В объективе Марии Шумейко: фотограф из столицы Коми дарит людям праздник

Умение быстро реагировать на происходящее, потолкаться локтями с коллегами в борьбе за более выгодную точку съемки, таскать с собой тяжелую фототехнику – все это по большей части удел мужчин, среди фотографов их гораздо больше, чем женщин. Сыктывкарка Мария Шумейко стала одной из немногих девушек в Коми, успевших отлично зарекомендовать себя в области репортажной съемки. Однако это далеко не единственная стезя, по которой уверенной поступью идет одаренная личность. Фотограф она «всеядный» и успешно совмещает работу в журналистике с коммерческой съемкой. Кроме прочего, Мария из тех людей, кто ввязывается в разные авантюры. Например, прошлым летом участвовала в экстремальном шоу канала ТНТ. Накануне Дня фотографа, который ежегодно отмечается 12 июля, она рассказала о первых съемках, любви к экстриму и желании дарить людям праздник классными кадрами.

Мир фотографии открыл Марк Оникул

Первый зеркальный фотоаппарат Мария Шумейко приобрела в кризисном 2014-м. Регулярно повышающиеся на технику цены и подтолкнули к покупке. К тому же давно хотелось фотографировать насекомых, а для этой задачи старенькой «мыльницы» Canon явно не хватало. Вспоминает о том времени Мария со смехом: «Спасибо кризису». В итоге в ее руках оказался фотоаппарат Canon 600D с телеобъективом 70-300 миллиметров. Эта любительская «зеркалка» с так называемым китовым объективом (от англ. kit – комплект, то есть идущий в наборе с камерой) в те времена для многих становилась своего рода билетом в мир фотодела. Но даже притом, что это камера начального уровня, новичку тяжело с ходу ее освоить.

– Страшно взять было в руки. Видя все эти кнопки, думала: «Что с этим делать?» Надела объектив, вышла на балкон и стала пытаться снимать. Понимаю, что фокусировка не срабатывает, передо мной какое-то черное пятно. Училась тогда в Сыктывкарском госуниверситете, и там шел набор на фотокурсы. Так попала к Марку Исааковичу Оникулу, – рассказала Мария, вспоминая о тех первых шагах.

Освоение фотонауки со всеми ее выдержками и диафрагмами шло быстро. Марк Оникул вел также фотографические четверги, где не просто студенты, а уже сложившиеся в этом деле люди делились своими работами и обсуждали их. На эти встречи Мария Шумейко тоже приходила с большим интересом. Постепенно стала интересоваться историей фотографии, тем, какие есть фотографы и что они снимали. Так для нее открылся необъятный мир фотографии.

Первыми «боевыми выходами» стали съемки для известного портала Geometria. В те времена это был модный интернет-сайт и группа «ВКонтакте», где публиковались фото с различных городских тусовок.

– Для меня это было нечто, потому что мне преподавали художественную и документальную фотографию, а это вообще не то. Поняла, что дальше пока в этом направлении двигаться не буду. В тот момент это мне не по душе пришлось.

Село Туръя

Опять же по какому-то стечению обстоятельств в университет пришел фотокорреспондент информагентства БНК Николай Антоновский. Любопытно, что к тому моменту Мария даже не интересовалась местными интернет-СМИ:

– В школе покупала молодежные журналы типа «Все звезды» и «Bravo», но местные новостные газеты никогда не читала и на сайты не заходила. Это был мастер-класс, где Николай Антоновский рассказал об участии на «Дельфийских играх» и своей работе фотокорреспондентом. Особенно понравился его рассказ о том, что ему в любое время могут позвонить, и он буквально за секунду соберется и выйдет это снимать.

Истории о работе, как говорят журналисты «в поле», так впечатлили юную фотолюбительницу, что та встреча стала отправной точкой в решении о выборе профессии. Окончив университет в 2016-м, по специальности работать она не захотела, а начала ходить по редакциям:

– Сначала позвонила в БНК, и, возможно, даже сам Николай ответил, что им никто не нужен. Дальше стала искать, что еще есть в Сыктывкаре такого же уровня. Узнала об агентстве «Комиинформ», там сказали, что подумают. Бабушка читала газету «Трибуна», и больше газет я не знала тогда. Сходила и туда, тоже безрезультатно.

Потоп и съемка в Госсовете

Летом 2016-го в Сыктывкаре после ливня случился дикий потоп. Люди, родившиеся в столице Коми и прожившие здесь по 20-30 лет, не помнили ничего подобного. На улице Морозова, например, машины скрывало водой по крыши. Это событие стало своеобразным билетом в фотожурналистику для Марии Шумейко. Она заметила прибывающую воду, будучи на улице, сходила домой за фотоаппаратом и отправилась на съемку.

