Дарья Герег: «Волонтерство – это не про деньги, а про желание помочь»

Уроженка села Айкино Усть-Вымского района Коми Дарья Герег занимается волонтерством с 2015 года. С 2020-го она курирует волонтеров-школьников добровольческого отряда «БлагоДарю», который действует при местном Центре социальной защиты. В мае Дарья победила в конкурсе грантов Росмолодежи с проектом мобильной творческой мастерской «Öшкамöшка» (в переводе с коми – «Радуга»). И также в этом году – в номинации «Страна возможностей» регионального этапа международной премии #МыВместе. Трудится она специалистом по социальной работе в родном селе, а добровольческой деятельностью занимается исключительно по зову души. О желании бескорыстно помогать людям, любви к малой родине и мотивации для молодежи Дарья Герег рассказала в интервью «Республике».

– С чего началась ваша волонтерская деятельность?

– В 2015 году я поступила в Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж и тогда же вступила в волонтерский отряд. Хотелось быть полезной, найти интересное для себя занятие, не учиться же 24 часа в сутки. Помимо волонтерства стала вожатой, за нашим педагогическим отрядом был закреплен Кочпонский психоневрологический интернат, мы выезжали туда и проводили мастер-классы.

– Воспитанники интерната – особенные дети. Наверное, психологически очень тяжело заниматься с такими ребятами?

– Профиль моего педагогического образования – воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием. Мне приходилось сталкиваться с детьми с ОВЗ. Первая практика в интернате была ознакомительной. Да, очень страшно и очень жалко деток, но нас учили тому, что излишнее сострадание проявлять не следует, а нужно просто помогать и работать с ними.

В дальнейшем опыт вожатой сильно помог мне в волонтерской деятельности. Я вообще в педколледж пошла учиться, потому что с детства мечтала стать вожатой. Мечта сбылась, и в итоге я много ездила по лагерям, за годы учебы накопился большой опыт. Ну и потом как волонтеры в интернате в большей степени мы работали со взрослыми людьми. Пациентов с очень сложными заболеваниями нам, конечно, не доверяли, мы проводили мастер-классы с теми, кому действительно можем помочь.

– Расскажите о своей победе в конкурсе грантов Росмолодежи. Что это за проект и почему его назвали «Öшкамöшка»?

– Хотелось привнести национальный компонент, чтобы на уровне России он как-то выделялся. Решила, что название должно быть звучное. Öшкамöшка – и звучит интересно, и ассоциируется с яркими красками. Проект направлен на то, чтобы открыть мобильную творческую мастерскую, которая будет функционировать в Усть-Вымском районе, совместно с волонтерами мы будем проводить мастер-классы в отдаленных селах.

По проекту мы должны обучить пятнадцать волонтеров-школьников в возрасте от 10 до 15 лет и пятнадцать «серебряных» волонтеров в возрасте 50+ нашего добровольческого отряда «БлагоДарю». Обучаем различным интересным видам творческой деятельности. К концу января – началу февраля следующего года мы его завершим. Я как физлицо подавала все документы и несу за реализацию полную ответственность.

– Сколько человек входит в отряд «БлагоДарю»?

– Порядка 40 человек. Кроме того, еще у нас есть целый волонтерский класс. Ребята мотивированные, они все изначально заряжены на бескорыстную помощь людям. Есть основной костяк, плюс дополнительно целый класс, а также более 20 «серебряных» волонтеров. Проводим социально значимые мероприятия, к которым мы целенаправленно готовимся, и наши ребята активно помогают.

Сейчас я еще и руковожу, но я не тот руководитель, который спустил задачу и уходит, а всегда нахожусь со своими ребятами, рядом со мной те школьники, которые действительно горят этим, заряжаю их и сама заряжаюсь от них.

– Вы чувствуете, что в России добровольческая деятельность набирает обороты с каждым годом?

– Да, сейчас созданы и действуют такие организации, как Российское движение школьников, Юнармия, Ресурсный центр добровольчества. Когда я училась в школе с 2006 по 2015 год, этого не было, мы сами находили себе занятия, посещали кружки. Поэтому у меня огромное желание показать ребятам, что у них есть возможность заниматься чем-то интересным и полезным.

– Что еще нужно молодежи?

– У молодежи должны быть молодые наставники, которые будут с ними на одной волне. Почему дети к нам стремятся? Потому что у нас в районе руководитель сектора молодежной политики сама молодая девчонка, которая буквально на два года старше меня. Больше надо продвигать молодых, больше доверять им и давать самореализоваться.

