Организатор «Супершипа» Иван Турышев: «Людям нужны яркие эмоции»

Ледовые автогонки «Супершип» возвращаются на республиканский стадион после трехлетнего перерыва. Сыктывкарцы и гости столицы Коми были лишены одного из любимых зимних зрелищ из-за реконструкции арены. Все это время спортсмены поддерживали навыки и соревновались на выльгортских озерах в Сыктывдинском районе. В новом соревновательном сезоне болельщики увидят четыре этапа автогонок, первый из которых пройдет уже 4 января. О подготовке к сезону, новичках и ветеранах регионального автоспорта, а также личном участии в соревнованиях рассказал организатор гонок и руководитель клуба «Супершип» Иван Турышев.

– Стадион реконструировали под несостоявшийся в итоге чемпионат мира по бенди, и многие не верили, что «Супершип» вообще когда-то туда вернется. Как вам удалось это сделать?

– Мы все скучали по гонкам, надеялись вернуться. Действительно, в такую возможность верили очень немногие. Но, видимо, все-таки мысли материализуются. Я постоянно об этом думал, закидывал удочки, не пора ли рассмотреть варианты. Мне отвечали, что готовимся к чемпионату мира, находили еще какие-то причины. Оставалось терпеливо ждать. Когда стало известно, что чемпионата не будет, нас все равно не хотели пускать, потому что ответственные лица, естественно, переживали за обновленный стадион. Мы, конечно, гарантировали, что все будет в порядке, взяли на себя большой груз ответственности за то, что ничего там не повредим.

– Что в плане самих стартов изменится после столь долгого перерыва?

– Единственное изменение – это формат гонки: в каждом заезде теперь будет по четыре участника, а не по шесть. Мы переходим к классической схеме проведения трековых гонок, когда стартуют четыре машины.

– А сколько заездов будет?

– Двадцать заездов. По регламенту если у нас, допустим, 20 спортсменов, то из них будут участвовать 16 сильнейших. Этих сильнейших определят квалификационные заезды. Гонка пройдет 4 января, начало в 17.00. Если, конечно, нас не подведет погода. Если будет ниже 25 градусов, то гонку мы будем вынуждены отменить. Все-таки мероприятие затратное, и для нас важно присутствие зрителей. Затраты включают в себя оплату аренды, охраны, судейства, дежурство скорой помощи, много сопутствующих расходов.

Судейство у нас то же самое. Это Виктор Сулимов со своей командой. Принципиально ничего не меняется, единственное, что новая площадка, новые возможности.

– Каков календарный план?

– Будет четыре этапа. Первый – 4 января. Затем большой перерыв, так как будут проходить хоккейные игры. Второй этап приурочен к 23 февраля, но пройдет 25 февраля. Следующий 11 марта и заключительный – 25 марта. Принято решение, что из четырех этапов очки будут суммироваться по трем этапам. То есть три и финал. Если найдем партнеров, хотим организовать призовой фонд, чтобы поощрить спортсменов хотя бы за первые три места. Пока нас поддерживает только одна компания – «Северрегионснаб», выделивший 150 тысяч. На одну гонку этого достаточно, но на весь чемпионат мало. Хотелось бы еще два-три таких бюджета. Потому что каждый раз возникает головная боль по поводу того, соберешь кассу или нет.

Помню, нас просили в 2018 году под «Крымскую весну» сделать вход на соревнования бесплатный, и тогда при 25-градусном минусе пришло пять тысяч зрителей. На хоккей при минус 5 ходит бесплатно сто человек. Разница интереса колоссальная. В середине нулевых бесплатно приходило по семь-восемь тысяч человек, я сам тогда приходил как зритель. Вот и не понимаю, почему нет до сих пор такого спонсора, который мог бы обеспечить бесплатный вход. Это же досуг для людей. По сути, вечер с пяти до восьми-девяти часов занят приятными эмоциями. В наше время эти прекрасные яркие эмоции необходимы, чтобы отвлечься от какого-то негатива, просто развеяться, чтобы тебя пощипал немножко морозец, ведь это тоже полезно.

– Стадион поменялся, и, наверное, что-то для вас теперь изменилось в техническом плане?

– Да, будем выставлять бетонные ограждения вдоль административного здания и вдоль холодильной установки. Из-за этого мы потеряли ширину льда примерно на метр, поэтому и старт будет не из шести, а из четырех машин. Для четырех автомобилей места вполне хватает. Ширина составит 11 метров на прямой, в поворотах все так же будет 15.

