Узоры Усть-Цильмы заинтересовали вологжан

В год столетия Республики Коми Центр народного творчества и повышения квалификации подготовил и выпустил практическое пособие по пижемской росписи «Узоры Усть-Цильмы».

Издание рассказывает об истории возникновения росписи, ее особенностях, инструментах и материалах, необходимых для работы. Подробно разбираются элементы и возможные варианты композиций. Главная ценность книги в наличии прописей для отработки практических навыков росписи, правильной постановки руки и владения инструментом. Также в пособии есть список рекомендуемой литературы со ссылками на исследователей и мастеров.

Как сообщили «Республике» в Центре народного творчества и повышения квалификации, пособие по пижемской росписи вызвало интерес не только в Коми, но и в других регионах России. На днях комплекты издания были отправлены в Калининград и в Вологду.

– Теперь по ним будут заниматься участники студии «Вологодские росписи», которая создана в Вологодском государственном музее-заповеднике, – рассказали составители книги. – Ее особенность в том, что обучение проводится на подлинных произведениях народного искусства, хранящихся в фондах музея-заповедника.

Пижемская роспись – одна из древнейших росписей Русского Севера – известна с XVII века. На Печоре и ее притоках Цильме, Пижме в XIX – начале XX века существовал небольшой центр графической росписи. Староверы занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг.

Пижемская роспись выполнялась красной, зеленой, желтой, черной красками. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок – это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и так далее, с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц.

Прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест – символ огня или солнца. Ромб – это земной знак, точки – семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, – символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Узоры Усть-Цильмы заинтересовали вологжан"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.