Под стрекот пишущей машинки

Пишущие машинки, которые еще называют печатными, сегодня уже можно назвать музейным экспонатом, а ведь лет тридцать лет назад они еще были основным рабочим инструментом журналистов, писателей, секретарей, делопроизводителей и представителей многих профессий. Автор этих строк, будучи студентом, радовался приобретению пишущей машинки,  печатал на ней курсовые и  дипломную работы, рассказы и статьи. Как чудо техники воспринималась электронная пишущая машинка с памятью. Постепенно стрекот машинок заменило приглушенное гудение компьютеров, и «Любавы», «Олимпии», «Ятрани» и «Эрики» как-то незаметно исчезли с рабочих мест, а затем и из  повседневной жизни.

Выставка в «Светоче»

Увидеть небольшую, но интересную коллекцию этих машинок можно на выставке в центральной библиотеке Эжвинского района Сыктывкара «Светоч». На ней представлены машинки, подаренные эжвинцами. У людей старшего поколения они вызывают ностальгию, а молодежь недоумевает, как можно печатать без монитора.

Выставка знакомит с воспоминаниями извсестных литераторов  республики о том, какими машинками они пользовались. Например, журналист и писатель Виктор Демидов, когда готовил к изданию сборник «Инта весенняя», набирал тексты дома. Он вспоминал: «Месяца два-три трещала у меня дома по ночам портативная машинка «Эрика». Чтобы этот «пулеметный» треск не мешал домашним и соседям спать, я ставил ее на широкий и жесткий подоконник, подкладывал под нее толстую подушку, перепечатывал и одновременно редактировал стихи, очерки, рассказы… Вскоре довольно-таки увесистая рукопись была готова. В нее вошли разнообразные творения двух десятков авторов. Практически всех, кто успел представить их в намеченный срок. «Инта весенняя» была издана в 1972 году в Сыктывкаре».

Из воспоминаний Татьяны Тюпенко, дочери – коми Пришвина – писателя Ивана Коданёва: «Я помню день, когда в нашем доме появилась старинная печатная машинка «Ундервудъ», которую купил папа. Почти все его рассказы были напечатаны на ней. Сам он не печатал, этим занимались мама и я. Это были мои первые уроки машинописи, так пригодившиеся мне позже для работы на компьютере. Первым и главным литературным критиком всех папиных рассказов была мама. Филолог по образованию, она подправляла тексты, высказывала свои замечания. Папа писал на коми языке, подстрочный перевод на русский делала мама, и я часто слышала, как они пытались найти адекватное русское слово при переводе того или иного коми слова».

На выставке также представлен список участников первой конференции коми народа Эжвинского района, напечатанный коми драматургом Гением Горчаковым. Как рассказали «Республике» в библиотеке, недавно выставка пополнилась еще одной пишущей машинкой – ее подарил один из читателей, пожелавший остаться неизвестным.

Remington Анны Заболоцкой

Собрана коллекция пишущих машин и в Литературном музее Ивана Куратова (отдел Национального музея Коми). Особенно  поражает элегантная машинка-пенсионерка «Remington Portable». Ее заморское происхождение приоткрывает незаметная надпись «Made in USA». Столетняя старушка притаилась в тихом уголке. Уже давно пересохла черная краска на ленте, угомонились и стихли некогда бойкие клавиши.  Remington – одна из самых красивых механических портативных машинок. В годы первых пятилеток в незначительном количестве модель с русской раскладкой поставлялась в СССР. Литерные рычаги в корзине раскинуты, как пластины раскрытого веера. Такое расположение не только придает легкую элегантность, но практически исключает их случайное цепляние друг за друга при быстрой печати. На машинке указана торговая марка фирмы Remington, и, видимо, девиз компании: «To save time to lengthen life» («Экономя время – удлиняешь жизнь»). Название Remington происходит от фамилии американского конструктора-оружейника Элифалета Ремингтона, основателя компании, который в 1870-е годы взялся за производство пишущих машинок.

В Сыктывкар американский механический раритет попал из Москвы – в музей его пять лет назад привез российский историк, знаток древнерусской книжной культуры Борис Морозов. Машинка принадлежала сестре его бабушки – сотруднице Коми книжного издательства, переводчице Анна Заболоцкой (урожденной Морозовой), которая стояла у истоков коми печати. Но, к сожалению, о ее судьбе известно немного. Родилась Анна Андреевна в 1901 году в межадорской деревне Кычаншор. С 1914 по 1918 год училась в Ношульском высшем начальном училище, затем продолжила образование в учительской семинарии Усть-Сысольска  на трехлетних педагогических курсах. В 1921 году девушка начала работать в городском подразделе по выпуску литературы и в издательстве коми книги. В юности, живя в Усть-Сысольске, Анна играла в первом профессиональном коми театре – в 1919 году она исполнила роль в постановке первой пьесы Виктора Савина. С 1922 по 1924 год работала в облвоенкомате, но потом вернулась в книжное издательство. Там с 1924 по 1929 год она трудилась корректором, помощником редактора, ответственным редактором. Одновременно училась на журналиста во Всесоюзном коммунистическом институте. После окончания института три года работала в Партиздате ЦК ВКП(б) редактором Коми секции. После закрытия секции перевелась обратно в Сыктывкар и связала свою жизнь с журналистикой. С 1934 года она руководила партотделом в редакции газеты «Вӧрлэдзысь», затем была заместителем редактора. С ноября 1935 года по август 1936-го руководила Коми государственным издательством. Затем уехала в Москву, где была назначена заведующей партийным отделом газеты «Лесная промышленность», a спустя два года стала заместителем главного редактора газеты. Вскоре она возглавила редакцию издания. Позже, вплоть до смерти в 1963 году, в течение двадцати двух лет Анна Заболоцкая возглавляла Центральную научно-техническую библиотеку Министерства лесной и бумажной промышленности СССР, писала труды по истории и библиографии по этой отрасли.

