Число обращений в аппарат уполномоченного по правам человека в Коми выросло на 25 процентов
Жилищные вопросы, проблемы с доступной средой для инвалидов, мошенники, атаковавшие родственников участников СВО, – об этих и других проблемах сообщали в прошлом году жители Коми уполномоченному по правам человека в республике. Всего поступило 746 обращений, не считая устных жалоб.
О работе в 2022 году уполномоченный по правам человека в Коми Вера Железцова рассказала депутатам Госсовета на заседании сессии регионального парламента.
В начале выступления она подчеркнула, что, на ее взгляд, работа уполномоченного должна отталкиваться от конкретных проблем конкретных людей, возможности оказания им всесторонней помощи, восстановления их прав. А через такие частные обращения уже можно выйти на системные проблемы, которые требуют разрешения уже на законодательном уровне.
– Не секрет, что при рассмотрении многих вопросов и проблем уполномоченному зачастую приходится занимать посредническую позицию между властью и гражданином, мы работаем на стыке разных ведомств, и наша принципиальная позиция состоит в том, что для достижения результата различные стороны конфликта или противостояния могли бы услышать и понять друг друга, совместными усилиями выработать общую позицию, – отметила выступающая.
Она сообщила также, что в последнее время из органов государственной власти и местного самоуправления, от руководителей учреждений, предприятий и организаций стало меньше «отписок» в ответ на обращения.
Что касается обращений в аппарат уполномоченного от граждан, то их в прошлом году, по сравнению с 2021-м, стало больше примерно на 25 процентов.
– Хочу отметить, что 2022-й стал рекордным по их количеству за последние 10 лет. Тенденция увеличения обращений к уполномоченному набирает обороты. В этом году в мой адрес уже поступило более 200 обращений, и это не считая устных консультаций, – сообщила Вера Железцова.
В 2022 году поступило 746 обращений, из них двенадцать коллективных. При этом в два раза больше стало устных обращений, граждане чаще стали обращаться за консультациями и разъяснениями.
– Конечно, хотелось бы, чтобы все поступающие обращения были разрешены положительно, но нередко к нам обращаются граждане, которые при постановке проблемы объективно заблуждаются относительно ущемления своих прав. Достаточно часто прихожу к выводу, что права гражданина не нарушены, а действия того или иного органа следует признать правомерными. И моя главная задача состоит в том, чтобы дать понятные гражданину, грамотные разъяснения, – рассказала уполномоченный по правам человека.
В структуре обращений, по ее словам, преобладают жалобы на действия органов власти, когда человек обошел все инстанции и не получил разрешения своей проблемы. Таких обращений 73 процента. При этом доля разрешенных жалоб составляет 22 процента, это случаи, когда выявляется, что права гражданина действительно нарушены, и впоследствии эти права удается восстановить.
– Однако нередки случаи, когда мы четко понимаем, что право человека нарушено, но по тем или иным обстоятельствам восстановить это право не представляется возможным, либо, чтобы пройти все ступени его восстановления, нужен достаточно длительный период времени, – сообщила Вера Железцова.
В 2022 году на основе проведенного анализа обращений по географическому признаку она обратила внимание, что есть города и районы, откуда обращений поступает меньше, чем из других муниципалитетов. Это могло означать, что там не знают о деятельности уполномоченного, не понимают, как к нему можно обратиться за помощью. Именно в этих «молчаливых» муниципалитетах были организованы выездные личные приемы, а также посещения социальных, медицинских и образовательных учреждений, структурных подразделений МВД по Республике Коми, УФСИН России по Коми, мест принудительного содержания (ИВС, СИЗО, ИК). Вера Железцова посетила Сыктывдинский, Усть-Куломский, Усть-Вымский, Княжпогостский, Удорский, Койгородский и Сысольский районы, Воркуту, Печору. В общей сложности там было принято порядка 100 обращений.
– Практику работы уполномоченных мы расширяем и стараемся работать не только в соответствии с законом в заявительном порядке, но и сами идем к людям, – пояснила выступающая.
Часть обращений поступает и из-за пределов Коми, в основном они касаются защиты прав осужденных и подследственных, отбывающих наказание в республике.
