Модный дом в стиле этно

Сыктывкарские мастера воссоздают традиционные костюмы, бытовавшие на территории Коми края

23 января исполнилось 15 лет Коми ремесленной палате, в активе которой множество проектов, направленных на сохранение, возрождение и развитие народных промыслов нашей республики. Один из самых ярких – создание Дома национальной и этнической моды Республики Коми, одежду от которого можно увидеть в музейных экспозициях, на сценах театров и домов культуры, на улицах городов и сел как в нашем регионе, так и далеко за его пределами.

По образцам из музея

Идея создать Дом национальной и этнической моды возникла около семи лет назад. В августе 2016-го, в год 95-летия Коми, этот проект был презентован в Сыктывкаре на выставке «Достояние Севера».

– Мысль организовать его пришла потому, что мы поняли, что у нас в республике никто на профессиональном уровне не занимается национальной модой, национальной одеждой. Кто-то где-то у себя на дому шьет, а вот такого «законодателя» в этнической моде у нас не было. И мы решили, что его нужно создать, – рассказал «Республике» основатель и президент Коми ремесленной палаты Ефим Канев. – Дальше разработали положение, нашли модельеров-конструкторов, дизайнеров, технолога, швей, закупили оборудование и начали работать. Конечно, перед этим изучали национальные костюмы в музеях, литературу на эту тему, консультировались со специалистами.

Руководителем созданного при палате Дома национальной и этнической моды стала Наталья Загумённова, конструктор-модельер, которая и на производстве женской одежды до этого поработала, и дизайнером по текстилю. А в модном доме с этническим акцентом она и дизайнер, и конструктор, и модельер, и закройщик. А еще вышивает и плетет кружева на коклюшках. Впрочем, из семи человек, что работают в Доме моды, большинство вот такие же «многостаночники» на все руки. Кроме того, есть немалая армия мастеров, которые работают на непостоянной основе, помогая в изготовлении аксессуаров.

Еще в первый год работы, фактически на стадии проекта, мастера создали полсотни национальных костюмов для музеев, творческих коллективов. И по сию пору заказы идут за заказами: оказалось, что «правильный» национальный костюм, чтобы и цвета, и крой, и ткани, и узоры на нем соответствовали тем, что носили раньше на той или иной территории, – вещь весьма востребованная. А в 2017 году в Сыктывкаре впервые прошел фестиваль этнической моды «Северный стиль», который с тех пор организуют раз в два года, и дизайнеры Дома национальной и этнической моды – его постоянные участники.

На вопрос, какая из работ, созданных за эти шесть лет, ее любимая, Наталья Загумённова отвечает, что это коллекция «Сила традиций». Шили ее не под заказ, а, что называется, для себя: была идея максимально точно, аутентично воссоздать женские и мужские костюмы, бытовавшие в разных районах Коми, ориентировались на образцы из этнографической коллекции Национального музея Республики Коми. Коллекция в итоге «выстрелила» – с большим успехом ее представляли на разных фестивалях, конкурсах в разных регионах. Был издан красочный календарь «Сила традиций» с художественными фото жительниц Коми в этих костюмах. А потом эти фотографии были размещены на баннерах вдоль сыктывкарских трасс.

Дефицитная клетка

Коллекция «Сила традиций» – проект очень сложный именно из-за высокого уровня аутентичности: очень тщательно подбирались ткани, крой сверялся с музейными образцами, было много ручной, кропотливой работы. Подобных заказов мало, вот такие, близкие к старинным оригиналам наряды нужны обычно лишь музеям. А для артистов, которые являются основными клиентами Дома национальной и этнической моды, нужны осовремененные варианты.

Во-первых, потому что в оригинальном исполнении национальный костюм для концертной деятельности не очень-то подходит. Например, для творческих коллективов из усинских сел шили малицы из искусственного материала. Предназначены они для выступлений на улице. В малице из натуральной оленьей шкуры не очень-то потанцуешь – тяжелая, да и ухаживать за ней сложнее, поэтому предпочли легкий искусственный мех. Зато крой, оформление – как у традиционной малицы. Во-вторых, ткани «точь-в-точь как у прабабушки» еще поискать нужно, и стоить они будут дороже.