В целях безопасности на выходе со второго поворота, когда начинается трибуна, мы выставляем бетонное ограждение. Для нас безопасность имеет первостепенное значение. У спортсменов должны быть шлемы, вся необходимая экипировка, специальное кресло, которое в народе называется ковш, пятиточечные ремни безопасности, каркас безопасности. В салоне не должно быть ничего лишнего.

– В перерывах чем будете развлекать зрителей?

– Конкурсы для болельщиков проводить не хотим, потому что это небезопасно, лед скользкий, это травмоопасно. В перерывах на чистку льда планируем брать интервью у спортсменов и транслировать в прямом эфире на больших экранах, которые появились на стадионе. Ведь людям всегда интересно увидеть поближе автомобили и эмоции спортсмена, посмотреть, что происходит в закрытом парке, как готовятся спортсмены. Поэтому технической оснащенностью надо воспользоваться. Важно напомнить, что по новым правилам на стадион запрещено проносить термосы. Но на новом стадионе прекрасные места, чтобы погреться, большие и вместительные, где будут работать кафе, пиццерия и будут торговать шашлыком.

– Стоимость билетов изменилась?

– В 2019-м билет стоил 250 рублей, сейчас мы подняли до 300, считаю, что это небольшое повышение стоимости.

– Учитывая продолжительность гонки и в целом зрелище, эту сумму можно назвать символической.

– Согласен. На кармане обывателя это сильно не скажется.

– Как считаете, люди соскучились по гонкам на стадионе?

– Да мы и сами соскучились. Конечно, мы ездили на соревнования в другие регионы – минспорта посодействовало. Уверен, сезон получится зрелищным. Каждый этап – это же настоящий праздник спорта, ведь люди проводят два с половиной – три часа на свежем воздухе, дети и молодежь на это время отвлекутся от телефонов, а это уже хорошо. Зрители увидят гонщиков, по которым соскучились.

– Кстати, кто из прославленных гонщиков будет выступать, а кто нет? Скажем, автоледи Ирина Ярошенко продолжит сражаться за чемпионский титул?

– Не волнуйтесь, мы ее увидим на треке. Будут и новички, еще ни разу не выступавшие. У Сергея Савина участвует сын. У молодежи есть интерес к этому виду спорта, хотя он далеко не дешевый. В автоспорте все зависит не только от твоего умения, навыков и ловкости. Соответствовать уровню твоей подготовки должно еще и транспортное средство, а время сейчас непростое.

Взять хотя бы такую обыденную вещь, как замена масла в автомобиле. Мы ведь в машины льем не простое масло, а спортивное, которое сейчас под санкциями. Тут каждый как может выходит из положения, у кого-то старые запасы. Вот, например, у меня было 11 литров, делюсь им с Сергеем Шерстобитовым. На этот сезон оно у нас есть, а на следующий уже не остается.

– На озерах гонки останутся?

– Там мы их проводили, чтобы спортсмены не теряли квалификацию. В других регионах – в Кировской и Архангельской областях – гонки проходили, и теперь ребята собираются приехать к нам. Чемпионский титул до сих пор принадлежит нашей республике (в 2019-м победу в сезоне одержал сыктывкарец Максим Кулешов – авт.), и, конечно, не хотелось бы его отдать без боя, а хочется навязать хорошую конкуренцию. Вот поэтому проводили мероприятия на озерах. Они проходят и сейчас. Мы продолжаем использовать это место как для тренировок, так и для проверки готовности автомобилей.

– Чистка снега на озерах затратное дело. Как справляетесь?

– Все вместе стараемся поддерживать площадку в хорошем состоянии. Скидываемся, создаем маневренный фонд и на эти деньги осуществляем подготовку. Я сам на тракторе чищу снег, чтобы сэкономить.

– Ирина Ярошенко поддерживала навыки тоже на озерах?

– Да, она соревновалась на озерах. Ее супруг Миша Ярошенко тоже с удовольствием бы участвовал, но его спортивный автомобиль нуждается в существенных вложениях. Он помогает Ирине, многое объясняет.

– Будут ли новые машины?

– Ждем возвращения одного автомобиля, пока не буду говорить какого. Надеюсь, все будут довольны и рады. Боря Сидоренко продал автомобиль, и на нем будет участвовать новичок. Николай Новожилов сдает свой автомобиль в аренду Сергею Левину. Сергей – картингист, ему 18 лет. Они поедут на авто вдвоем.

– То есть участвовать будут по очереди? А что – так можно?

