Геральдические звери республики

В Национальном музее издали книгу о гербах Коми

Гербы сопровождают нас всю жизнь. Государственный символ страны украшает важнейшие для каждого человека документы: свидетельство о рождении, паспорт гражданина России, аттестат об окончании школы и так далее. Российский двуглавый орел изображен на монетах и печатях. Вообще, любое большое событие государственного масштаба проходит под сенью герба.

Все гербы под одной обложкой

Но помимо главного государственного есть еще гербы республик, районов, городов, сел и даже деревень. В Коми, кроме республиканского, утверждены 18 муниципальных – семь гербов городов и одиннадцать гербов районов. На сегодня официальный герб отсутствует только у одного района – Койгородского. Хотя на сайте муниципалитета он изображен: в верхней части пересеченного щита – герб Республики Коми, в нижней – на зеленом поле собор и волнистая лазоревая река. Еще три города – Вуктыл, Микунь и Емва – имеют не гербы, а эмблемы.

Обо всем этом можно узнать в новом издании Национального музея «Под сенью золотой птицы. История создания государственных, городских и районных гербов в Республике Коми». Автор-составитель книги – научный сотрудник отдела истории музея Елена Морозова.

Впервые под одной обложкой собрана более чем двухсотлетняя история гербов в республике. Издание освещает историю создания и изменения государственных символов региона – герба Коми АССР, Республики Коми, неоднократно менявшегося герба столицы республики. Впервые публикуются хранящиеся в музее эскизы проектов гербов, выполненные художниками Владимиром Пунеговым, Владимиром Сердитовым, Анатолием Семичастным, Анатолием Неверовым, которые участвовали в конкурсе на разработку проекта государственного герба в 1992-1994 годах. Большое количество иллюстраций и фотографий из музейных фондов позволяет читателям издания погрузиться в атмосферу того времени, когда создавался тот или иной герб.

А, например, анализ истории создания гербов Воркуты, Ухты, Инты и Печоры позволяет ответить на целый ряд вопросов: кем и как создавались гербы в 1970-х годах, почему их называют «промышленными» и почему в 2000-х целый ряд городов пытался изменить свой первоначальный герб?

Не будите спящего медведя

Самый первый герб в Коми крае появился осенью 1780 года. В начале того года небольшое зырянское поселение в устье Сысолы именным указом Екатерины II официально получило статус уездного города и стало называться Усть-Сысольском. Городу нужен был герб. И его автором стал герольдмейстер департамента Герольдии при Сенате Александр Волков. Как и у всех уездных городов, гербовой щит Усть-Сысольска делился на две части. В верхней части располагался герб Вологодского наместничества, в которое входила столица зырянского края. Это изображение руки, выходящей из облака и держащей золотую державу и серебряный меч. В нижней части был изображен медведь, спящий в берлоге, так как «таковаго рода зверей в окрестностях сего города находится довольно». Этот герб служил полтора века – до переименования Усть-Сысольска в Сыктывкар в 1930 году.

Долгое время после этого городского герба не было, и только в преддверии 200-летнего юбилея столицы Коми медведь «вернулся». Причем это уже был разбуженный советской индустриализацией лесной хищник. Вологодская рука из облака сгинула в прошлое. За основу нового герба взяли проект заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств Коми АССР Валентина Полякова. Медведь, вышедший из берлоги, символизировал разбуженный и преображенный лесной край. Щит был разделен на три поля, окрашенные в цвета флага РСФСР. Кроме того, были изображены три ели. Верхнее дерево окружало зубчатое колесо, а два нижних привольно росли на голубом поле. Две серебряные нити, сливающиеся в единую, символизировали Вычегду и Сысолу.

Новый герб был утвержден в 1978 году, спустя четыре года после смерти Полякова, и прослужил до 1993 года, когда был утвержден проект герба, предложенный Анатолием Неверовым. Сегодня используется именно этот герб, утвержденный в 2005 году. Медведь на нем снова залез в берлогу. Это талисман и хранитель традиций города. На гербе исчезли елки, зато появились элементы коми традиционного орнамента.

