Философия математики

Учитель математики и информатики из Сосногорска Денис Ануфриев, победивший в республиканском этапе конкурса «Учитель года-2022», своей козырной картой сделал практико-ориентированный подход к изучению точной науки.

Школьные задачки в стиле «из пункта А в пункт Б вышел поезд» всегда казались ученикам далекими от реальной жизни. Но вот если не из какого-то пункта А в неведомый пункт Б, а из Сосногорска в Сыктывкар едет машина, водитель спешит на важную встречу, и надо вычислить, успеет ли он добраться к назначенному времени при заданных условиях – это уже совсем другая история, которая школьникам близка и понятна.

Денис Ануфриев уверен, что математика пронизывает всю нашу жизнь – это не только подсчет суммы покупок и сдачи в магазине, но и вычисление времени, количества стройматериалов, необходимых для ремонта в помещении заданной площади, объема аквариума для определенного количества рыб. Есть в математике и своя философия, которая поможет справиться с любой жизненной проблемой: в точной науке сложная задача разбивается на несколько простых, их поэтапное решение приводит к нужному результату. Так же поэтапно можно решать задачи, которые подкидывает сама жизнь – а она бывает очень изобретательна.

Именно этой универсальностью точная математика покорила сердце Дениса Ануфриева еще в школе. Высшее образование он получил в Коми государственном педагогическом институте, сразу решил, что после службы в армии пойдет работать по специальности – в школу. Но судьба распорядилась иначе – выпускник вуза почти случайно попал в Сосногорский железнодорожный техникум. Проработал там семь лет, молодого перспективного учителя заметили в педагогическом сообществе города, и он получил предложение перейти на работу в Гимназию при главе муниципального района «Сосногорск», где трудится уже три года.

Залог успеха в профессии, по мнению Дениса Ануфриева, в том, что учитель постоянно должен учиться, самосовершенствоваться, осваивать новые приемы, технику, электронные ресурсы, которые сейчас получили развитие. Своеобразной проверкой на прочность и готовность изменяться для педагогов стала пандемия и дистанционное обучение. Нелегко пришлось тем, кто с компьютером на «вы». Денис, как учитель информатики, с техникой ладил, но даже у него возникли сложности – когда вечером ему «падали» 80 электронных сообщений от учеников с решенным домашним заданием. Учитель признался, что проверять привычные тетради было удобнее, но педагог быстро привык к новой форме работы. Заодно освоил и множество специализированных электронных ресурсов, помог освоиться на виртуальных площадках ученикам и даже их родителям, которые иногда не совсем понимали, как теперь постигают математику их дети.

Академик Соболев когда-то сказал: «Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на тракторе», но Денис Ануфриев уверен – без математики не только работать, но и жить в современном мире не получится. Задачи приходится решать каждый день: например, когда в магазине нужно прикинуть, какой товар выгоднее взять – в упаковке или развесной. Так что математика пригодится даже тому, кто считает себя гуманитарием по складу ума. Более того, по мнению педагога, разделение на «физиков» и «лириков» весьма условно, потому что нет человека, который, приложив серьезные усилия, не смог бы освоить математику – просто иногда ребенку-гуманитарию надо лишний раз что-то объяснить.

Популярная ныне наука – информатика, по мнению педагога, в школе многих детей разочаровывает. Они, собираясь на первый урок, ожидают, что смогут творить чудеса в виртуальном пространстве, чуть ли не создавать свои миры – как минимум, компьютерные игры. А начинать приходится с азов – двоичного кода. Это не слишком захватывающе, но необходимо так же, как изучение алфавита. Искусство педагога состоит еще и в том, чтобы объяснить эту отдаленную перспективу – без «примитивных» начальных знаний не получится никаких достижений в выбранной сфере. Да и потом придется учиться, учиться и учиться, потому что программирование – одна из самых быстроразвивающихся отраслей.

Самая серьезная проблема, с которой сталкиваются современные педагоги, как считает Денис Ануфриев, все же гуманитарная: дети не хотят читать, да и почерк их оставляет желать лучшего. Большую часть информации они с юных лет получают в виде визуального ряда с экранов компьютеров и гаджетов. Иногда дело доходит до того, что ученики не читают задание до конца, а потому и выполняют его неверно. Денис Ануфриев подчеркнул, что не одобряет нынешнего тотального увлечения детей гаджетами. Оно вредно и для интеллектуального развития, потому что приучает детей идти по пути наименьшего сопротивления, искать в компьютере ответы на все вопросы. И физическое состояние страдает – большинство учеников имеют серьезные проблемы со зрением. Но эту проблему необходимо решать вместе с родителями, потому что привычки ребенок приобретает в семье.

В этом учебном году Денису Ануфриеву доверили важную миссию – он стал классным руководителем пятого класса. Пятиклашки шустрые, энергия у них бьет через край, глаз да глаз нужен, так что хлопот у классного хватает. Но в профессии педагога не только заботы. Например, когда пятиклашки хвастаются классному руководителю своими отметками, он понимает, что пятерка-то ученика, а радость от нее – общая.

В скором времени Денис Ануфриев представит Республику Коми на всероссийском этапе конкурса «Учитель года-2022». ↓

Людмила ВЛАСОВА

Фото из личного архива Дениса Ануфриева

Оставьте первый комментарий для "Философия математики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.