Центр на связи

Во время пандемии коронавируса дистанционная медицина, в том числе телемедицина, вошла в жизнь множества семей. Кого-то из пациентов с легким течением ковида врачи консультировали по телефону, кто-то связывался со знакомыми медиками по скайпу, кто-то использовал телемедицинские интернет-сервисы и приложения.

Возможности телемедицины успешно используют не только пациенты, но и врачи. Первопроходцем в этом направлении в Коми стала Республиканская детская клиническая больница (РДКБ), где первая медицинская телеконсультация была проведена 20 марта 2000 года.

Главный врач РДКБ Игорь Кустышев рассказал журналисту «Республики», что впервые о телемедицине услышал в 1989 году, и тогда такой вариант работы сложно было даже представить. В Сыктывкаре еще и об электронной почте не слышали, а уж о передаче специфической медицинской документации по интернет-каналам и консультировании в режиме реального времени с ведущими специалистами российских медицинских центров даже и мечтать не могли – не было такой практики в России. Зато она была в Норвегии, с ней во время служебной командировки познакомился ректор Архангельского государственного медицинского института Валерий Кудрявцев. В 1989 году он приехал в Сыктывкар, чтобы обсудить с руководством республики вопрос возможности строительства общежития для студентов из Коми. Валерий Кудрявцев рассказал коллегам из нашего региона о зарубежной практике телеконсультирования. Ректор вуза красочно описывал процедуру, но слушатели все равно с трудом представляли себе такие чудеса.

– Мы понять не могли, что же это за телемедицина такая. Например, норвежский доктор, который работает на каком-нибудь отдаленном острове, отсылает снимки своих пациентов, другие данные, и в тот же день получает ответ. А у нас в больнице даже компьютера не было, так что нужна была очень богатая фантазия, чтобы эту процедуру вообразить, – вспоминает Игорь Кустышев.

Более десяти лет прошло, прежде чем Игорю Кустышеву пришлось организовывать внедрение телемедицины в РДКБ. В 2000 году реализовывалась совместная программа Министерства здравоохранения и Министерства по делам национальностей России по внедрению телемедицины в крупных по территории регионах страны, к которым относится и Республика Коми.

– Республиканская детская клиническая больница вошла в эту программу. Нам предоставили комплект оборудования, состоявший из компьютера, сканера со слайд-модулем, видеокамеры, микроскопа, программно-аппаратного комплекса «ДиаМорф». Тогда в Коми за счет федеральной программы поставили пять комплексов: в нашу больницу, в Печору, в Объячево, в Ухту и Воркуту. Но, по сути, заработал комплекс только у нас, – объяснил Игорь Кустышев.

Главврач не скрывает, что поступившая техника была по тем временам довольно сложной. Чтобы ее использовать, требовались не только технические и клинические возможности, но и врач, который освоил бы работу с ней, был заинтересован в продвижении «достижений цивилизации». В РДКБ такой специалист нашелся – заместитель главного врача Михаил Райхман.

– Я не проходил специального обучения, просто не боялся компьютера и другого «железа». До этого в больнице я уже имел дело с установкой компьютерных программ, поэтому внедрение телемедицины тоже доверили мне. Благодаря развитию техники появляются новые возможности, и все их надо в жизни использовать. Тем более когда речь идет о помощи больным детям, – сказал Михаил Райхман.

Два основополагающих принципа телемедицины – приближение медицинской помощи к больному и сокращение времени ее получения. Все обследования проводятся на месте, а врачи «из центра» помогают с постановкой диагноза по имеющимся объективным данным. В большинстве случаев даже присутствие больного на телемедицинской консультации не требуется.

– Мы консультируемся при сложных случаях или при дефиците времени для оказания помощи ребенку в экстренной ситуации. Больные, в отношении которых нужна срочная консультация, – это, как правило, дети, находящиеся в отделении реанимации, – сообщил Игорь Кустышев.

Главврач подчеркнул, что РДКБ – «якорное» учреждение для республики: в больнице высокопрофессиональный коллектив, работают кандидаты и доктора наук. Но РДКБ – лечебное учреждение, которое по профессиональной квалификации относится к третьему уровню. Медучреждения четвертого уровня – федеральные центры, оказывающие медицинскую помощь детям, специалисты которых имеют большой опыт лечения самых тяжелых заболеваний, что для медиков Коми – редкость.

Благодаря телемедицине, можно не только получить консультацию специалиста федерального уровня, но и при необходимости ускорить перевод ребенка в федеральную клинику.

– Для больного ребенка время дорого, а бумагами можно «перекидываться» долго. Вот сейчас ребенок лежит в реанимации. Мы провели телемедицинскую консультацию, через несколько часов пришел официальный вызов на лечение в московскую клинику, без которого мы не могли оформлять документы на перевозку пациента, – сообщил Михаил Райхман.

Большинство детей, госпитализированных в РДКБ, лечат, конечно же, врачи детской больницы. Однако встречаются случаи, когда ребенка просто необходимо отправить в федеральную клинику.

