Сергей Слободян: «Тяжелая атлетика воспитывает стойкость»

С 31 мая по 5 июня на базе республиканской Спортивной школы олимпийского резерва №2 проходило первенство России по тяжелой атлетике среди юниоров и юниорок до 23 лет. Столь крупных состязаний по одному из важнейших видов спорта в регионе не было много лет. В команде Коми, завоевав серебро, лучший результат показала Мария Андреева, воспитанница местного специалиста Евгения Костина. О значении первенства, проблемах и перспективах «королевы силовых видов спорта» в Коми в интервью «Республике» рассказал директор Федерации тяжелой атлетики Республики Коми Сергей Слободян.

– Как вы оцениваете итоги первенства России и насколько это значимое событие для региона?

– Соревнования такого уровня, если брать новейшую историю, у нас в регионе проводились три раза: в 1999-м, 2007-м и вот сейчас. Уровень организации был наивысшим именно в 2022-м, то есть мы установили некую новую планку на будущее. Старт всем понравился, приехало 350 участников, большая часть из которых проживала на республиканском лыжном комплексе имени Раисы Сметаниной в селе Выльгорт Сыктывдинского района. Гостям там так понравилось – чистота и уют, – что они даже назвали это место «маленькой Швейцарией». Было установлено 23 рекорда России. Событие имеет большое значение для нашего региона. Поддержку в организации первенства нам оказал заместитель председателя правительства Коми Алексей Просужих.

– Соревнования должны стать неким импульсом к развитию?

– Да, хотим, чтобы увеличилось количество занимающихся. Предполагаем открытие новых залов в Сыктывкаре. Вид спорта у нас не ограничен только нашим городом. Есть отделение в Троицко-Печорске, тренирует ребят Виталий Петрович Ялынычев, есть в Корткеросе, там тоже молодой тренер. В планах объехать всю республику, посмотреть залы, где возможно создание секций по тяжелой атлетике. В Воркуте тренер-энтузиаст Игорь Поликарпов организовал своими силами зал и уже с воспитанниками приезжал полтора месяца назад к нам на соревнования.

Проблем в районах много, мы помогаем насколько можем: привозим оборудование, делимся опытом. Оборудование там в основном старое, катастрофически не хватает штанг и всего остального, поэтому требовать от них каких-то выдающихся результатов мы не можем. Проблема с оборудованием остро стоит в целом перед нами, и в ближайшие пять-шесть лет улучшения мы не ожидаем. Тем не менее будем пытаться укомплектовывать залы насколько возможно.

– Кажется, что нет ничего проще, чем оборудование для тяжелой атлетики. В чем же сложность?

– Федерацией тяжелой атлетики России (ФТАР) до 2021 года было сертифицировано оборудование шведской компании Eleiko. Официальные соревнования можно проводить только на оборудовании этой фирмы. В связи с санкциями идет переориентирование на китайский рынок, но, как бы это парадоксально ни звучало, «елейковское» оборудование дешевле китайского. У шведских штанг – пожизненная гарантия, то есть лет 80-100 менять не нужно будет. У китайских срок службы – от трех до пяти лет. Гриф Eleiko на сегодняшний момент стоит 45 тысяч рублей, а с комплектом дисков он будет стоить 600 тысяч. На этом грифе теоретически могут заниматься до десяти спортсменов в течение дня.

– Тяжелая атлетика в сравнении с тем же футболом не так популярна у детей. Много ли ребят занимается?

– В столице Коми четыре центра, где дети занимаются тяжелой атлетикой. Первый – это тренажерный зал «Физ-ра» в Эжвинском районе, у тренера Натальи Петровниной порядка 20-25 ребят. Набор в группу начальной подготовки у нее ограничен объемами зала. Желающих много, но нет места для занятий, в сезон у нее от 80 до 100 заявок. Еще клуб «Стратег» Владимира Аникиенко, члена нашей федерации, он тоже ведет набор детей, они занимаются силовым фитнесом. Порядка 30-35 ребят. Это коммерческое направление, по грантам, как, например, у нас в зале федерации в Орбите, можно заниматься бесплатно. Но как только грант заканчивается, а он идет примерно пять-шесть месяцев, сразу начинаются платные занятия, и не все родители могут заплатить.