Бронзовая птица

При внимательном рассмотрении несложно догадаться, что хищная птица на гербе республики и медведь на сыктывкарском гербе – «родственники». Оба символа имеют многовековую историю и ведут свое начало от древних фигурок пермского звериного стиля. Приуральские мастера в течение многих веков, от неолита до позднего Средневековья, изготавливали из бронзы причудливые фигурки богов – своеобразные иллюстрации к своей мифологии. В середине и второй половине I тысячелетия нашей эры это искусство металлического литья переживало свой «золотой век». А поскольку впервые «шаманские бляшки» были найдены и описаны археологами на пермской земле, такое литье получило название «пермский звериный стиль». Хотя более правильным было бы назвать его приуральским, или рифейским (Рифей – древнее название Урала). Равным образом пермский звериный стиль могут приписать себе коми, коми-пермяки, удмурты, ханты и манси. Найденные предметы этого стиля насчитываются тысячами.

Птица в пермском зверином стиле и стала современным гербом республики. Первый герб Коми АССР был принят в 1937 году. По сути, это был герб РСФСР с добавлением слов «Коми АССР» и переведенным на коми язык призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1978 году в верхней части герба появилась пятиконечная звезда, а в 1990-м название республики утратило одну букву, но надпись «Коми ССР» просуществовала на нем недолго. В 1992 году социалистическая советская республика стала Республикой Коми, и возникла необходимость в новом гербе. Был объявлен конкурс, в первом туре которого участвовало множество проектов как известных художников, так и любителей.

Процесс создания ныне действующего герба Коми был сложным и длительным. На рассмотрение конкурсной комиссии при Верховном Совете республики предстали около ста вариантов герба. Выбрать лучший из них было непросто. Обилие поступивших предложений привело к принятию решения о разработке научно обоснованной концепции создания герба. Ее представили ученые Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН. Концепция включала в себя историческое обоснование герба, общественно-политическую трактовку аллегорий, этнический аспект. В качестве обязательного условия предлагалось использование образов пермского звериного стиля. Ученые ИЯЛИ рекомендовали изобразить на гербе либо хищного и благородного животного, птицу, либо фантастические образы. Наиболее приемлемыми образами антропоморфной символики были названы медведь, лось, хищная птица с женской личиной на груди.

– Жители Коми присылали свои варианты герба: больше всего было медведей, причем и бурых, и белых, – рассказала на презентации книги Елена Морозова. – А из Воркуты поступил эскиз медведя, держащего в лапе уголь. Депутаты едва не приняли в качестве герба образ глухаря. Однако по весне эта птица теряет слух, к тому же относится к семейству куриных. Затем было разработано изображение всем знакомой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите. На ее груди – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В изначальном варианте у птицы было три головы, и этот герб тоже планировалось принять. Но позже символику поменяли, оставив птице одну голову.

Кстати, глухарь потом все-таки «прилетел» в местную геральдику – его изображение использовала авторская группа при разработке герба Сосногорска, утвержденного в 2003 году.

Обсуждение проектов будущего герба развернулось на страницах республиканской печати. В апреле 1993 года газета «Молодежь Севера» познакомила жителей республики с проектами художников Владимира Пунегова и Владимира Сердитова. Первый в качестве основного символа на гербе предлагал образ филина. Но в мифологии коми эта птица – вовсе не символ мудрости, а, напротив, олицетворение нечистой силы. Владимир Пунегов для ключевых фигур на гербе предлагал также лося, глухаря, образ «человек-лось-птица на ящере», изображенного на бронзовой пластине пермского звериного стиля. Идея краеведа Михаила Игнатова – геральдический щит главного символа республики сделать «в форме семилепесткового цветочного бутона золотисто-желтого лесного пиона». Художник Владимир Сердитов изобразил в так называемой жертвенной позе медведя, житель деревни Грива Майбуров предлагал «надеть на голову медведя шахтерскую каску с красной пятиконечной звездой вместо фонаря».

