«Идиот» в современном прочтении

К 200-летию русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского в Сыктывкаре поставили спектакль по его роману «Идиот». Премьера Молодежного театра Коми открыла второй творческий сезон коллектива. Спектакль с аншлагом прошел 11 и 12 сентября на сцене республиканского драмтеатра имени Савина.

Режиссером «Идиота» стал Максим Соколов из Санкт-Петербурга. Напомним, что это не первая работа Соколова в Сыктывкаре. В прошлом году его спектакль-миф «СКТВКР» вошел в специальную программу фестиваля «Золотая Маска». Перед премьерой «Идиота» режиссер рассказал журналистам о своей постановке. Он отметил, что поставленный в столице Коми «Идиот» – не традиционная постановка классики, но и не перенос сюжета романа в современность. Хотя над сценой летает вполне современный квадрокоптер, а костюмы героев далеки от эпохи Достоевского.

– У спектакля собственная реальность, – подчеркнул Максим Соколов. – Мы решили «разделить» текст и сценографию. Текст Достоевского мы не меняли, но зрители услышат этот текст по-иному. Сценография – не бытовая, действие происходит на горе, которая занимает часть зрительного зала. Гора – это известный мифологический мотив, образ из Библии. Зритель смотрит на гору, слышит текст Достоевского, и такое сочетание позволяет воспринимать «Идиота». Я рад и благодарен театру, что удалось реализовать эту идею.

По словам постановщика, ему повезло и с тем, что он сразу нашел в Сыктывкаре исполнителя на роль князя Мышкина. Им стал Дмитрий Греченюк. В роли Настасьи Филипповны – Елена Аксеновская, Парфёна Рогожина – Владимир Рочев.

– Исполнитель главной роли переносит ту же болезнь, что и автор, и главный герой романа, – рассказал режиссер. – Но главное – это взгляд актера на жизнь, на окружающих, на самого себя. Это Мышкин сегодня, и заменить его в этой роли невозможно. Вообще, вся труппа сильная. Работать было сложно, но интересно. Считается, что в театр приходят отдохнуть. Но мне кажется, что Достоевский не для отдыха. Он для того, чтобы думать, чувствовать огромный спектр эмоций, от самых темных до самых светлых.

Режиссер определил жанр своей постановки как исследование романа. А это значит, что в спектакле есть что-то такое, что находится за рамками сюжета. Например, исполнитель главной роли рассказывает случай из своей жизни о том, как во время одного из приступов он упал с пятого этажа и практически не пострадал при этом.

На программке спектакля – классический фаюмский погребальный портрет. Он заменил портрет Настасьи Филипповны. Глядя на него и дивясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»

– Для Достоевского красота – это загадка. Мы взяли образ этой красивой женщины как пример античной классической красоты, – объяснила журналистам художник спектакля Анастасия Юдина (Санкт-Петербург). – Мы сделали максимально из того, что было задумано.

У постановки оригинальная музыка. Для создания саунд-дизайна спектакля «Идиот» в Сыктывкар из Новосибирска прилетел композитор Владимир Бочаров – саунд-артист, участник электронного проекта presidiomodelo, арт-групп «МЫК» и «ПРОСО».

Добавим, что в этом году Молодежный театр сделал акцент на русской классике. В июне состоялась премьера спектакля по произведениям Пушкина «Белкин. Истории о жизни и любви», сейчас зрителям представили «Идиота» Достоевского, готовится постановка «Трех сестер» по пьесе Чехова.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского – одного из самых известных русских писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу. Произведения Достоевского переведены на 170 языков и во все времена являлись мощнейшим стимулом для философских рассуждений, научных исследований, театральных и кинопостановок.

Оставьте первый комментарий для "«Идиот» в современном прочтении"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.