В коллекции Литературного музея Ивана Куратова также хранится пишущая машинка ученого и писателя поэта Василия Лыткина. Еще в музее  есть машинка «Москва» середины 1950-х годов, на которой работал коми классик Геннадий Юшков.

Слепая печать

Немногие знают, что для слепых тоже производили пишущие машинки. Одна из них – Tatrapoint Standard – сохранилась в специальной библиотеке для слепых Республики Коми имени Луи Брайля. Любопытно, что на интернет-аукционах такие машинки стоят значительно дороже обычных – от 90 тысяч рублей и выше.

Специальную машинку разработали в 1951 году в школе Перкинса для слепых. Брайлевские пишущие машинки – это устройства, разработанные для людей со значительной потерей зрения, включая полностью ослепших людей. Специализированные пишущие машинки позволяют печатать шрифтом Брайля не только тем, кто уже хорошо овладел брайлевским шеститочием, но и тем, кто только начинает изучать данный алфавит.

Машинки для печати шрифтом Брайля оснащены всего шестью клавишами, клавишей «пробел», клавишей перемещения назад и ручкой вала для перевода строки. Шесть клавиш соотносятся с шестью точками брайлевского шрифта, поэтому для набора необходимой буквы нужно одновременно нажать клавиши, которые формируют соответствующий знак. Клавиши знаков располагаются слева и справа от клавиши «пробел» – по три на каждую сторону. Еще одна особенность – во время работы машинка бесшумна.

Существует два основных типа машинок для печати шрифтом Брайля – классические механические и электронные с дисплеем. Электронные брайлевские машинки оснащены дополнительным функционалом: например, синтезатором речи, который озвучивает текст, переводчиком на сокращенный Брайль и обратно, функцией редактирования, сохранения и передачи файлов через USB-носители.

Скоропечатник и Яналиф

Идея быстрой печати текстов в домашних условиях возникла еще в начале XVIII века. Начиналась история создания печатной машинки в 1714 году, когда английскому инженеру Генри Миллью был выдан первый патент на изобретение «машины для расшифровки письма». Он запатентовал не только машину, но и способ последовательной печати символов на бумаге. Но подробной информации об его изобретении, а также сведений о реальном создании и применении описанной машины не сохранилось. В 1808 году свою печатную машину создал итальянец Пеллегрино Турри для слепой подруги – графини Каролины Фантони де Фивиззоно. До наших дней дошла ее переписка. В 1830 году датский пастор Моллинг Хастер изобрел свой вариант. Такую машинку философу Фридриху Ницше подарили на Рождество.

В Российской империи тоже работали над созданием пишущей машинки. В 1870 году свое устройство презентовал инженер Михаил Алисов. Оно получило название «скоропечатник». Российская наборно-пишущая машина была представлена на нескольких международных выставках и получила хорошие отзывы.

Первая коммерчески успешная машинка была запатентована в 1868 году Кристофером Шоулзом из Висконсина. Машинку продали фирме Ремингтон, и 1 марта 1873 года были заключены контракты на изготовление первой партии машинок «Ремингтон № 1». Этот день считают Днем пишущей машинки. В том же 1868 году американец Франц Вагнер создал не менее известную машинку «Ундервуд» (по фамилии Джона Ундервуда, которому Вагнер продал права на машинку).

Первый тираж пишущих машинок вышел в свет в 1874 году. Среди покупателей чудо-машины был и Марк Твен. Предполагается, что его повесть  «Приключения Тома Сойера» стала первым художественным произведением, напечатанным на пишущей машинке. К началу XX века открылось множество фирм по производству пишущих машинок. Наборщиков текста изначально называли ремингтонистками и ремингтонистами, а потом, когда производителей машинок стало больше, — машинистками.

В нашей стране пишущие машинки долгое время не делали, а ввозили американские и немецкие. Только в 1929 году в Казанской механической мастерской пишущих машин «Татязмаш» сделали советскую машинка «Яналиф». Ее назвали в честь нового алфавита, который разрабатывали для тюркоязычных народов СССР на основе латиницы. В 1930-е в Ленинграде открыли «1-й Государственный завод пишущих машинок» («Пишмаш»), он выпускал машинки «Ленинград». Возникли заводы в Москве и Уфе, выпускавшие «Башкирию» и «Уфу». В 1960-1970-е годы производились модели «Украина», «Москва», «Ятрань» (с кириллическим шрифтом и латинским для Прибалтики), в 1980-х в Рязани – электромеханическую «Любаву» – лицензионную копию «Эрики» (ГДР).

Из зарубежных достаточно широко были распространены пишущие машины марок «Оптима» и «Роботрон», «Эрика», «UNIS tbm de luxe», «Олимпия» и «Консул». Свободно приобрести машинку, несмотря на их массовое производство, было сложно. Какое-то время частным лицам пишущие машинки продавались только по особому разрешению, и владелец должен был хранить машинку в условиях, исключающих бесконтрольный доступ к ней других лиц. Совсем как оружие.

В апреле 2011 года закрылся завод по производству пишущих машин в Мумбаи, принадлежавший индийской компании Godrej & Boyce.  Это было последнее предприятие, где их массово выпускали. В ноябре 2012 года фабрика Brother выпустила пишущую машину, названную «последней, произведенной в Великобритании».  Но там, где важна секретность, машинки продолжают применять и в наши дни. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Под стрекот пишущей машинки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.