового проекта помогло одно большое предприятие, Наталья старается обходиться своими силами и не просить гранты. Был неприятный опыт с ними: закупала оборудование на средства гранта, а поставщик по ошибке поставил не ту печать. Провели проверку. К счастью, во всем разобрались, но нервы потрепать пришлось. Еще расстраивалась, когда подводили сельские работники, являлись на работу нетрезвыми. Впрочем, сейчас Наталья скорее сочувствует этим людям: на самом деле они толковые, рукастые мужики, но злоупотребление алкоголем губит их.

Помимо производства свечей, Наталья регулярно проводит мастер-классы для гостей села. На одном из них побывал корреспондент «Республики». Занятие проходило за большим столом в мастерской. Пока воск нагревался, Наталья рассказала о себе и своем производстве, ответила на вопросы экскурсантов.

– Однажды я почувствовала, что живу не так, как нужно, – начала хозяйка. – Этот переломный момент совпал у меня с экзистенциальным кризисом. Я осознала, что город мне больше не нужен. Там все уже было пройдено, и все было просто, предсказуемо, легко, достижимо, но при этом иллюзорно. Я уволилась со всех работ, продала квартиру и переехала в село. Думала, чем здесь заняться, и однажды утром я проснулась с мыслью: «Отец Федор всегда мечтал о своем свечном заводике». И я решила, что это как раз то, что мне нужно. В Ыбе купила старинный дом, которому уже больше сотни лет. Шесть лет до меня в доме никто не жил, дом перекосился, печи не топились. Пришлось первую сельскую зиму в 2010 году согреваться печью-буржуйкой и жить с детьми в одной комнате. Во второй части дома зимовали козы Никодим и Люся, которых я привезла из города. Муж – Юрий Анатольевич – поначалу не одобрил все эти перемены, и мы развелись. Но потом снова стали жить вместе. Он отремонтировал дом, построил мастерские, скотник, сенник и баню. Но он работает в городе, дома помогает только по нашему хозяйству, производственные вопросы – моя стезя. А дети только радовались свободе сельской жизни. Я никогда не пожалела о переезде. Мое главное открытие в деревне – это результативность любого труда. Когда живешь в своем доме, на своей земле, то всегда видишь результаты своей работы. Главная сложность во время переезда – это решиться на то, о чем мечтала всю жизнь.

Гости пили кипрейский чай. Иван-чай для него собирали и ферментировали дети хозяйки. А после ферментации Наталья прокаливает его в бане на живом огне при 100 градусах. Часть прибыли от продажи иван-чая идет на строительство часовни Марии Египетской.

К чаю на столе были горячая выпечка от соседей-сельчанок и мед с местной пасеки Андрея Полуэктова. Кстати, воск Наталья закупает также у этого пчеловода. Когда воск нагрелся, то всем раздали силиконовые формы для отливки свечей. Две половинки формы связали, внутрь вставили фитиль, а затем по очереди вливали внутрь формочек расплавленный воск. Когда заготовки остудили на улице, то извлекли из форм готовые свечи. Особенно всех поразил запах теплого воска, в котором не было никаких химических добавок. По словам Натальи, вначале она хотела делать свечи из более дешевого парафина, но вскоре поняла, что работать с ним неприятно, да и предлагать такое людям не хочется. И сразу же начала работу с воском.

Наталья еще рассказала, что как-то во время ее отъезда в мастерской случился пожар. Цех выгорел, оборудование сгорело. Но это дало возможность обустроить все по-новому, и стало лучше прежнего.

В ближайших планах Натальи разработать программы с экскурсиями для гостей села.

– Сейчас я приобрела дом, который сделаю гостевым, – рассказала она «Республике». – С той самой традиционной русской баней, которую задумала еще пару лет назад. Мастерскую будем делать по деревообработке – хочу производить мебель из коряг и слэбов (слэбы представляют собой продольные либо поперечные срезы ствола дерева, иногда с корой и неровным краем – ред.). У нас мало развито направление производства экомебели. Планов много, я на четверть века вперед знаю, чем хочу заниматься, до мелочей. Молюсь о том, чтобы Бог послал единомышленников побольше, хочется, чтобы наши проекты преобразили село, за которое пока стыдно – отвратительные дороги, развалюхи кругом. Но я понимаю: пока мы не начнем сами шевелиться, никакого внимания и помощи нам не добиться. Сельское хозяйство – это еще одна отрасль, в которой я хочу работать. Сейчас наконец перехожу от планов к реализации. В конце лета, думаю, станет понятно, смогу или нет. Жизнь в селе научила меня тому, что за каждый свой шаг, за каждое решение ты отвечаешь только сама. Никто не должен помогать тебе, никто не должен радоваться твоим успехам. Трудись ради смысла.

В некоторых странах, а сейчас и в России, тех, кто, как Наталья, сменил городской комфорт на сельскую жизнь, называют дауншифтерами. Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и так далее), ориентируясь на «жизнь ради себя». Наталья Паутова не причисляет себя к этому движению.

– Дауншифтеры в основном развлекаются, – считает она. – У меня нет никакой возможности вернуться в прежнюю жизнь. Мой переезд – это крик души, а не интересный эксперимент, который можно свернуть, если вдруг что-то пойдет не так. Здесь нужно пахать. Попить парного молочка в утренних туманах – это только «киношная» тема, далекая от реальной жизни.

А всем тем, кто хочет последовать ее примеру и сменить жизнь, она советует: «Сделайте это прямо сейчас!»

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Белый свет Натальи Паутовой"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.