Для того чтобы качественно заниматься тяжелой атлетикой, на первоначальном этапе требуется обратить внимание на обувь. Тренируются ребята в штангетках, стоят они более 20 тысяч рублей. Это специализированная обувь, но ничего другого особенного для детей не надо приобретать: обычные шортики, футболка, и все. В СШОР №2 нет проблем с формой, это хорошо, дети теми же штангетками обеспечены.

Третий зал в микрорайоне Орбита (домашняя арена ФК «Новая генерация» – авт.) арендует Федерация тяжелой атлетики Республики Коми. Мы проводим занятия по грантам для детей. Тренируется порядка 12 человек, зал очень маленький. В основном это фитнес с элементами тяжелой атлетики, потому что дети в таком возрасте – от 8 до 12 лет, когда им еще рано чисто тяжелую атлетику давать. После двух-трех лет занятий мы уже будем им давать базовые элементы по «тяжелке». Эти дети – наша база, ребята, которые в дальнейшем смогут плавно начать заниматься уже конкретно тяжелой атлетикой.

Плюс СШОР №2, где есть четыре тренера, которые работают с детьми уже как в рамках групп начальной подготовки, так и в других группах спортивной подготовки. Не скажу, что у них полные залы, потому что туда дети неохотно едут, школа географически неудачно расположена. Добираться предпочтительно на машине, не у всех есть возможность регулярно возить детей на личном автотранспорте. Если брать все группы подготовки – от начальной до высшего спортивного мастерства – фактически в СШОР №2 занимается 70-75 человек.

Именно спортсменов по направлению тяжелой атлетики на сегодня до ста человек, из них детей порядка 50, это в Сыктывкаре. Если взять с районами, то около 150 человек. Всего в регионе 250 человек на регулярной основе занимаются тяжелой атлетикой. Это те ребята, которые есть по тренерским спискам. Но надо понимать, что из этого числа могут быть и те, кто вообще не посещает занятия либо ходит редко, таких может быть до сотни. Это мы и видим на городских и республиканских соревнованиях.

Все проблемы может решить один большой зал «квадратов» на 250-300 в центре города. В кратчайшие сроки мы его сможем заполнить детьми. Желающих заниматься много, поэтому набор будет.

– Есть ли проблемы с тренерским составом?

– Как бы это грустно ни звучало, но вот в СШОР №2 у нас всего четыре человека работают на полной ставке, еще один на полставки. Если говорить об их загруженности, то, например, Евгений Костин тренирует группу высшего спортивного мастерства, у него всего пять воспитанников. Остальные тренеры работают в группах начальной подготовки, у них нагрузка побольше, там примерно 25-27 детей по спискам на каждого специалиста. Увеличивать количество ставок необходимо, потому что один тренер не может работать эффективно с таким количеством детей. Уже работая с 15-20 воспитанниками, человек распыляется. Группы должны быть до десяти человек. Полноценно четыре тренера могут тренировать 40 человек, а реально воспитанников в два раза больше. Результаты показывать при таком раскладе сложно. Для полноценного развития тяжелой атлетики нужно минимум удвоение ставок.

– История появления в сборной Коми Марии Андреевой, наверное, достойна отдельной публикации, но если кратко, то как удалось ее привлечь в наш регион?

– У Марии в определенный период времени сложились тяжелые жизненные обстоятельства, она на тот момент уже была в составе юношеской сборной России. Женя Костин на выездных соревнованиях с командой Коми общался с Марией, откликнулся на ее просьбу поработать с ней. Основными условиями было то, что она переедет в Коми и выступать тоже будет за одиннадцатый регион. У Марии в ее весовой категории на уровне России рекорды и в рывке, и в толчке среди женщин. При должной подготовке спортсменка способна войти в состав олимпийской сборной страны в 2024-м. В Коми она живет на протяжении четырех лет, и в принципе мы ее считаем уже местной спортсменкой.

– В регионе должен быть такой «титульный» спортсмен, чтобы вид спорта обращал на себя внимание?