– Очень сложно найти ткани, максимально похожие на исторические, – рассказывает Наталья Загумённова. – С однотонными тканями проще, белый лен, причем не в его современной, смягченной версии, а такой грубоватый, как был раньше, в продаже есть. А вот клетка… В магазинах в основном «шотландка», а на коми сарафанах клетка была совсем другая. К счастью, нашлась в России мастер, которая брала исторические образцы тканей в клеточку и заказывала аналоги на фабриках. Фабрики берут заказ начиная от тысячи метров, поэтому она потом продавала излишки тем, кому нужно было. Вот благодаря этой женщине у нас в стране можно найти ткани, максимально близкие к историческим образцам.

Понятно, что ткани под заказ – удовольствие недешевое, так что костюмы из них шьют штучные – коллекционные, выставочные образцы. А для сценических костюмов, где аутентичность не так важна, ту же клетку подбирают так, чтобы рисунок был не аналогичный историческому, а хотя бы просто похожий.

В последние годы мастерицы из Дома национальной и этнической моды освоили искусство ручной набойки, оцифровывают рисунки с тканей из экспозиций этнографических музеев, создают свои узоры и «раскрашивают» льняные, хлопковые ткани сами. Работа непростая, кропотливая, но результат того стоит.

И с отделкой то же самое. Готов заказчик платить за ручную вышивку? Значит, мастерицы вышьют точно так, как бы это сделали наши прабабушки. Но и времени на это уйдет месяца два. Требуется вариант подешевле и сделать нужно побыстрее? Тогда используется машинная вышивка. А если это опять же сценический костюм, где нужно сделать, допустим, с десяток одинаковых рубах, причем недорого и быстро, тогда для отделки используется имитирующая вышивку тесьма – в России производится великое множество ее видов, можно подобрать орнаменты, очень похожие на те, что раньше бытовали на территории современной Коми.

Метры роскоши

Особая история – усть-цилемский и ижемский костюмы. Обычный человек, не специализирующийся на истории костюма, вряд ли с ходу различит наряды прилузских, сысольских, верхневычегодских красавиц. А вот устьцилемку и ижемку с жительницами южных районов республики не перепутает, стоит лишь раз взглянуть на их праздничные наряды, на которые ушли многие метры дорогих тканей – тафты, парчи, атласа. А головные уборы, расшитые жемчугом, бисером, золотыми нитями? А заморские огромные шелковые шали? В общем, на женские наряды устьцилемы и ижемцы семейных ресурсов не жалели, а нашим современникам из этих районов теперь попробуй посоответствуй заветам предков. Дело в том, что натуральные шелковые ткани, та же плотная парча с шелковой основой, шитая золотой или серебряной нитью, и сейчас стоят весьма недешево. Цены на качественный шелковый жаккард стартуют от пяти, а то и от десяти тысяч рублей за метр. А отрез на традиционный складчатый сарафан нужен немаленький. Конечно, и в Усть-Цильме, и в Ижме хватает сельчанок, которые на Горку и Луд выходят в бережно хранимых бабушкиных шелковых шалях при новом сарафане, сшитом из натуральной же ткани. И мастериц, которые готовы пошить такой костюм, в этих селах хватает. Но если наряды нужны для концертной деятельности, обращаются к сыктывкарским мастерам.

– Из Усть-Цильмы заказов пока было мало, а вот ижемских достаточно. Я спрашивала, почему не хотят заказать у своих мастеров. Тут две причины. Во-первых, местные мастерицы обычно шьют на дому, по индивидуальным заказам, им технически сложно в короткие сроки пошить, к примеру, сразу 15 костюмов, поэтому они и не берутся. Во-вторых, если костюмы нужны для муниципальной, бюджетной организации, то здесь есть много строгих условий по официальному оформлению этого заказа. А с мастерами-частниками не все так просто, – пояснила Наталья Загумённова. – Ну и ткани для творческих коллективов, конечно, подбираются подешевле. Больше смотрим, чтобы визуально подходили, а не по составу. Наша основная задача – максимально сохранить внешний вид, крой, подобрать ткани, чтобы они между собой красиво сочетались, а по материалам, естественно, приходится выкручиваться в зависимости от финансирования. А оно у наших заказчиков часто небольшое. Ищем в интернет-магазинах что-то максимально похожее на натуральный атлас, парчу. Сейчас из Китая можно заказать много интересных тканей. К сожалению, ситуации «ожидание – реальность» тоже случаются, когда заказываешь через интернет. Бывало, приходит ткань, а оттенок у нее совсем не такой, как был на мониторе. Хорошо, что некоторые поставщики присылают образцы тканей, тогда сразу можно понять, подходит нам этот товар или нет.

