Коммунальщиков подозревают в фальсификации протоколов общих собраний собственников жилья
В Общественной палате Коми обсудили пути решения острых вопросов в сфере управления жилфондом. Эти проблемы актуальны для всех городов и районов Коми. Общественники и эксперты высказали множество предложений, в том числе и по улучшению законодательства, решив продолжить встречи на регулярной основе.
Модератор встречи, член ОПРК и руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Дарья Шучалина подчеркнула, что надо приложить все усилия, чтобы решить проблемы управления ЖКХ как на уровне правительства региона, так и на уровне законодательной власти нашей республики, если речь идет о необходимости изменения нормативно-правовой базы:
– Это также касается и федерального уровня в части тех наших инициатив, которые актуальны для изменения законодательства по всей стране. В силу ограниченности полномочий в тот или иной закон мы не можем внести изменения на региональном уровне, но можем этот вопрос поднять.
Замдиректора центра обеспечения деятельности администрации главы Коми Виктория Сидорова рассказала, что служба Общественной приемной главы опросила граждан региона, выявив ряд проблем в сфере ЖКХ. Из двадцати муниципалитетов поступило около ста вопросов. Основные касаются пяти тем: управления многоквартирными домами (МКД), оказания коммунальных услуг, расчета платы за ЖКУ, капремонта МКД, благоустройства и ремонта придомовых территорий.
Например, в сфере управления МКД граждан интересуют правила проведения общих собраний жильцов, процедура смены управляющих компаний (УК), а также волнует качество их работы. В оказании коммунальных услуг людей интересует не только вопрос цены и качества, но и сервис: жильцы не хотят общаться с автоответчиком, им важно «живое слово», важно, чтобы они могли обратиться и получить полную информацию. По поводу расчета платы за ЖКУ, который осуществляют ресурсоснабжающие организации и УК, люди желают знать, откуда берется итоговая сумма, иногда собственники не могут понять, как она рассчитывается. В итоге владельцы жилья отказываются платить за те услуги, которые, по их мнению, не потребляли.
За капремонт собственники готовы платить, но очень часто они не могут понять, по каким правилам выбираются дома для производства капремонта, как определяется очередность. Актуален вопрос ремонта придомовых территорий, так как зачастую возникает непонимание того, где заканчивается зона ответственности УК и начинается муниципальная территория.
Если не удается выстроить прямой диалог с УК или ТСЖ, то государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – первая инстанция, куда необходимо обращаться гражданам. Представитель региональной службы строительного, жилищного и технического контроля Галина Машукова отметила, что они фиксируют те же проблемы.
– Действительно лидируют жалобы от собственников помещений о том, что они не голосовали и не принимали участия в собраниях. Особенно остро эта проблема стоит в Ухте. Там, например, управляющие компании часто меняются, и жильцы обслуживаемых домов нередко об этом узнают только из платежных документов. Они нам об этом сигнализируют, мы принимаем все те меры, которые возможны в рамках полномочий службы. Проверяем собрания и, если отсутствует кворум, обращаемся в суд, направляем материалы в правоохранительные органы, – пояснила Галина Машукова.
Действующее законодательство не ограничивает количество проведения общих собраний каким-то временным отрезком.
– Можно начать одно собрание, не закончить его и не подвести итоги и уже начинать проводить следующее. Это не касается собраний, которые проводятся в электронном виде. От одной из действующих ухтинских управляющих компаний нам поступило предложение по внесению изменений в законодательство в этой части. Оно сводится к тому, чтобы закрепить момент фиксации сдачи собственниками помещений своих заполненных бюллетеней счетной комиссии либо инициатору собрания. Это будет действенная мера, так как сейчас сложно найти того, кто сфальсифицировал результаты голосования. Служба работает с уже поступившими бюллетенями, и мы не знаем, как они поступили инициатору собрания, проследить всю цепочку невозможно. Если будет фиксация на одном каком-то лице, то разобраться, на какой стадии происходят неправомерные действия в отношении конкретного собственника, будет проще, – сообщила Галина Машукова.
Она подчеркнула, что необходимы изменения на федеральном уровне, поскольку процедура проведения общих собраний регулируется исключительно федеральным законодательством.
