Грустный писатель

Коми писатель, драматург, журналист Николай Попов (Жугыль) не столь широко известен, как его друг и современник Виктор Савин. Но их судьбы во многом схожи. Оба они с воодушевлением приняли революцию, с энтузиазмом занимались просвещением и развитием культуры в Коми крае, а в годы сталинских репрессий были признаны «врагами народа». Виктор Савин умер в заключении, а Николай Попов после 1953 года смог вернуться к семье в родной Сыктывкар. Словно предчувствуя свою судьбу, он еще в молодости взял псевдоним Жугыль. В переводе с коми языка это «грустный».

В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения писателя. К его юбилею в Литературном музее Ивана Куратова (отдел Национального музея Коми) открылась выставка «Ми мунам водзö» («Мы идем вперед»). На ее открытии прозвучали любимые песни Николая Попова в исполнении Альфии Коротаевой и Василия Рочева. Родственники Николая Попова – внучки Елена Габова, Татьяна Дудникова и невестка Тамара Попова рассказали про дедушку, отца и свекра.

Родился Николай Павлович Попов 6 декабря 1901 года в многодетной семье в Усть-Сысольске. Отец работал сторожем городской больницы и обрабатывал свой небольшой участок земли. Так что городская семья отчасти жила крестьянским трудом. Когда Коле было семь лет, он лишился отца – тот утонул. На руках матери осталось пятеро сыновей, причем трое из них глухонемые. Несмотря на бедность, мать смогла дать Николаю и одному его брату образование. Глухонемые братья выучились на сапожников. После церковно-приходского училища (где он учился с 1909 по 1912 год) Николай окончил высшее начальное училище. В пятнадцать лет поступил в учительскую семинарию в Усть-Сысольске.

В мае 1919 года во время партмобилизации добровольцем ушел в Красную армию защищать молодую советскую власть, воевал с колчаковцами на Урале.

– Дедушка рассказывал, как во время боя перед ним на колени упал мальчишка-белогвардеец, – вспоминает Елена Габова. – И закричал: «Дяденька, не убивайте меня, не убивайте!» А самому-то дяденьке всего восемнадцать лет. Не знаю, чем это закончилось. Наверное, если дедушка рассказал это, то он все-таки пощадил мальчишку.

В сентябре этого же года Николай вернулся из Красной армии в Усть-Сысольск для продолжения образования и приступил к учебе на завершающем курсе преобразованных из учительской семинарии трехгодичных педагогических курсах. Затем с января 1920 года он как курсант-практикант работал в начальной школе села Лозым Усть-Сысольского уезда.

Но уже в июле того же года Николай был снова мобилизован в ряды рабоче-крестьянской Красной армии. В составе 413-го стрелкового полка 46-й дивизии он участвовал в боях на Южном фронте против Врангеля. После разгрома врага и ликвидации Южного фронта работал учителем школы грамоты в полку, также проводил политпросветработу среди крымчан под руководством Гурзуфского ревкома. Неоднократно участвовал в операциях по ликвидации банд в Крыму.

1921 год оказался нелегким для Николая Попова. В апреле он заболел брюшным тифом, воспалением легких и проходил лечение в военном госпитале Балаклавы. После состоявшейся военно-врачебной комиссии Севастопольского военного комиссариата Николай был уволен в отпуск по болезни и отправлен домой. Летом молодой боец вернулся в родной Усть-Сысольск. Здесь он работал в военкомате, а затем стал совмещать службу с должностью заместителя редактора газеты «Югыд туй». В 1924 году вступил в коммунистическую партию.

– Еще до революции дедушка увлекся любительским театром, – рассказала Елена Габова. – Вероятно, на этой почве они познакомились и сдружились с Виктором Савиным. Друзья ставили русских классиков, переводили пьесы на коми язык. А потом решили писать пьесы на родном языке. Николай однажды пригласил на спектакль в Народный дом свою маму Прасковью Ивановну. Та, увидев, как на сцене «убили» героя пьесы, потеряла сознание и больше никогда в театр не ходила.