– Снимала, как вытаскивают машины из воды, как дети ходят в труселях и вообще весь этот движ. Сделав кадры, стала думать, что с ними делать. В итоге их опубликовали в газете «Pro город», там снимки оценили высоко, вроде бы даже в местную редакцию потом звонил руководитель всего холдинга, благодарил за фотографии.

Примерно в то же время Мария стала лауреатом третьей степени в номинации «Архитектурные ритмы», участвуя в региональном фотоконкурсе «Коми кРай». В том конкурсе среди победителей и призеров – целое созвездие талантливейших фотографов из Коми, таких как, например, Анжелика Штепа, Яков Шлегель и Павел Смилык. Фотографии до сих пор есть на просторах интернета. Среди удивительных красот Коми, ярких местных праздников, красивых лиц людей фотоснимок Марии Шумейко смотрится немного блекло, но это только на первый взгляд. Это почти монохромное, вертикальное фото с одинокой полуразрушенной церковью в селе Туръя Княжпогостского района. Посреди суровой зимы эта заснеженная церковь гордо взирает на стороннего наблюдателя, будто говоря, что, утратив внешний лоск, никогда не утратит достоинства. Настроению фотографии соответствует и ее название: автор окрестила работу словом «Ожидание». Подобные снимки порой скрывают куда больше глубины, чем самые яркие и эмоциональные кадры.

– Организаторы тогда спросили, какую подпись поставить к снимку, и я ответила: «Будущий фотожурналист», – вспомнила собеседница издания.

После этого в августе 2016-го упорная девушка вновь отправилась штурмовать местные редакции. В БНК звонить не стала, а пришла в редакцию лично. Руководителем информагентства тогда была Елена Мезенцева. Пообщавшись с Марией, медиаменеджер ответила: «Хорошо, давай пробовать». Не успев вернуться домой, «будущий фотожурналист» получила первое редакционное задание от Елены Мезенцевой. Нужно было ни много ни мало, а снять заседание в Государственном Совете Коми. Для новичков это не самое простое событие, а уж тем более для тех, кто до этого, возможно, ни разу и не был на подобных официальных мероприятиях. На первых съемках даже на каких-то стандартных уличных мероприятиях и руки трясутся, и мысли путаются, а тут – Госсовет с его героями в деловых костюмах. Конечно, мудрая руководительница не стала бросать на амбразуру, и это оказалось довольно камерное заседание, где было всего несколько человек, тем не менее, как вспоминает Мария, руки действительно тряслись, но фотоматериал в итоге был опубликован.

«Благодарна за то, что в меня поверили»

Николай Антоновский щедро делился профессиональными советами, остальные фотокоры «банки» также помогали начинающей сотруднице. Профессионализм нарастал с каждой съемкой. Естественно, начального фотонабора, купленного в 2014-м, было уже недостаточно. Для работы в серьезном информагентстве надо выдерживать не только сроки сдачи материалов, но и картинка должна быть максимально качественной. Если публикуется не горячий эксклюзив, то в битве с конкурентами качество становится одним из решающих факторов. Не случайно БНК всегда славилось своей фотослужбой и многих нынешних любителей и профи вдохновили снимки той плеяды фотокорреспондентов, которые трудились в агентстве в конце нулевых – начале десятых годов. Один из ныне уже известных в Коми фотографов написал в соцсетях, что в те годы ежедневно заглядывал на новостную ленту «банки», чтобы только посмотреть репортажи, иллюстрированные фотографиями Николая Антоновского, Юрия Кабанцева и Кирилла Затрутина. «Снимки были как в глянцевом журнале», – написал он. Но чтобы делать такие снимки в плане качества, нужна и техника соответствующая.

– Имея в виду качество фото, мне сказали: «Надо что-то делать». Не дали от ворот поворот, а дали время на приобретение новой техники. Я очень благодарна, что в меня поверили, взяли такого работника и почти с нуля всему обучили. Стала развиваться, купила компьютер, который требовался для обработки фото, с рук взяла репортажный объектив, и так все пошло.

Около трех лет сыктывкарка активно работала в информагентстве. Снимала и спортивные события, и официальные заседания, ездила в командировки в отдаленные районы республики. Сейчас она переключилась на другие виды съемок, например, работает на свадьбах, но по-прежнему иногда бывает на мероприятиях в качестве внештатного корреспондента. В этом плане девушка вызывает особый интерес, так как далеко не все могут похвастать подобной разносторонностью. Обычно если человек занимается свадебной или студийной съемкой, то он на этом специализируется и варится в этом всю жизнь. А те же фотокорреспонденты крайне ревностно относятся к своей работе и даже обижаются, если их называют фотографами. Мария «всеядна», следовательно, более конкурентоспособна, плюс ко всему сочетание видов съемок обогащает творческий арсенал человека в целом.

