Отзвуки Средневековья

Танцы и песни прошедших столетий перенесли сыктывкарцев в куртуазную эпоху

Лиро-эпическое представление «Отзвуки Средневековья» впервые прошло в Сыктывкаре. Вечером 27 февраля городской Центр досуга и кино «Октябрь» преобразился в средневековый европейский замок.

Перед герцогом выступили музыканты-менестрели, рыцари сражались на мечах, ремесленники представляли свои изделия, а в корчме за столами, накрытыми скатертями из мешковины, можно было попробовать блюда средневековой кухни. В костюмах участников и гостей мероприятия были детали, намекавшие на минувшие эпохи европейской истории, в том числе навеянные романтикой куртуазного Средневековья. Дамы из студии мод «ДЭВа» специально подготовили для этого мероприятия костюмы в стиле минувших веков.

В программе были выступления ансамбля старинной музыки Cantabile Aperto и фолк-группы Frostsköld, средневековые танцы, показательные выступления клуба реконструкции «Кречет», настольные игры, мастер-классы и фотозоны.

Под аккомпанемент ансамбля Cantabile Aperto на площадке перед троном герцога танцевали придворные. Как пояснили организаторы встречи, мастер-класс по средневековым танцам заранее мог пройти любой желающий.

Мальтийский бранль – один из самых простых средневековых танцев, научиться его танцевать можно за пять минут. Но в нем есть своя особенность – темп музыки постоянно ускоряется, и двигаться надо все быстрее и быстрее. Этот бранль, как и многие другие танцы Средневековья, был впервые описан Туаном Арбо в книге «Орхезография», вышедшей во Франции в 1589 году: «Рыцари Мальты сочинили балет для придворного маскарада, в котором участвовало равное число дам и кавалеров, одетых по-турецки; они танцевали бранль, который называли Мальтийским, в кругу, с определенными жестами и поворотами корпуса». Конский бранль – популярный как среди простого народа, так и среди придворной знати французский танец XIII века. Во время танца молодые люди постоянно меняют своих партнеров, таким образом, парень может пофлиртовать и позаигрывать с максимально большим количеством девушек. Может, поэтому этот танец так всем полюбился в целомудренные средневековые времена.

– Наш ансамбль Cantabile Aperto образовался в 2012 году в городе Томске, – рассказал «Республике» руководитель ансамбля, идейный вдохновитель и один из организаторов мероприятия Дмитрий Малышев. – Задумывался как ансамбль разного количества музыкантов в зависимости от исполняемой музыки. В 2019 году в Сыктывкаре собран новый состав музыкантов. В ансамбле пять музыкантов из театра оперы и балета и двое из колледжа искусств. Наши инструменты – это клавесин, блокфлейты, ирландский тин-вистл, лоу-вистл, альт, фагот, перкуссия. А еще недавно я приобрел раритетную мандолину начала прошлого века, и в будущем инструментарий будет только расширяться для достижения более аутентичного звучания. Солистами 27 февраля выступили артисты хора театра оперы и балета Татьяна Малышева (сопрано) и Алексей Исаков (тенор). Звучали песни на старофранцузском, английском, ирландском, итальянском и латыни.

В репертуаре ансамбля музыка разных эпох – от анонимных композиторов Франции, Италии и Германии эпохи Ренессанса и позднего Средневековья до середины прошлого века.

– Меня привлекает красота музыки прошедших эпох, стиль, звучание тех гармоний, инструментов, отличающиеся от сложившейся классической формы более поздней музыки, – рассказал Дмитрий. – Музыка XV века сейчас почти не звучит, многая просто забыта, а это огромный культурный пласт. Камерная музыка позднего Средневековья – это нераскрытая тема в принципе. На концертах мы смотрим на зрителя и видим большую отдачу эмоций. Услышать вживую музыку того времени – это всегда очень необычно, там другие гармонии, другое музыкальное письмо, формы и правила.

По словам Дмитрия, благодаря руководству Центра досуга и кино «Октябрь» в сотрудничестве с Театром оперы и балета РК ему удалось воплотить все, что задумывалось, и даже больше. И в планах проводить подобные мероприятия в рамках ежегодного фестиваля средневекового искусства и ремесел.

– Молодежь интересуется Средневековьем через реконструкторские клубы, фильмы, книги и игры, – отметил музыкант. – Эта тема интересна всегда, существуют молодежные движения по интересам. Когда-то это были толкинисты – поклонники творчества Толкиена, потом поклонники «Саги о Геральте из Ривии», теперь это переросло в клубы реконструкции средневековых традиций. Во многих городах проходят фестивали средневековой культуры, соревнования клубов реконструкции, открываются школы мечевого боя и стрельбы из лука и арбалета.

Второй музыкальный коллектив, выступивший на мероприятии, – это группа Frostsköld (ФростСкъольд). Проект Frostsköld образовался в 2010 году в жанре Folk Metal, но ему не суждено было реализоваться как жанр металла. Со временем создатель Frostsköld Максим Васильев решил исполнять музыку так, как это делали в Средневековье: так в ансамбле появились некоторые каноничные инструменты и сложился тот коллектив, который имеется сейчас.

«Мы играем средневековую музыку и популярную музыку среди фанатов видеоигр и сериалов, так или иначе связанных с эпохой Средневековья, – анонсирует себя группа в интернете. – Уникальность нашего коллектива состоит в том, что мы используем средневековые инструменты, сделанные на заказ, а именно: колесная лира, тальхарпа, ирландский бузуки и барабан. Все инструменты сделаны мастерами. Мы не только воссоздаем необходимое настроение для слушателя, но и погружаем его в историю происхождения той или иной песни. Кроме этого, мы рассказываем о наших инструментах, потому что очень часто люди интересуются историей их происхождения».

В этот вечер в кафетерии «Октября» можно было заказать и выпить безалкогольный напиток «Глёг» (в составе которого были мускатный орех, цедра апельсина, изюм, гвоздика, миндаль, корица, сахар, виноградный и яблочный сок). К нему подавались лепешки и три вида салата – с руколой, тыквой и норвежский с соленой сельдью. Здесь же за столами – во «внутреннем дворике» играли в средневековые игры. Хнефатафл – одна из старейших исторических настольных игр. Умение играть в тафл ставилось викингами даже выше основных воинских навыков, игра способствовала серьезному развитию тактического и стратегического мышления. Алькерк – это еще одна игра родом из древности. Она появилась примерно тысячу лет назад на Ближнем Востоке. Название игры на арабском языке означает «крепость». От алькерка произошли шашки и другие игры. Дальдоза – игра военно-стратегическая, потому и суть ее заключается в том, чтобы «перебить» команду противника с другого борта раньше, чем это сделают они с твоей.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Отзвуки Средневековья"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.