В финальный тур вышли проекты Владимира Пунегова – с глухарем, Владимира Сердитова – с головой медведя, Анатолия Семичастного и Александра Лыткина – с медведем.

6 июня 1994 года на заседании двадцатой сессии Верховного Совета РК двенадцатого созыва был утвержден государственный герб республики и принят закон «О Государственном гербе Республики Коми». В Геральдическом регистре РФ герб Коми зарегистрирован под номером 153 и представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Автор утвержденного варианта герба – Анатолий Неверов.

На презентации книги художник рассказал, что изначально хищная птица имела три головы, две боковые символизировали законодательную и исполнительную ветви власти. Но затем, к сожалению автора, боковые головы «срубили».

Герб (от немецкого Erbe – «наследие») – визуальный опознавательный знак, служащий для отличия владельца от других. Главной отличительной чертой герба от эмблем и иных изобразительных опознавательных знаков является составление и использование его по правилам геральдики. Гербы возникли в XII веке в Англии и Франции, в течение столетия распространившись на всем пространстве Западной и Центральной Европы.

Писатель Виктор Сапрыков в своей работе «Птица Республики Коми» отмечает: «Победитель конкурса А. Неверов, защищая свой проект, объяснил смысловое значение разработанного герба так: птица – олицетворение государственности и власти, призванной охранять Родину и народ, способствовать развитию и процветанию, поэтому птица изображена на взлете. Упругими крыльями она как бы охватывает республику, защищая ее от бед. В то же время распахнутость крыльев означает и гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. Лик женщины на груди птицы символизирует Зарни ань (Золотую бабу) – солнечную богиню, мать мира, хранительницу всего святого и доброго. Лось – символ силы, благородства, красоты, а в космологических представлениях – синтез гармоничного строения мира – органично вписался в рисунок перьев, и его изображение придает позе птицы устойчивость, равновесие. Удачно и цветовое решение герба: сочетание золотого и красного в фольклоре народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства. В современной же трактовке красное поле означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой народа коми, входящего в состав Российского государства. И с точки зрения геральдики цвета нового герба избраны наилучшим образом: золото – символ богатства, знатности, самостоятельности, справедливости, милосердия. Красный цвет трактуется как символ любви, мужества, смелости, великодушия, а также крови, пролитой за отечество. В целом центральная золотая фигура выступает символом доброй воли и энергии народа».

В городах и районах

В середине прошлого века в республике возникли города Ухта, Воркута, Печора, Инта, Сосногорск и Микунь. Первое время они не имели гербов. И только в 1970-1980-х города начали обзаводиться гербами. Первой герб получила Воркута – в 1971 году. Автор герба заполярного города изобразил скачущего оленя на фоне стилизованного копра и угольного террикона.

О гербе Печоры «Республике» рассказала заведующая сектором научно-просветительской деятельности Печорского историко-краеведческого музея Ольга Капустина:

– Город создан на основе двух рабочих поселков – Канин Нос (речная часть) и Печора (железнодорожная часть), между которыми осталось заболоченное пространство. Печора – четвертый город на карте республики. Его символ был утвержден в 1983 году. Автор герба Печоры – художник Виктор Худяев. В центре традиционного геральдического щита изображена ель, которая символизирует географическое положение города в северной тайге. Ломаная стрела красного цвета в левой части – символ электроэнергетики. В городе находится самая мощная тепловая электростанция – Печорская ГРЭС, вырабатывающая почти 40 процентов электроэнергии от всего объема в Коми. Нечасто печорцы могут точно назвать символ, изображенный в правой части композиции герба. Это крыло голубого цвета, рассказывающее о возникновении города как транспортного узла республики, где сходятся речные и железнодорожные пути. В 1956 году Печора стала еще и центром авиаперевозок.