– Да, у нас регламентом это не запрещено. Когда они будут участвовать в одном заезде, придется выбирать, кому ехать. Может, будут жребий бросать.

– Сколько участников из соседних регионов?

– Будет участник из Архангельской области, шестеро из Кировской, итого семь. Местных спортсменов 16. Подсчитать число участников сложно, потому что пока неясно, у кого на каком этапе подготовка автомобиля. Хотя о соревнованиях мы объявили еще в начале октября, и времени в принципе хватает. Бывало, некоторые собирали машины за сутки до начала гонки. Естественно, это сказывается на результатах, но по крайней мере выехать, проверить себя и автомобиль можно. Плохо, что у нас нет полноценной площадки для тренировок, ведь технику надо тестировать, а проверять ее непосредственно в ходе гонки, конечно, неправильно.

– На «Вельскую милю» в Архангельскую область регулярно приезжают легенды автоспорта. А к нам кто-то из них собирается?

– Конечно, хотелось бы, чтобы приехали. В этом году туда собирается мастер спорта Кирилл Ладыгин, это действующий чемпион страны. Очень крутой спортсмен, он выступает за заводскую команду LADA Sport. Владимир Черевань регулярно ездит. В наших гонках, кстати, участвовал ветеран автоспорта из Кирова Сергей Мальков. Но неизвестно, приедет ли сейчас, потому что, насколько я знаю, он продал свой автомобиль. Наш стадион Сергей очень любит и на протяжении всего периода, пока мы проводим соревнования, а это около 20 лет, он был постоянным участником.

– В этом сезоне собираетесь участвовать в архангельских гонках?

– Сергей Шерстобитов, Максим Кулешов и Андрей Савостьянов собираются туда на гонку, которая пройдет 7 января, то есть практически сразу после нашей гонки. Там тоже будет четыре этапа. На один из них – «Кубок городов», он будет проходить 19-20 февраля – собираюсь поехать я. Возможно, поеду и в январе, когда здесь как раз будет большой перерыв. Себя хочется в тонусе держать.

– Это самое дальнее расстояние, куда вы выезжаете на гонки?

– Да, 750 километров. В пятницу выезжаем, возвращаемся только в понедельник вечером. Сами соревнования проходят в выходные дни. Два дня уходят на дорогу. Естественно, едем мы не на «боевых машинах». Неоднократно ездили на автовозе, в этом году, думаю, тоже на нем поедем. Буксировать самому тяжело, и когда туда приезжаешь, то как выжатый лимон, уже не о победе думаешь, а как бы прилечь и поспать.

– По поводу развития в целом технических видов спорта. В интервью «Республике» руководитель усинского картинг-клуба «Лидер» Петр Вокуев сказал, что было бы неплохо провести перед началом основных стартов под брендом «Супершип» еще и соревнования по картингу, то есть так называемую гонку поддержки. Возможно это?

– Картинг развивается только в Усинске, там есть отделение в спортивной школе, специализированная площадка, есть секция. В Сыктывкаре все держится на альтруизме. Мы, например, с Сергеем Шерстобитовым прошли курсы повышения водительского мастерства в 2018 году и получили сертификаты, дающие право обучать людей. Два раза ездили в Москву к Эрнесту Сергеевичу Цыганкову. Хотели открыть свою школу подготовки, но для этого нужна площадка, так что пока проект отложили.

Я обеими руками за гонку поддержки, знаю, что такое картинг, мы проводили не один чемпионат Коми на озерах. Приезжают по 50-60 участников, причем не только со всей республики, но и из других регионов. Самому младшему участнику было четыре года. Ты видишь, что у него есть азарт, воля к победе, проявляется сопернический интерес.

Картинг – это же не просто сел в машинку и поехал, спортсмен разбирается в механике, начинает крутить гаечки. Все это поможет ему в будущем, когда он сядет за руль обычного автомобиля. У него будут навыки, и он знает, как быть в той или иной ситуации. Знаю по себе, что после гонок на треке на дороге общего пользования ведешь себя абсолютно спокойно, нет чувства соперничества. Понимаешь, что ты спортсмен, и нужно это делать на специальной площадке. Поэтому надо прилагать все усилия, чтобы возможность для проведения соревнований по картингу в Сыктывкаре была. ↓

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

1 Комментарий для "Организатор «Супершипа» Иван Турышев: «Людям нужны яркие эмоции»"

  1. Ребята молодцы… Авто и мото очень зрелишные виды спорта…

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.