Лариса Стефанова: «Современные дети более активны и самостоятельны»

Преподаватель Республиканского центра образования Лариса Стефанова представляла Коми на первом всероссийском форуме классных руководителей в Москве. Учитель русского языка и литературы из Сыктывкара работает с детьми, которые находятся на длительном лечении в медицинских организациях республики. О пути в профессии, особенностях и сложностях работы с необычными учениками Лариса Стефанова рассказала в интервью «Республике».

– Стать учителем мечтала с детства. Свои первые «уроки» проводила в девятилетнем возрасте в коридоре общежития, где жила вместе с родителями. Классной доской была стена, выкрашенная синей краской, а учениками – соседские ребята. Были, конечно, мел и тряпка, и нам частенько доставалось от родителей из-за крошек мела на полу и белых разводов на стене.

На выбор профессии повлияли и мои школьные учителя. Я училась в сыктывкарской школе №18. Любимой была учительница по русскому языку и литературе Валентина Серафимовна Беляева. Помню, как она мне доверила проверять тетради по русскому языку у моих одноклассников. Для меня, семиклассницы, это тогда было огромное счастье. Проводя часы в родном кабинете вместе с любимым педагогом после уроков, я научилась творчески подходить к делу. Мы вместе готовили стенгазету, обсуждали вопросы заседания кружка юных языковедов. Иногда даже я сама проводила занятия с учащимися младших классов. Не могу не вспомнить и своего классного руководителя Франческу Адамовну Волкову. Она, внешне всегда очень строгая, но в душе бесконечно добрый человек, обладала особым педагогическим тактом. Но это я поняла гораздо позже… Благодарна своим учителям, они для меня всегда были и остаются примером жизнелюбия, преданности профессии и детям, они дали мне путевку в жизнь, и, оканчивая среднюю школу, я не сомневалась в выборе своего жизненного пути.

– В вашей семье есть еще педагоги или вы в некотором роде первопроходец?

– Да, в семье были педагоги. Отец работал учителем труда в Свердловской области и в Сыктывкаре. Мой дядя был учителем математики, директором сельской школы. Двоюродная тетя проработала всю жизнь учителем начальных классов в интернате имени Католикова.

– Вы работаете с детьми, которые находятся на лечении в медучреждениях. Насколько это сложно психологически?

– Общий стаж работы у меня 29 лет. В школе при больнице работаю уже 25 лет, поэтому привыкла. Конечно, есть особенности в работе. Когда приходим на урок, обязательно интересуемся, какое самочувствие и настроение у ребенка. Для ребят важна поддержка. Конечно, учитываем и психологическое состояние ребенка. В нашем центре есть психолого-педагогический отдел. Если мы видим, что ребенку нужна помощь, приглашаем психолога. Конечно, советуемся с родителями, врачами. Психологи проводят различные диагностики, коррекционные занятия.

– Многие учителя говорят, что сейчас дети стали сложными. Вы тоже так считаете?

– Жизнь не стоит на месте, мир стремительно меняется, и, конечно, меняются и дети. В первую очередь на современных детей влияют интернет, гаджеты, которые, с одной стороны, значительно облегчают жизнь, дают новые возможности, а с другой – негативно влияют на детскую психику, вызывая зависимость и изменение в поведении. В то же время современные дети более активные и самостоятельные, они имеют свое мнение, умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения, ставить цели и достигать их.

– Вы занимаетесь классным руководством. А как вообще в больничных условиях устроена работа в классах?

– Я работаю учителем русского языка и литературы в учебно-консультационном пункте «Республиканская детская больница». Это структурное подразделение Республиканского центра образования. Несмотря на то что дети находятся на лечении, обучаются они по тем же образовательным программам, что и в своих школах. Мы сохраняем в этом плане преемственность. Обучение проходит в группе и индивидуально. Групповое обучение организуется в класс-комплектах из смежных классов. Индивидуально учатся дети, находящиеся на постельном режиме в отделениях ортопедии, травматологии, онкологии. При выписке ребята получают справку об успеваемости с текущими оценками по учебным предметам.

Функции классного руководителя выполняет учитель-куратор. Куратор отделения согласовывает возможность обучения с лечащим врачом, врач подписывает медицинское заключение и дает рекомендации по обучению. Кроме того, учитель-куратор ведет школьную документацию, координирует работу учителей-предметников, организует мероприятия, осуществляет воспитательную работу с разновозрастным коллективом учащихся в закрепленном отделении.

В 2018 году на базе нашего образовательного учреждения была открыта инновационная образовательная площадка «УчимЗнаем» – Республика Коми». В настоящее время к этой федеральной площадке подключилось уже более сорока регионов. Создана современная образовательная среда для детей, находящихся на длительном лечении, открыт учебный класс с интерактивным оборудованием.