Елена Габова рассказала, что Виктор Савин часто гостил у Николая Попова. Друзья сидели под большой пальмой, выращенной женой Николая Марией Николаевной из финиковой косточки.

– Савин приходил с балалайкой. Заиграет на ней, дочек Николая плясать просят, а те стесняются. Также Савин рассказывал разные случаи из жизни. Например, о том, как, будучи чекистом, сопровождал на пароходе в Котлас жену Керенского. Ольга Керенская уронила на палубе платочек, его понесло ветром. Попросила Савина поднять. Он хотел нагрубить: «Сама подымай, не барыня теперь». А потом поднял, и она поблагодарила: «Спасибо, вы очень добры», – поведала Елена Габова.

В это время в селах открывались клубы, избы-читальни, организовывались постановки спектаклей. Особенно коми сельчанам нравились спектакли на родном языке. Но коми пьес практически не было, и членам драмкружков приходилось самим переводить тексты русских спектаклей на коми язык. В 1921 году Виктор Савин и Николай Попов выступили инициаторами организации постоянного театрального коллектива «Сыкомтевчук». Николай Попов был активным участником этого самодеятельного театра.

Многие знатоки коми драматургии высоко оценивают произведения Николая Попова и считают, что они интереснее, чем у Савина. Впрочем, это может быть субъективным мнением. Также высоко ценят его перевод на коми язык сказки Каллистрата Жакова «Майбыр».

В 1923 году у Николая Попова вышла первая пьеса «Кодi мыжа?» («Кто виноват?»). Через четыре года вторая – «Олыштан да муса лоö» («Поживешь – полюбишь!»). Затем пьесы «Чурка Нина» («Незаконнорожденная Нина»), «Войпук» («Посиделки»), «Быродам» («Закончим»).

Начинающий автор взял себе псевдоним Жугыль (в переводе с коми – мрачный, печальный, грустный). Впрочем, этот выбор псевдонима вполне в духе той эпохи, когда творили Максим Горький, Демьян Бедный, Артем Веселый и другие советские писатели.

С 1926 года по 1930 год Николай Попов был редактором в журнале «Ордым» («Тропа»), завотделом партийной жизни газеты «Вöрлэдзысь» («Лесной рабочий»), председателем КАПП (Коми ассоциации пролетарских писателей). С 1927 по 1929 год служил инструктором обкома партии в отделе агитации и пропаганды.

В августе 1930 года его отправили учиться в Москву – во Всесоюзный коммунистический институт журналистики. Талантливый коми-зырянин за один год одолевал два курса и вскоре стал первым профессиональным журналистом Коми автономии. Неудивительно, что в марте 1932 года его назначили редактором сразу двух газет и одного журнала: «Вöрлэдзысь», «За новый Север», «Ордым» (вскоре ставшего «Ударником»). А еще Николай Попов возглавлял писательскую организацию, был членом бюро обкома ВКП(б), членом конституционной комиссии, работавшей над Конституцией Коми АССР.

Весной 1935 года писателя назначили заведующим культурно-пропагандистским отделом Коми ОК ВКП(б). Также по совместительству он работал председателем правления Коми писательской организации.

В 1937 году Николая Попова сняли с должности завотделом обкома и направили на временную работу в республиканское агентство «Союзпечать». Одновременно по поручению Обкома КПСС он занимался редактированием перевода на коми язык однотомника «Ленин-Сталин».

Арестовали Николая Попова в августе 1937 года. Он сидел в сыктывкарской тюрьме, следствие по его делу велось более четырех лет. Во время допросов на арестованного оказывалось психологическое и физическое воздействие.

«Допрос продолжался дней девять-десять, причем в последующие двое суток меня из кабинета следователя в камеру совсем не выводили, – вспоминал он впоследствии. – Меня заставили стоять навытяжку, руки по швам, не шевельнувшись. Когда от усталости переминал ноги, получал удар по щеке».

