Жизнь и труды Алексея Сидорова

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Алексея Сидорова – разносторонне одаренного ученого, с именем которого связана целая эпоха в развитии коми языкознания, этнографии, литературоведения и археологии. Руководитель первого коми вуза и инициатор создания Коми научно-исследовательского института, он стоял у истоков науки в Коми крае. Ученый-энциклопедист впервые проанализировал и обнародовал творчество Ивана Куратова, открыл и описал несколько десятков археологических памятников, создал более 80 научных работ, в том числе уникальную монографию по психологии колдовства «Знахарство, колдовство и порча у народа коми». Многогранность таланта ставит его в один ряд с учеными эпохи Возрождения.

К юбилею ученого в Литературном музее Ивана Куратова (отдел республиканского нацмузея) открылась выставка «Мутас. Территория». На экспозиции представлено одно из направлений его исследовательской деятельности – сбор фольклора о традиционной культуре и мировоззрении коми.

Основной экспонат – это изрядно потрепанная книжка «Знахарство, колдовство и порча у народа коми: материалы по психологии колдовства». Книга написана на основе фольклорного и этнографического материала и издана в 1928 году. Со страниц этой научной работы можно узнать, что испокон веков «знахарство, колдовство и связанные с ними явления занимали исключительное место» в жизни коми. В этом особенность мироощущения, мировоззрения народа. Сидоров подчеркивал, что «колдуны, знахари являются хранителями мифологических представлений» народа, связанных с их укладом жизни, бытом и культурой. Это особая территория со своими законами и тайнами.

В коми фольклоре бытовало много рассказов о колдунах и знахарях, упоминаемых ученым в своей монографии. Это истории об усть-сысольском купце Суханове-Шыпиче, верхневычегодских героях Тунныръяке и Пере, вымском охотнике Йиркапе, ижемском Яг Морте, корткеросском Кöрт Айке и других.

На выставке помимо книги представлены предметы традиционной культуры, природные материалы, применявшиеся как «колдовской инвентарь». Рассказ о героях колдовского эпоса и знахарства сопровождают книжные иллюстрации художника Аркадия Мошева из серии «Мифология народа коми», костюмы героев и фотографии сцен из спектакля «Вöр керка» («Лесной домик») Национального музыкально-драматического театра Республики Коми, созданного по мотивам охотничьих историй и обрядов из книги Сидорова.

Большинство из описанного Сидоровым уже исчезло, поэтому ценность работы со временем только возросла. Также интересно современным этнографам его исследование коми погребальных обрядов и обычаев. В статье «Идеология древнего населения Коми края» Сидоров на основе большого археологического и этнографического материала раскрыл идеологию предков коми народа, воплощенную в предметах пермского звериного стиля.

Как-то в редакцию одной из республиканских газет пришло письмо от читательницы, которая жаловалась на хулиганившего «барабашку». Старушка из глубинки, прочитав в статье, что есть такой Сидоров – «специалист по колдовству», слезно просила познакомить ее с Алексеем Семеновичем, чтобы тот изгнал обосновавшихся в квартире «духов». Редактор газеты наложила на письмо резолюцию: «Передать письмо А. Сидорову и познакомить с ним автора письма».

Интереснейшая судьба ученого была полна загадок, а в его биографии оставалась немало белых пятен. Доктор культурологии Майя Бурлыкина написала и издала академическое издание «Ученый-энциклопедист А.С. Сидоров». Каждая глава книги – это подробное описание одного года из жизни ученого. Сложность при написании была в том, что энциклопедист никогда не вел дневника и не писал воспоминаний.

На открытии выставки Майя Бурлыкина рассказала о некоторых страницах биографии нашего выдающегося земляка. Родился Джеле Семе Оле (так его звали односельчане) 28 сентября (10 октября) 1892 года в крестьянской семье в селе Палевицы Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Сыктывдинский район). После окончания двухклассного училища он поступил в Тотемскую учительскую семинарию, затем работал в школе деревни Кони. Будучи школьным учителем, Сидоров впервые проявил интерес к науке: записывал фольклор, изучал местный диалект, раскапывал «чудские ямы». Затем педагог продолжил образование в Вологодском учительском институте. В конце 1920 года Сидоров организовал в Усть-Сысольске первый вуз – ПИНО (Коми практический институт народного образования), а в 1922 году стал его ректором. Алексей Сидоров был одним из главных организаторов культурно-просветительского общества «Коми котыр», стал главным организатором Общества изучения Коми края (ОИКК).

– Алексей Сидоров стал первым исследователем творчества основоположника коми литературы Ивана Куратова, – напомнила Майя Бурлыкина. – Дело в том, что первой женой ученого была внучатая племянница поэта Людмила Степановна. От нее он и узнал о реликвиях рода Куратовых, полстолетия хранившихся в семье. В одну из первых поездок в 1923 году к тестю в Визингу Сидоров познакомился с рукописным архивом поэта. В этом же году ученый дал краткий обзор рукописного наследства Ивана Куратова и в журнале «Парма ёль» опубликовал два его стихотворения. Затем начал готовить полное собрание сочинений поэта. Но подготовленный им к столетнему юбилею Ивана Куратова академический двухтомник был издан без упоминания фамилии уже попавшего в «черный список» Алексея Сидорова.

В ночь на 21 сентября 1937 года ученого арестовали в Ленинграде и по этапу отправили в Сыктывкар. В обвинительном заключении было записано, что он «является участником контрреволюционной буржуазно-националистической организации и ведет активную буржуазно-националистическую агитацию, обрабатывает молодежь в буржуазно-националистическом духе». Срок по тем временам он получил небольшой – три года. Большую часть заключения провел в тюрьмах Сыктывкара и Верхнего Чова. Из библиотек были изъяты все его работы, а многие из его трудов до сих пор не опубликованы. После освобождения осенью 1940 года известный ученый вынужден был работать подсобным рабочим и сплавщиком леса. Только в 1942 году Алексей Сидоров был принят на должность младшего научного сотрудника в сыктывкарский Научно-исследовательский институт языка и письменности. В 1945 году он защитил кандидатскую диссертацию, а через два года докторскую. Умер ученый в 1953 году во время научной командировки в Москву, а реабилитировали его только три года спустя. Могила исследователя находится на Введенском кладбище российской столицы только потому, что смерть настигла его в Москве.

Многогранность личности Алексея Сидорова поистине удивительна. Помимо всего прочего, он, например, стал и одним из первых фотографов в Коми крае. Интересны его фотографии, запечатлевшие дореволюционный быт и одежду коми крестьян, а иногда и просто «колоритных людей». Так, в родных Палевицах он сфотографировал «тронутого умом» мужичка. Интересны его снимки, запечатлевшие дореволюционный быт и одежду коми крестьян. В списке изъятого при обыске и аресте Сидорова в 1937 году значились и два фотоаппарата.

Но ведущее место в его научной деятельности все-таки заняло языкознание. Он занимался диалектологией, лексикологией, орфографией, правописанием, древнепермской письменностью, составлением словарей, проблемами развития коми литературного языка и его синтаксисом. В 1920-е годы, будучи аспирантом при Академии наук СССР, познакомился с крупнейшим языковедом того времени – академиком Николаем Марром, оказавшим огромное влияние на молодого коми лингвиста. Основным языковедческим трудом Алексея Сидорова является неизданный двухтомник «Синтаксис коми языка». ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

Оставьте первый комментарий для "Жизнь и труды Алексея Сидорова"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.