– Например, во всей России в год делается лишь несколько операций пересадки печени детям. У наших врачей нет такого опыта, поэтому ребенка, нуждающегося в таком лечении, мы отправим в федеральный центр. Пациентов с опухолями головного мозга – в Центр нейрохирургии имени Бурденко, потому что детей с такой патологией выявляется пять-шесть в год. В силу этого обстоятельства практики у наших врачей недостаточно. Кардиологические операции детям у нас тоже не проводятся, – уточнил Игорь Кустышев.

Подсчитано, что консультация с помощью видеоконференцсвязи гораздо дешевле физического посещения пациентом врача: в зависимости от расстояния между пунктами соотношение затрат может составлять до одного к 50 в пользу телемедицины. Телемедицинские системы позволяют провести видеоконференцию с врачом-экспертом в любое время и на любом расстоянии.

Пункт телемедицины РДКБ выглядит скромно: небольшой кабинет с одной особенностью – огромным телевизором. Впрочем, по словам Михаила Райхмана, главное – не телевизор, он-то может быть любым, а неприметная черная «коробка», в которой находятся «мозги» видеокомплекса, и оплаченный выделенный канал широкополосного доступа в интернет.

Аппаратура видеоконференцсвязи производства известной зарубежной фирмы попала в РДКБ двенадцать лет назад и, можно сказать, почти случайно. Оборудование собирались поставить в одну из областей страны, но там врачи по каким-то причинам от него отказались. Позвонили в Сыктывкар с предложением, не нужна ли аппаратура в Коми. Этот вопрос задали Михаилу Райхману. Он сказал: «Конечно, возьмем!»

За двадцать лет Михаил Райхман провел более четырех тысяч консультаций, из них – более 300 видеоконсультаций и консилиумов. Больные, госпитализированные в РДКБ, получали консультации практически во всех ведущих центрах страны, оказывающих медицинскую помощь детям.

Доктор, которому необходима квалифицированная видео- или консультация только в письменном виде, оформляет необходимые документы, прикладывает нужную для консультации медицинскую информацию и передает это в пункт телемедицины, откуда после анализа представленного материала и его оцифровки запрос уходит в один из федеральных центров. Сроки проведения консультации определяются лечащим врачом: экстренная – в течение двух часов, неотложная – в течение суток, плановая – в течение недели. В назначенный срок врачи РДКБ и их коллеги из федеральных лечебных учреждений «встречаются» в кабинете центра телемедицины и обсуждают помощь конкретному больному. Обсуждение может повторяться несколько раз, вплоть до получения необходимого результата лечения.

Сейчас в среднем в РДКБ проводится около двухсот консультаций в год. В первые годы работы пункта телемедицины их было менее сотни. Со временем медики оценили такой формат работы, и сейчас телемедицинская консультация требуется почти каждый рабочий день. По заверению Михаила Райхмана, лимита на телеконсультации нет, необходима лишь качественная подготовка к консультации.

Врачи РДКБ, в свою очередь, консультируют коллег из муниципальных лечебных учреждений республики. Это происходит в форме отсроченных консультаций (пересылкой по электронной почте оцифрованной медицинской документации) с приложением необходимой медицинской информации.

Телемедицина – формат работы не только настоящего, но и будущего, она не стоит на месте и со времени первых телеконсультаций шагнула далеко вперед. Например, возможно проведение дистанционного обучения, в том числе обучение медперсонала. Применение сетевых видеокамер позволяет транслировать хирургические операции.

Впрочем, широкое внедрение настоящих чудес телемедицины еще впереди. Сейчас получают развитие мобильные телемедицинские комплексы (переносные, на базе реанимобиля и так далее) для работы на местах аварий. Малогабаритные мобильные диагностические комплексы можно использовать при отсутствии телемедицинских кабинетов и центров, непосредственно там, где возникла необходимость: в машинах скорой помощи, удаленных больницах, бригадах медицины катастроф и санитарной авиации, медицинских формированиях ведомств по чрезвычайным ситуациям и обороне.

Телемедицинские системы динамического наблюдения применяются для наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, а также на промышленных объектах для контроля состояния здоровья работников (например, операторов на атомных электростанциях). Многообещающим направлением развития таких систем является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары, мобильные телефоны. Например, жилет с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и ряд других параметров, или смартфон с возможностью регистрации ЭКГ и отправки ее в медицинский центр вместе с координатами человека в случае угрозы для его жизни.

Домашняя телемедицина – это оказание медицинской помощи больному в домашних условиях. Сбор и передача с помощью телемедицинского оборудования данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для дальнейшей обработки специалистами – способ контроля состояния больного и своевременной коррекции лечения – основа телемедицины. Это важно, например, для больных с сердечной недостаточностью, нуждающихся в регулярных и частых обследованиях. Комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное давление кислорода, ЭКГ и функции дыхания, соединены с настольным монитором, который, в свою очередь, автоматически отправляет данные в телемедицинский центр.

Людмила ВЛАСОВА

Фото автора

Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми

Оставьте первый комментарий для "Центр на связи"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.