Необходимо мотивировать молодых специалистов возвращаться в родные районы, а для этого там должны появляться новые социально значимые объекты. Например, в Усть-Вымском районе нужен волонтерский либо молодежный центр – место, где подростки могут собираться. И такие центры должны быть во всех районах. Пусть это будет не отдельное здание, но хотя бы отдельное помещение. У меня, скажем, проблема в том, что школьники учатся почти до четырех вечера, а я работаю до пятого часа. Учреждение идет на уступки, и есть возможность задержаться, когда мы проводим мероприятия, готовим проекты и так далее.

Юные добровольцы с радостью к нам приходят, чтобы поиграть в настольные игры, да и просто пообщаться. Надо создавать как можно больше условий для полезного досуга детей, чтобы они собирались на таких площадках, а не тусовались у «Пятерочек» и в торговых центрах.

– На ваш взгляд, добровольцам нужны поощрения?

– Считаю, что мотивация должна быть нематериальная. Волонтерство – это не про деньги, а про желание помочь. Волонтер рад любой грамоте. Собрать хорошее портфолио – тоже хорошая цель. У меня было большое портфолио, которое мне помогло в учебе и при защите практики. При трудоустройстве это тоже хорошее подспорье, есть что предоставить работодателю.

Если хочешь чего-то достичь, надо что-то для этого сделать. Не искать изначально выгоду, а просто быть активным. Есть, например, программа Росмолодежи «Больше, чем путешествие». Нужно представлять свои проекты, участвовать в конкурсах, победителей поощряют поездками по России. Я как победительница ездила в Санкт-Петербург по этой программе на четыре дня. Там все было бесплатно: трансфер, проживание, питание, экскурсии. Вот это хорошая мотивация, чтобы дальше трудиться и развиваться. Это единственная, наверное, материальная мотивация, которую я получила. А так всегда занимаюсь волонтерством потому, что мне это нравится, не рассчитывая на денежное вознаграждение.

– Одно дело участвовать в волонтерских акциях раз в месяц, другое – ежедневно. Знакомые волонтеры сетовали, что от частых добровольных акций выгорают. Было у вас такое?

– Эмоциональное выгорание бывает у всех. Нужно уметь к нему адаптироваться. Мероприятие прошло, вдохнул – выдохнул, переварил и через пару дней переключаешься на другую работу, готовишься уже к новому мероприятию. Во всем требуется гармония. И, конечно, должно быть именно призвание. Если ты горишь этим делом, тебе не надо никакой мотивации, ты сам себе мотиватор. Я ведь и вне отряда всегда ищу мероприятия, где могу и одна поучаствовать. Чем больше посещаешь мероприятий, тем больше знакомств. Так узнаешь, где можешь быть полезной.

Волонтерила на «Велоночи», например, и в этом году на шествие «Бессмертного полка» из Айкино специально приезжала в Сыктывкар, потому что очень хотелось поучаствовать в таком масштабном мероприятии. В прошлом году ездила на пять дней в Чебоксары на международный фестиваль юношеских СМИ «Волжские встречи». Покупала сама билеты, оплачивала проживание, потому что хотелось встретиться с друзьями. От Коми туда регулярно ездят ребята-журналисты. Там новая атмосфера, и это запоминающееся мероприятие. Была уже дважды, и сейчас на зимний форум позвали, он будет проходить в Казани.

– А там вы как волонтерили?

– Все дни провела в столовой, чтобы все 250 участников были накормлены, чтобы у всех были талончики на питание, моментально решала возникающие вопросы с работниками столовой.

– Вы также участвовали в недавнем форуме волонтеров «Мастера добровольчества» в Сыктывкаре. Что дают такие мероприятия?

– Это объединяет, дает дополнительный толчок для работы. Подобные мероприятия очень важны. В прошлом году была на форуме «Мир волонтерства», в июне 2022 года – на окружном форуме добровольцев Северо-Западного федерального округа. Стараюсь ездить на все форумы. В этом плане мне повезло, потому что с работы отпускают, во всем идут навстречу. Начальство понимает, что это полезно для моей работы, это новый опыт. Езжу на форумы, чтобы находить новые методы вовлечения в волонтерскую деятельность, ту же самую мотивацию для добровольцев, чтобы они не перегорали.

– Такие активные люди нужны республике, но вы, наверное, планируете уезжать в Москву или Санкт-Петербург, как это многие сейчас делают?

– Меня уже пытались переманить в Чебоксары и Нарьян-Мар, в Екатеринбург зазывают. Во-первых, я искренне люблю родную республику, а во-вторых, не хочу жить в большом городе. Люблю путешествовать, открывать для себя новые города, но жить мне комфортно в родном районе. Во время учебы жила в Сыктывкаре, но вернулась в Айкино. Если хочешь движ, то сам себе его создашь, и съездить в большой город несложно, тем более что наше село находится не так далеко от города. Пока планов уезжать из Коми у меня нет. ↓

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Дарья Герег: «Волонтерство – это не про деньги, а про желание помочь»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.