Анализ обращений позволяет выделить несколько основных проблем в сфере соблюдения прав человека. Остро стоит жилищная проблема, особенно часто обращаются по вопросам переселения из аварийного и ветхого жилья. Жалобы на это поступают практически из всех муниципалитетов. Чаще всего из Сыктывкара, Воркуты, Печоры, Сыктывдинского района.
Также часто жалуются на качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг, доступность медпомощи. При этом в 2022 году в отличие от предыдущих лет практически не поступали жалобы, связанные с обеспечением граждан лекарственными препаратами, на отсутствие в аптеках медицинских препаратов, положенных к получению по бесплатным рецептам.
Также есть обращения, связанные с вопросами пенсионного обеспечения и обеспечения средствами реабилитации. Немало жалоб по теме нарушения социальных, личных и гражданских прав.
Уполномоченный по правам человека отдельно остановилась на связанных с жителями Коми системных вопросах, которые поднимались в том числе на федеральном уровне. Один из них ранее обсуждался депутатами госсовета на этом же заседании – о назначении досрочной страховой пенсии женщинам со «смешанным» стажем, которые работали и на Крайнем Севере, и в приравненных к нему районах. По словам Веры Железцовой, жалобы на отказы в назначении пенсии таким женщинам продолжают поступать. Юридическая экспертиза, проведенная на уровне федерального омбудсмена, подтвердила нарушение прав северянок.
Еще одна проблема, которая, по словам уполномоченного, не решается уже не первый год, касается проживающих в психоневрологических интернатах. Пока они несовершеннолетние, родители имеют право забирать их домой в свободное время – на выходных, в отпуске. Но как только ребенку исполняется 18 лет, встречаться с ним родные могут только в гостевых комнатах при интернате либо на территории интерната.
– Потому что, если он проживает постоянно в интернате, то исполнение обязанностей опекуна и попечителя возлагается на интернат. Четкое законодательное регулирование о выбытии недееспособных совершеннолетних из интерната отсутствует, на федеральном уровне вопрос не решается, – пояснила Вера Железцова. – Конечно, эти люди хотят домой к родителям, братьям и сестрам хотя бы на выходные. Закон о распределенной опеке позволил бы назначать людям с инвалидностью не одного, как сейчас, а нескольких опекунов – как физических, так и юридических лиц.
Часто поступают обращения от инвалидов-колясочников по неисполнению решений суда по установке пандусов в подъезде. К сожалению, бывает, когда этот вопрос начинает решаться, для заявителя это уже неактуально. Вера Железцова зачитала на заседании письмо женщины-инвалида по имени Татьяна, которая писала, что три года добивается установки пандуса, очень хочет попасть на улицу, просто погулять. Но получает отписки, что денег в бюджете нет.
– Поступило письмо в августе. На протяжении четырех месяцев старались как-то сдвинуть этот вопрос с места, в январе 2023-го поступила информация от администрации, что ими разработана проектная документация на пандус. Но еще в декабре 2022 года заявительница умерла, – рассказала Вера Железцова.
Кроме того, по ее словам, нередки ситуации, когда пандус устанавливается «для галочки», пользоваться им невозможно. Также нужно законодательно решить вопрос о помощи гражданам, которым тяжело выбираться на улицу. Допустим, если пандус есть, но люди живут в доме без лифта и не на первом этаже. Социальной услуги по спуску таких граждан от квартиры до улицы и подъему обратно, к сожалению, не предусмотрено.
Появились и новые направления работы, связанные с СВО. В аппарат уполномоченного поступают обращения от эвакуированных граждан, мобилизованных, добровольцев, военнослужащих, родственников тех, кто находится в плену или пропал без вести. Всего поступило около сорока обращений. Это немного, по мнению Веры Железцовой, и связано с тем, что информационная работа в Коми по этому направлению идет хорошо. Работа по пропавшим без вести и попавшим в плен продвигается по мере возможности. Например, удалось прояснить судьбу одного человека, который считался пропавшим, сейчас ведется работа по вызволению его из плена.
Кроме того, зарегистрированы случаи телефонного мошенничества в отношении родственников граждан, погибших в ходе СВО. Для того, чтобы этого не было, нужно наладить профилактическую работу, возможно, сотрудникам МВД стоит общаться с такими семьями, предупреждая их о возможной атаке мошенников.
Анна ПОТЕХИНА
Фото vk.com/pressgsrk
Оставьте первый комментарий для "В лидерах по жалобам – ЖКХ и доступность медпомощи"