От котов до тасмы

Просто сшить и правильно отделать сарафан, рубаху, порты, малицу недостаточно. К костюму нужны еще и правильные аксессуары – головные уборы, пояса, варежки, чулки, обувь.

– Все, что можем сами сшить, – шьем. Те же башмаки-коты, например. Шьем их, конечно, из кожзаменителя, наших клиентов предупреждаем, что эта обувь чисто сценическая, для помещений. Но, как оказалось, некоторые и по улице в ней во время разных мероприятий ходили вполне успешно, – говорит Наталья Загумённова. – Головные уборы тоже сами шьем, вышиваем, сверяясь с историческими образцами, фотографиями. Пояса, варежки и прочее обычно заказываем мастерам, которые с нами сотрудничают, подбираем нитки, чтобы цвета с костюмом сочетались, заранее обговариваем, какой должен быть орнамент – узоры же в разных районах отличаются.

Кроме котов мастера шили и тобоки – сапоги оленеводов, ставшие традиционными у ижемцев. А также кожаный пояс-тасму, подробно описанный в середине XIX века этнографом Михаилом Михайловым.

Чтобы костюмы были максимально близки к историческим, сотрудники Дома национальной и этнической моды изучают все возможные источники – и печатные издания, и интернет шерстят в поисках информации, и с музеями дружат. Для Натальи Загумённовой посещение этнографических экспозиций в музеях во время поездок – обязательное дело. Причем касается это не только музеев в Коми, много интересного, вдохновляющего можно найти в Архангельской, Вологодской областях – одежда их жителей с нашей исторически перекликается очень сильно.

– Те, кто меня знает, когда находят что-то интересное, сами уже пишут. Присылают старые фотографии, показывают сохранившиеся прабабушкины сарафаны и прочее, – смеется модельер-конструктор. – Бывает, звонят: «Ой, я тут такое на чердаке нашел!»

Наряды с картин

Дом национальной и этнической моды работает не только над костюмами коми. Было немало заказов по созданию одежды других народов – карелов, белорусов, украинцев, азербайджанцев, армян. Такую интернациональную коллекцию создавали, например, для Дома культуры города Микуня. Шили и одежду, бытовавшую в разных регионах России, в частности в Смоленской губернии.

А в прошлом году помогли болгарской национально-культурной автономии Коми реализовать проект «Ожившие полотна Владимира Майстора». Дом моды сшил разные варианты болгарских костюмов, в том числе максимально похожие на те, в которых предстают герои картин этого художника. По подиуму в зале Дома дружбы народов Коми ходили красавицы в болгарских нарядах, а рядом с ними несли отпечатанные на холсте репродукции полотен Майстора и их фоторемейки.

– Это был очень интересный, необычный для нас проект. Мы тщательно изучали информацию, из каких элементов состоял болгарский костюм, из каких тканей его шили, какой была отделка. Получилось очень красиво, – рассказала Наталья Загумённова.

Нестандартность проекта состояла еще в том, что традиционный женский болгарский костюм с сарафаном, украшенным вышивкой, тесьмой, ярким передником (такие наряды жители Коми могут увидеть во время творческих выступлений болгарской автономии), отличается от того, что изображен на картинах Майстора. На них героини в одежде, бытовавшей в Кюстендилской области на юго-западе Болгарии. Там вместо сарафана поверх рубашки носили распашное платье с коротким рукавом, украшенное золотым шитьем.

Сарафан на удачу

На странице Дома национальной и этнической моды в соцсети «ВКонтакте» тысячи фотографий – готовые костюмы, их элементы, одежда в процессе изготовления. И множество снимков с различных фестивалей, конкурсов, где в этих костюмах выступают или позируют наши артисты. Вот выстроились в ряд певцы хора «Эжва катыд» на отчетном концерте. Вот кружатся на поляне юные сыктывкарки из образцового ансамбля народного танца «Шондi», гуляют по ВДНХ их землячки из ансамбля народной музыки «Зарни туис». И сыктывкарская скрипачка Инесса Енакий выступает на сцене Национального музыкально-драматического театра в сказочном белом платье в этническом стиле. А вот радуются успеху на фестивале в Нарьян-Маре участники усть-вымской «Гуляночки», печорская «Зарава» передает привет после победы в конкурсе «Рӧдвуж пас». Мастерицы шутят, что костюмы, пошитые ими, явно приносят удачу.