Все это подломило его силы. Он дал согласие: «пишите, что хотите». Впоследствии Попов полностью отказался от этих показаний. Но это не помогло: 7 июля 1938 года Особое совещание НКВД СССР определило меру наказания по печально известной 58-й статье – восемь лет лагерей (из них четыре он был под следствием). Его жену уволили с работы, а в семье уже росли три дочки.

В том же 1937 году «врагом народа» стал и Виктор Савин, который получил пять лет лагерей за то, что «являлся участником контрреволюционной группировки, существовавшей среди коми писателей. Блокировался с буржуазными контр-
националистами и врагами народа – троцкистами, на протяжении ряда лет вел активную контрреволюционную работу, направленную против политики партии и советской власти, то есть за отделение Коми области от СССР и за создание самостоятельной буржуазной республики Коми».

Виктор Савин отбывал срок в лагпункте Адак (Инта) Ухтпечлага/Воркутлага и был переведен в 1943 году в лагпункт Прикулька около станции Итатка Томской железной дороги. А Николай Попов отбывал срок на Яреге, где добывали тяжелую нефть. Смена на шахте длилась 12 часов. После освобождения в ноябре 1945 года выехать из Яреги не разрешили. Жена с дочками приехала к нему. На Яреге вольнонаемный Попов работал оператором по добыче нефти, начальником нефтебазы.

Но в 1946 году он был снова арестован по решению Министерства госбезопасности и отправлен в ссылку в Красноярский край.

– В декабре 1946 года его жена и дочь Рита уехали на похороны в Сыктывкар, – уточнила Елена Габова. – Умер брат деда – сапожник дядя Петя, а дедушку не выпустили из Яреги, и он остался с малышкой Элечкой. Когда вернулись, его уже не было, застали плачущую дочку, которая сказала, что папу забрали дяди, сказали – в командировку.

Только после смерти Сталина в 1953 году Николай Попов смог вернуться на родину, а дело по его необоснованному обвинению было прекращено 24 августа 1955 года.

Николай Попов вернулся на родину, отыскал семью и выросших детей – четырех дочек и сына. Хотел вернуться к писательской деятельности, но в правлении Союза писателей Коми АССР заявили, что его не станут публиковать, пока он не будет реабилитирован.

Спустя два года Николай Попов вернулся к литературной деятельности, до выхода на пенсию работал в Коми книжном издательстве. В этот период он переработал пьесу «Кодi мыжа» («Кто виноват?»), которую написал в 1920-е годы, создал пьесу «Веж гыяс» («Бурные волны»), а также повести, рассказы и очерки.

– Но он как будто сломался и писать серьезно уже не мог, – рассказала Елена Габова. – Писал только небольшие очерки, рассказы, статьи, создал небольшую повесть «Настя». О лагере не говорил никогда. Однажды мне нужно было посмотреть иностранное слово для школьного задания. Я взяла словарь иностранных слов из библиотеки деда. Оттуда выпал тонкий пожелтевший листок. Это оказалось его письмо из Красноярского края. Он писал, что живет хорошо, работает на пасеке, не голодает. Но какой тоской веяло от этого желтого листочка!

В Сыктывкаре Николай Попов жил в большом светлом доме с пятнадцатью окнами. У него часто собиралась многочисленная родня, и порой он в шутку гонялся по комнатам за детворой с криком: «Я вам покажу советскую власть!»

За свой вклад в развитие коми советской литературы в 1967 году Николай Павлович был награжден орденом Красной Звезды. Писательский талант Жугыля передался его внучке, народному писателю Республики Коми Елене Габовой, чьи книги издаются не только в России, но и за рубежом. Ее супруг Петр Столповский – один из немногих авторов в республике, кто пишет о подростках и для подростков. Их дочь – Полина Романова – заместитель главного редактора журнала «Регион».

Ушел из жизни Николай Попов 29 мая 1971 года в Сыктывкаре в возрасте 69 лет, похоронен на Центральном городском кладбище.

Артур АРТЕЕВ

Фото vk.com/club200247806

Оставьте первый комментарий для "Грустный писатель"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.