Историю создания герба Усть-Вымского района поведала студентка Анастасия Семукова. Еще восьмиклассницей она стала победителем всероссийского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации среди обучающихся. В ходе исследования школьница узнала, что Усть-Вымский район первым среди сельских районов республики принял свой герб. На конкурс в 1998 году поступило 20 эскизов от двенадцати авторов. На эскизах были изображены Стефан Пермский, железная дорога, церкви и предметы быта. Победил эскиз Юрия Абанова. На гербе – бляшка пермского звериного стиля с четырьмя лосиными головами, которые обрамляют лик Зарни ань. Днем официального утверждения усть-вымского герба стало 30 марта 1999 года.

В гербах городов и районов республики так или иначе отразились исторические и культурные традиции, а также многочисленные представители местной флоры и фауны. В частности, золотая зеленоглазая утка-чож с распростертыми крыльями и древней тамгой на груди на гербе Корткеросского района напоминает о сотворении мира в коми мифологии.

Серебряная лисица с красным языком на удорском гербе ведет свою историю от большой печати Ивана Грозного. Княжеская шапка в гербе Княжпогостского района напоминает историю села, основанного вымскими князьями, которые правили Пермью Вычегодской с 1451 по 1502 год.

В начале нынешнего века в Воркуте, Инте и Ухте были проведены конкурсы проектов на изменение гербов.

Ухтинский герб был создан в 1979 году (автор Геннадий Куракин) и не вполне соответствовал геральдическим требованиям. Поэтому в 2008 году был объявлен конкурс на новый проект герба. В комиссию поступило 15 проектов от четырех авторов. В финальном голосовании победил проект с изображением му кутыся. Это древний мифологический зверь – хозяин «нижнего мира» (в переводе с коми языка – землю держащий). Его прообразом послужило изображение на археологической находке – бронзовой бляхе VI-VIII веков, найденной на реке Ухте. Это было изображение человеколося с рыбой над головой и странным крокодилом под ногами. На гербе голова этого крокодила поднята немного вверх с улыбкой, в знак доброго расположения к миру людей. Такой оригинальный вариант герба предложил художник Владимир Маслов. Проект вызвал широкий резонанс. И хотя геральдисты одобрили мифологического му кутыся, но общественность и совет города выступили против древнего «крокодила», поэтому герб остался прежним.

Интинцы также выступили против изменения привычного герба – не захотели убирать с него архитектурный символ города – водонапорную башню.

На гербе Сыктывдина изображен филин, в перьях которого можно увидеть стилизованные лосиные головы. В лапах птицы плодородный колос, а над ним три ели. Автор герба – народный мастер России Валерий Торопов.

На сысольском гербе, утвержденном в 2008 году, золотой медведь читает золотую же книгу. Над ним солнечный лик Шондiбан. Книга напоминает о том, что в этом районе родился и вырос основоположник коми литературы Иван Куратов.

Золотой лось в 2005 году стал гербовым символом Троицко-Печорского района. Здесь в 1949 году в поселке Якша открылась первая в мире лосеферма. В верхнем левом углу изображен герб Коми.

А вот в центре ижемского герба бегущий иноходью серебряный северный олень (олень есть также на интинском гербе работы Арифа Али Оглы Байрамова). Это отсыл к тому, что одним из традиционных занятий коми-ижемцев было и остается оленеводство. Олень окружен зубчатым золотым кольцом, 34 зубца на котором – это количество населенных пунктов в районе. Любопытно, что над гербом работала авторская группа из Москвы, Химок и Костромы. Утвержден герб в 2012 году. Практически в том же составе авторская группа в 2009 году создала усть-куломский герб. В центре этого герба белочка с орехом. Эта же группа создала герб для Усть-Цильмы. Библия на нем – это символ потомков старообрядцев, бежавших на север после церковных реформ патриарха Никона.

На утвержденном в 2003 году гербе Сосногорска – золотой токующий глухарь, сидящий на сосновой ветке на слиянии рек Ижмы и Ухты.

На гербе Прилузского района, утвержденном в 2009 году, живности нет, зато много флоры – береза, ель, а между ними золотой колос. И все это на реке Лузе.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

1 Комментарий для "Геральдические звери республики"

  1. Здравствуйте! Где можно приобрести данную книгу?

    el_ka@bk.ru

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.