Кроме костюмов, подобные которым носили наши прабабушки и прадедушки, мастерицам из Дома моды нередко заказывают и наряды для сказочных героев. Шили, например, гардероб для легендарного охотника Йиркапа – летний и зимний варианты. Это был заказ Финно-угорского этнопарка в Ыбе для туристического проекта «В гости к охотнику Йиркапу».

Этот костюм, впрочем, был не слишком фантазийный, мастера постарались в первую очередь воссоздать традиционную охотничью одежду коми, разве что в чуть более нарядном варианте. А вот костюм Лешего, пошитый для одного из детсадов Сыктывкара, уже вполне сказочный. Но при этом совсем не страшный, чтобы малыши не боялись.

Коми версия Бабы Яги – Баба Ёма в представлении мастеров из Сыктывкара тоже не страшная горбунья с костяной ногой. В видеоролике, снятом по проекту «Мифы и легенды земли Коми», Ёма предстает мудрой хозяйкой леса, которая может дать больному лекарство из целебных растений, девицу научит окрашивать ткани травами и прясть, укроет от темных сил. Нарядили Ёму в костюм прилузских коми – в синий глухой косоклинный сарафан, белую рубаху с красными узорами. По словам Натальи Загумённовой, именно прилузский наряд выбрали потому, что среди коми костюмов он наиболее древний, аутентичный по крою – именно такой должна носить героиня мифов.

Одна из первых сказочных работ – костюмы для легендарных прародителей коми, охотника, сына Пармы Перы и красавицы Зарани, дочери солнца, сбежавшей на землю по радуге. Но если костюм Перы близок к реальным костюмам, которые носили жители южных территорий Коми, то воздушное платье небесной девушки – уже вольная фантазия на тему традиционного костюма.

А любимые клиенты Натальи Загумённовой – малыши, всегда интересно шить костюмы для детских садов. Причем не обязательно это именно народный костюм, бывают и фантазийные варианты.

Малица для Калифорнии

И современной одежды в стиле этно, которую можно носить и в пир, и в мир, из рук сыктывкарских мастериц выходит немало. Тут и сарафаны, и рубахи, и платья, в том числе вышитые или из тех самых тканей с ручной набойкой. В 2021 году, например, во время очередного фестиваля этнической моды «Северный стиль» в Сыктывкаре была продемонстрирована коллекция «Войвыв пас» от представительницы Дома национальной и этнической моды Елены Игнатовой. Это были платья и костюмы в стиле бизнес-кэжуал с применением элементов традиционного орнамента коми.

Поклонниц у таких изделий с этноакцентом уже достаточно, так что разлетаются они по всей Коми и за ее пределы – и в другие регионы, и за рубеж. Платье с коми орнаментом вы можете встретить в очень отдаленных от нашей республики краях. А некоторые выходцы из нашего региона просят мастериц сшить национальный костюм не для того, чтобы носить, а больше для сохранения истории семьи, чтобы показывать детям и внукам. Или представлять культуру Коми на далеких берегах. Например, зачем понадобились жителям жаркой Калифорнии нарядные бежевые малицы с яркими узорами и белой опушкой? Явно же не для того, чтобы спасаться от холодов. А те, кто по каким-то причинам не может или не хочет заказать костюм в натуральную величину, увозит с собой куколок в национальных костюмах, их мастерицы тоже охотно наряжают в мини-копии традиционных костюмов.

– Думаю, что мы в итоге сумели обратить внимание на нашу национальную одежду, на то, какая она красивая, – говорит Ефим Канев. – За эти годы в Доме национальной и этнической моды сшили уже больше шестисот костюмов, работаем фактически со всеми муниципалитетами Коми. И за пределами республики география очень широкая. Провели три фестиваля национальной этнической моды «Северный стиль», которые всегда собирали полные залы и хорошие отзывы. Замечательно, что о традиционном костюме коми теперь знают больше, наши традиции становятся все более популярными.

Анна ПОТЕХИНА

Фото со страницы Дома национальной и этнической моды «ВКонтакте»

Оставьте первый комментарий для "Модный дом в стиле этно"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.