Представитель прокуратуры Коми Игорь Колесников отметил, что сфера ЖКХ многогранна:
– Мы рассматриваем проблемы с точки зрения потребителя коммунальных услуг, а то, как подается ресурс, какие проблемы испытывают ресурсоснабжающие организации в условиях, заметьте, Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, потребителя не волнует. У нас введен метод лицензирования. Это сделано, чтобы не допустить на рынок тех, кто занимается, например, фальсификацией протоколов. Стоит проблема признания таких документов официальными, ведь большое количество процессуальных проверок растворяются в общей массе. На уровне Федерации нужно продумать механизм аннулирования лицензий.
Игорь Колесников привел в пример уже озвученную ситуацию по Ухте, где развернулась настоящая битва с нерадивыми «управляйками». Он уточнил у Галины Машуковой, насколько служба уже «завязла» в судах. Оказалось, что рассматриваются тринадцать исков.
– И это не предел, – прокомментировал представитель прокуратуры. – Это только Ухта, а если подобная ситуация возникнет еще в каком-то районе или городе? Момент привлечения к уголовной ответственности, естественно, правоохранительные органы будут отрабатывать, но надо что-то делать с механизмом аннулирования лицензий. Вот сейчас судебное решение будет по конкретному гражданскому делу, там будет сказано, что протокол был фальсифицирован. Управляющая организация просто уйдет с одного дома, но продолжит действовать на этом рынке. Опять же сами граждане должны быть бдительнее. Когда начинается процессуальная проверка, то собственников опрашивают. Многие говорят, что не участвовали в собрании. Но когда начинается более детальная проверка, когда мы говорим о возбуждении дела по поводу фальсификации, то оказывается, что подписи реальные, но кто-то, например, уезжал на дачу и подписал документ не глядя.
Координатор проекта «Школа грамотного потребителя» и директор исполнительной дирекции Общественной палаты Коми Александра Афонина сказала, что республика не идет в числе лидеров по созданию советов собственников МКД, и это также является проблемой:
– Где созданы советы, там люди активно участвуют в жизни своего дома. В Коми всего до сорока процентов жилфонда, где собственники имеют такие сообщества. Где созданы советы, там каким-то чудесным образом УК работает прекрасно. Как только кто-то пытается инициировать собрание, совет дома тут же оповещает всех собственников, выясняет, зачем оно инициировано. Поэтому на нет сводится передел рынка и борьба между УК.
Игорь Колесников отметил, что не в каждом доме есть активный человек, который готов стать председателем совета МКД и взять на себя решение проблем с управляющей компанией.
– Ни для кого ведь не секрет, что, если председателя не избрали за шесть месяцев, орган местного самоуправления обязан инициировать процедуру избрания. Давайте в масштабах Сыктывкара представим, насколько это активно воплощается в жизнь, – сказал представитель прокуратуры.
Дарья Шучалина предложила выработать механизмы по мотивации граждан создавать советы домов. Она напомнила, что было время, когда активно создавались как ТСЖ, так и советы домов. Это стало результатом того, что вопросам управления бесплатно обучали в республиканском учебном центре, подведомственном минстрою Коми.
– Это были и живые встречи, и консультации в онлайн-формате. Приглашали сильных федеральных экспертов. За последние годы появилось много новостроек, причем не только в Сыктывкаре, какие-то председатели могли сменить прописку, а ведь любой дом, как правило, держится на одном-двух активных собственниках. Поэтому тема обучения актуальна снова. Предлагаем в рамках госзадания поручить учебному центру в этом году снова создать программу, – сказала Дарья Шучалина.
По словам консультанта отдела реализации жилищного законодательства минстроя Коми Александра Зверева, предложение заслуживает внимания и с такой задачей учебный центр справится, если будет государственный заказ.
Также участники мероприятия обсудили проблему корректировок, которые начисляются каждый год, что значительно увеличивает суммы оплаты и вызывает справедливое недовольство собственников жилья, которые чаще всего не могут понять, каким образом «возник» этот дополнительный платеж. Прозвучало предложение печатать разъяснения на оборотной стороне квитанции. Представители ресурсоснабжающих организаций предположили, что такие разъяснения не будут эффективными, поскольку формулы расчета сложно понять, но заявили, что в домах, где суммы корректировок очень велики, с жильцами проводится индивидуальная разъяснительная работа, развешиваются объявления в подъездах.
Дарья Шучалина отметила, что был произведен только обзор основных проблем в сфере ЖКХ, и предложила в ходе следующей встречи подробно остановиться уже на конкретных темах – например, обсудить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе и корректировки.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "ЖКХ выводят на чистую воду"