Репрессированное детство

Цикл видеоинтервью с теми, кто был жертвами сталинских репрессий, а также с их родственниками начали записывать в Национальном музее Коми.

— Свидетелей этих трагических событий с каждым годом становится все меньше, – отметили в музее. – Поэтому нужно успеть записать воспоминания прошедших через репрессии людей.

Первой записали беседу с сыктывкарцем Николаем Морозовым (на снимке), который родился в 1948 году в Северо-Печорском исправительно-трудовом лагере. Там, на строительстве железной дороги, отбывала срок его мать Мария Тутейко, получившая десять лет лагерей за антисоветскую агитацию.

В Печоре был лагерь Печоржелдорлага (Печорлага). С осени 1942 года там находился ОЛП №25 (отдельный лагерный пункт) для беременных женщин-заключенных. Около двухсот матерей днем работали на лесоповале, а в определенные часы под конвоем их приводили кормить младенцев. По статусу дети не являлись заключенными, поэтому их кормили неплохо, привозили свежее молоко из совхоза. Но смертность была большой из-за дефицита медикаментов, которые централизованно не выделялись.

Лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» впервые появился на физкультурном параде в Москве летом 1936 года. Затем он стал подписью к опубликованной в газетах фотографии со Сталиным, держащим семилетнюю Гелю Маркизову. Лозунг широко использовался в советских школах, детсадах, в библиотеках и на стадионах. Но при этом в стране оказалось множество ребят, жизнь которых при всем желании нельзя было назвать счастливой. Это лишенные детства малолетние узники и жертвы ГУЛАГа. Несовершеннолетних отправляли в приемники, детдома, колонии и интернаты. Сотни тысяч советских детей родились и выросли в изоляции. Один из них – Николай Морозов.

Первые два года жизни Коля рос в доме малютки, который располагался рядом с бараками. Затем его вместе с другими детьми, разлученными с матерями, отправили в детский приемник НКВД №1 города Нолинска Кировской области. Мамой он стал называть воспитательницу детдома Капитолину Семеновну. Ребята рисовали картинки, которые посылали родным матерям. После смерти Сталина в 1953 году мать Коли освободили и перевели на спецпоселение без права выезда. Отчим Алексей Морозов отвез Николая к родственникам матери на Украину. Только в 1955 году мальчик вернулся в Инту и встретился с мамой. Сначала он обращался к ней «тетя», потом «тетя-мама» и только позже стал называть просто мамой.

Фонд воспоминаний будет постепенно накапливаться, публиковаться и использоваться в исследовательской и экспозиционной деятельности музея. Те, кто хотел бы рассказать о репрессированных близких, могут обратиться в отдел истории Национального музея Коми. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото museumkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Репрессированное детство"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.