– Должно быть «лицо» российского и даже европейского уровня. Если бы Марии у нас не было, то никакого первенства нам никто бы не дал провести.

– Мария не смогла показать свой максимум, потому что была не в лучшей форме?

– Да, неважно себя чувствовала. Она получила врачебный допуск, но выступала с температурой. До стартов сильнейшие спортсменки проходили учебно-тренировочные сборы на юге России. Соперница Марии Мадина Келехсаева, завоевавшая первое место, также выступала с температурой. Выступление было неоднозначное, но Мария еще только набирает форму и готовится к выступлению на чемпионате России, он пройдет в Хабаровске с 4 по 9 июля.

– Еще один спортсмен – сыктывкарец Дмитрий Вишневецких – в число призеров не попал. Какие у него перспективы?

– Дмитрий тренируется у Олега Фролова в СШОР №2. В мае в Выборге на чемпионате СЗФО по тяжелой атлетике он отлично выступил, при этом накануне защитил диплом, получил высшее образование. Если бы он хотя бы повторил тот результат, который в Выборге показал, то занял бы третье место на первенстве. Мы планировали, что в рывке в тройку он войдет. Потенциал у него хороший.

– Помимо этих атлетов сколько еще в Коми тех, кто вот-вот может дорасти до серьезного уровня?

– Если говорить абсолютно честно, то в нашей обойме в перспективе год-два нет близко никого, кто бы мог выступать на уровне того же Дмитрия. В перспективе трех-четырех лет у нас наберется порядка десяти человек, на которых можно обратить внимание. Проблема в том, что, к сожалению, в большинстве случаев талантливые спортсмены занимаются до того, как либо поступят в вуз, либо его окончат. То есть возраст 21-22 года – это предел занятий для большинства, а тяжелая атлетика – «поздний» вид спорта, спортсмены раскрываются позже. Определенные результаты начинаются с 19-20 лет, а во многих других видах в этом возрасте уже заканчивают расти спортсмены. Поэтому если заняться Дмитрием, дать ему нормальную зарплату, то потенциально он может стать чемпионом страны. В него нужно вкладывать большие деньги, растить его.

– Что мотивирует вас на общественных началах руководить местной федерацией, притом что финансирование минимальное и, как следствие, масса проблем?

– Мною движет желание, чтобы тяжелая атлетика развивалась в Коми. Предыдущее руководство федерации приглашало в Коми атлета из другого региона – Алексея Ловчева. Это один из сильнейших тяжей новейшего времени, в него вкладывались большие средства. Он в 2015-м побил рекорды мира, но, к сожалению, попался на допинге. При этом вина спортсмена фактически доказана не была. Это так называемый «политический» допинг. После этого в Коми от нашего вида спорта все отвернулись, закрыли все двери.

В ноябре 2017-го начал заниматься делами федерации. Сам я бывший штангист, мастер спорта. Знаю тяжелую атлетику изнутри. Путем вложения собственных финансов, путем привлечения спортсменов из Ульяновской области, которые выступали в параллельном зачете и дали Коми много медалей. Благодаря этому мы обратили на себя внимание. Маша жила в Сыктывкаре два года, не получала зарплату. Огромная заслуга в привлечении спортсменов и обеспечении Марии Андреевой лежит на Евгении Костине. В прошлом году она выиграла чемпионат страны, первенство России и чемпионат Европы среди юниоров. Такого результата в Коми по тяжелой атлетике никто и никогда не давал. Это позволило нам взять на себя проведение первенства. На сегодня мы показали и то, что у нас есть результативный спортсмен, и то, что можем проводить соревнования самого высокого уровня.

Тяжелая атлетика воспитывает характер, стойкость. Вырабатываются эти качества через монотонность при выполнении одних и тех же упражнений. Характер пригодился мне в решении задач по тяжелой атлетике уже на посту директора федерации. На сегодня мы выполнили все те планы, которые поставили перед собой в 2017-м. Дальше будем действовать в таком же ключе, и уверен, что реализуем еще больше, естественно, надеемся на понимание и поддержку со стороны руководства республики. ↓

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Сергей Слободян: «Тяжелая атлетика воспитывает стойкость»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.