Помощь в важном выборе

Выбор сферы деятельности – один из самых важных в жизни, осложняется он тем, что сделать его человек должен в очень юном возрасте, чаще всего задолго до окончания школы. Ошибка при выборе профессии может привести к очень серьезным последствиям: от неудовлетворенности делом своей жизни до невозможности работать в выбранной отрасли. Для того чтобы помочь школьникам столицы Коми в этом важном выборе, Центр занятости населения (ЦЗН) Сыктывкара предложил представителям образовательных организаций социальное партнерство в организации системы ранней профессиональной ориентации учащихся. Способы сотрудничества в этом направлении обсуждались в ходе состоявшегося на днях семинара-совещания.

Как пояснила директор ЦЗН Сыктывкара Ирина Рыбина, семинары для профконсультантов, которые занимаются профессиональной ориентацией непосредственно в образовательных учреждениях, до пандемии проводились ежегодно. Пандемические ограничения не позволили провести эти мероприятия в режиме офлайн в 2020 и 2021 годах.

– В 2022 году мы наконец-то встретились все вместе, и у нас состоялся живой диалог о том, каким образом выстроить профориентационную работу среди школьников для того, чтобы они правильно выбрали будущую профессию и остались в Коми. Даже если на учебу они планируют выехать в какой-то другой субъект страны, хотелось бы, чтобы с дипломом они вернулись в Коми. Для этого нужна грамотная серьезная профориентационная работа, нацеленная на правильный выбор профессии. В одиночку ни службам занятости, ни образовательным организациям с этим не справиться, – отметила Ирина Рыбина.

Карьерный консультант Анастасия Ячменева напомнила, что профориентация должна проводиться с учетом не только изменившейся, но и постоянно меняющейся ситуации на рынке труда. Сейчас «не работает» подход, по которому считалось, что для успешной карьеры необходим только диплом о высшем образовании. В современном обществе все большее значение приобретают так называемые soft skills – «гибкие», или «мягкие», навыки, которые представляют собой комплекс компетенций, важных для карьеры, при этом не относящихся к профессиональным знаниям и не зависящих от специфики работы. Это, например, навыки социальной коммуникации, умение работать в команде, способность к самообучению, поиску и обработке информации. «Мягкие» навыки пока считаются лишь дополнением к hard skills («жесткие» навыки) – профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом.

При этом Анастасия Ячменева подчеркнула, что «мягкие» навыки никогда не заменят «жесткие» в виде профессиональных знаний, потому что даже самый коммуникабельный человек не сможет без соответствующего образования работать, например, ветеринаром, врачом, учителем.

Одна из проблем выбора профессии в том, что происходит он зачастую без привлечения специалиста, при этом родители ориентируются либо на свое личное видение будущего ребенка, либо на мечты самого несовершеннолетнего о будущей профессии. Родители чаще всего, выбирая профессию для ребенка, реализуют какие-то свои несбывшиеся мечты. Или просто выбирают популярную профессию, которая, как они считают, всегда будет востребована и гарантирует хорошие заработки. При этом часто не учитываются не только предпочтения самого ребенка, но и его характер, физические данные. Например, замкнутому человеку будет сложно работать там, где требуются публичные выступления и поддержание многочисленных контактов. А работа, связанная с ненормированным рабочим днем и многочисленными командировками, требует физической выносливости.

В ходе семинара не раз подчеркивалась важность такого метода работы, как «профессиональные пробы» – экскурсионные выходы на предприятия.

– Школьники должны не только увидеть представителей какой-либо профессии за работой, но и поговорить с ними, возможно, пройти мастер-класс, попробовать самим выполнить хотя бы небольшую часть работы, – сказала Ирина Рыбина.

Ведущий инспектор Ольга Рябова считает, что профессиональным самоопределением нужно заняться, обучаясь в среднем звене, чтобы школьники определялись с выбором профессии не в выпускных классах, а имели в запасе несколько лет. По ее словам, с «огрехами» профориентации специалисты ЦЗН сталкиваются регулярно: сейчас на учете в центре состоят 232 гражданина в возрасте до 30 лет. Они молоды, трудоспособны, активны, но не могут найти работу, а кто-то и не хочет работать по полученной специальности.

В ходе семинара специалисты ЦЗН напомнили, что одна из задач, стоящих перед службой занятости, – это мотивация молодых людей к осознанному выбору профессионального пути, обеспечение высокого качества профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на рынке труда, а также снижение уровня безработицы среди молодежи.

ЦЗН организуют профессиональную ориентацию граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Результатом является выдача гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендуемые виды профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести успешную профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям. Услуга оказывается бесплатно.

Одна из участниц семинара, педагог-психолог лицея народной дипломатии Сыктывкара Любовь Кирилова, призналась, что не знала об оказании такой услуги центром занятости:

– Я была удивлена тем, что есть такая организация, которая бесплатно предоставляет помощь классному руководителю, педагогу-психологу. Обычно мы сами решаем свои проблемы, вопросы коммуникации с работодателями, а сотрудники центра занятости, профессиональные психологи, готовы нам помогать. Я думаю, что такое сотрудничество очень важно.

Людмила ВЛАСОВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Помощь в важном выборе"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.