Учащиеся совместно с учителями, родителями и медперсоналом участвуют в мероприятиях флагманской площадки «УчимЗнаем», созданной на базе Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва. Участвуем в онлайн-трансляциях праздников, акциях «Мы вместе», «Минута чтения», «Бессмертный полк». На площадке организуются встречи с интересными людьми, проходят мастер-классы и театрализованные представления. Также организовано корпоративное обучение педагогов госпитальной школы, проводятся онлайн-сессии, конференция «Заботливая школа».

– Расскажите о своем трудовом дне: вы к детям приходите в палаты или часть из них приходят группами к вам?

– Учителя закреплены за отделениями. В этом учебном году я работаю в трех отделениях: ортопедии, онкологии и педиатрии. Например, сегодня у меня было шесть уроков в онкологическом отделении для школьников 5-11 классов. У нас нет такого деления, как в обычной школе, когда один учитель ведет уроки, например, у пятого или шестого класса. Группы формируются от двух и более учащихся. Индивидуально обучаются ребята, находящиеся на постельном режиме. По большей части занимаемся, конечно, индивидуально. Если что-то непонятно, ученик всегда может спросить, уточнить. По желанию предлагаем выполнить домашнее задание. На уроках могут присутствовать родители, потому мы работаем в том числе и в палатах.

Самое главное в работе учителя госпитальной школы – это создание ситуации успеха на уроке для каждого ученика, поддержание его стремления к учебе. Мы не ставим двойки. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы вернуть болеющему ребенку веру в свои силы, вселить в него оптимизм, способствовать его адаптации в дальнейшей жизни.

– В 2018-м вы победили во всероссийском конкурсе методических разработок, посвященных семье и традиционным семейным ценностями, в номинации «Урок». Конкурс проводился Минобрнауки России совместно с Национальной родительской ассоциацией. Чем вам удалось удивить жюри и вообще насколько важно для учителей участие в таких конкурсах?

– На конкурс я представила методическую разработку урока русского языка «Повторение изученного по теме «Глагол» в 5-6 классе-комплекте». Урок был посвящен Международному дню семьи, который отмечается 15 мая. Этот урок был проведен в условиях госпитальной школы. Его участниками стали дети, находящиеся на длительном лечении в травматологии. Изюминкой урока было то, что дидактический материал связан с семейной темой. Ребята разгадывали ребус, в котором спряталось слово «семья», работали с пословицами, высказываниями известных людей о семье. Были представлены проектные работы учащихся: «История Международного дня семьи», «Традиции праздника «День семьи» в России», «Портрет слова «семья».

Многие учителя участвуют в этих конкурсах, конкуренция высокая. Поэтому, когда становишься победителем, очень приятно, что твоя работа получает высокую оценку компетентного жюри. Это значимая оценка для каждого педагога.

– Как пандемия повлияла на образовательный процесс?

– Точно так же, как и учителя общеобразовательных школ, мы работали удаленно. Во время пандемии весной 2020 года был реализован проект «Госпитальная школа – заботливая школа». Конечно, много споров возникало о дистанционном образовании, высказывались опасения, что школа может перейти полностью на дистанционное обучение. Живое человеческое общение все равно ничем не заменишь. Мы, педагоги, стараемся разговаривать с ребятами на самые разные темы. Часто ребята делятся с нами своими секретами, рассказывают о своих интересах и увлечениях. Это помогает установить доверительные отношения с детьми.

После участия в форуме классных руководителей у нас с коллегами из других регионов сохраняется общий чат в соцсети. Педагоги предложили принять участие во всероссийской акции «Новогодний открыткопад». Суть акции заключается в том, что ребята и учителя пишут друг другу поздравительные открытки с Новым годом. Предложила принять участие в акции ребятам, находящимся на лечении в онкологическом отделении. Они с радостью откликнулись и подошли к акции творчески: сочинили стихотворения-поздравления, своими руками сделали открытки, написали письма ребятам, живущим в других регионах нашей страны. Казалось бы, ничего особенного. Но для ребят, которые долгое время лежат в больнице, это очень важно.

– Есть мнение, что современный учитель должен заниматься не столько преподаванием, сколько мотивацией учеников. Согласны ли вы с этим?

– Проблема учебной мотивации учащихся была актуальной всегда. Сегодня обществу нужны образованные люди, способные учиться на протяжении всей своей жизни, умеющие применять полученные знания на практике. Поэтому развитие познавательной активности учащихся, стимулирование их мыслительной деятельности является одной из задач современной школы.

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, даже появилось понятие «цифровой» учитель. Важно, чтобы учитель умело использовал цифровые инструменты – создавал обучающие викторины, квесты, презентации.

У каждого учителя в арсенале имеется копилка методов и приемов для поддержания интереса у учащихся к своему предмету: необычность подачи учебного материала, введение в урок игровых моментов. Важно формировать у ребенка положительные мотивы учения, демонстрировать практическую значимость учебной информации, полученных знаний, сформированных умений и навыков для дальнейшей жизни.

Ярослав СЕВРУК

Фото из личного архива Ларисы Стефановой

Оставьте первый комментарий для "Лариса Стефанова: «Современные дети более активны и самостоятельны»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.