– Если говорить о работе фотокорреспондента, то интересно работать на разных событиях. Сегодня это может быть что-то динамичное, допустим, хоккей, а завтра наискучнейшее заседание. Тренируешь скорость съемки. Эта работа дала общее понимание мира: как и что устроено не только в Коми, но и вообще в государстве, в России. Узнала, как и что работает, что есть разные службы, организации, кто и чем занимается. Особенно всегда интересно снимать пожарных, ездить в рейды с полицией. Был как-то рейд с ДПС, и обычно журналистов развозят потом по районам ближе к дому. И тут, когда нас уже отправляли по домам, по рации полицейским передали, что нарушитель по улице несется на машине. Мы увидели, как быстро едет фургон, причем по встречке. Удивилась, как на трассе водитель никого не сбил. Встречные автомобили просто едва успевали от него уклоняться. Полиция начала его преследовать, им даже пришлось открыть огонь по колесам. Огонь велся не из той полицейской машины, где были мы, а из другой, но все равно впечатлений осталась масса. Это был настоящий экшн, – поделилась одним из ярких воспоминаний героиня.

Жажда кадра

Во время работы в фотоагентстве Марии стали часто поступать предложения поснимать дни рождения, свадьбы и тому подобное. Поначалу отказывала, но, когда предложений стало уже очень много, решила попробовать и пошла вторым фотографом на свадьбу:

– Больше всего удивило, что тут люди хотят, чтобы ты их снимал. Обычно в работе корреспондента происходит наоборот. Поняла, что тут могу ставить кадр сама так, как хочу. Если на событиях в журналистике кто-то поднял руку не так, как ты захотел, то с этим сделать уже ничего нельзя, это будет искажение реальности. Тут можно человека попросить встать так, как тебе надо, и если на заднем плане что-то мешает, то можно убрать. Это простор для творчества. Постепенно стала больше и больше брать заказов на такие коммерческие съемки. Задумывалась о переходе полностью в это направление, но продолжала совмещать. В итоге в БНК случилось сокращение штата, то есть решение пришло само собой, и окончательно ушла в свободное плавание.

Репортаж ­– это возможность запечатлевать жизнь такой, какая она есть. Мария не любит фотошоп, и если это какая-то частная работа, то у нее есть помощники, которые занимаются ретушью и другой коррекцией. Наверное, поэтому «репортажка» все же остается ее любимым видом работы:

– Во мне это не искоренить. Даже когда была недавно в Москве, то, случайно попав на мероприятие, посвященное памяти одного из политических деятелей, сразу достала телефон и стала снимать. Просто не могу пройти мимо.

Профессиональное кредо Марии: дарить людям хорошее настроение. Будь то свадьба, будь то фотосессия, она всегда старается подарить праздник:

– Понимаю, что большинство людей находятся в постоянной рутине, а я могу им подарить не только клевое фото, но и сделать все, чтобы этот час-два или целый день запомнился надолго и они захотели вернуться. Не бывает такого, что ко мне на съемку пришел человек, я ему сказала: «Встаньте так, готово». У меня к каждому оригинальный подход. Все абсолютно разные как по телосложению, так и по темпераменту, и что может получиться с одним, для другого будет неприемлемо. Ни на одну съемку не прихожу, чтобы просто нажать на кнопку и уйти. В любом случае ищу что-то интересное, ищу, как можно это интереснее снять и что для этого можно сделать. Всегда хочется сделать лучше, это бесконечная гонка за неким призрачным кадром.

Мария – ищущий и неравнодушный фотомастер. При взгляде на незнакомого человека у нее может проснуться профессиональный интерес, и так может родиться новый фотопроект:

– Как-то ехала в автобусе, напротив сидела девочка с дредами, которая напомнила персонажа фильма «Жить» с Яной Трояновой в главной роли. Просто не могла оторвать от нее глаз и поняла, что не выйду на своей остановке. Сфотографировала ее, добавила в друзья в соцсети, отправила ей фото бесплатно. Потом во время пандемии она сшила костюм Чумного доктора, и я ее поснимала, это был некий перформанс. Я за живые кадры и за то, чтобы люди не стеснялись выражать эмоции, не пытались казаться лучше. Мне нравится человек такой, какой он есть, с его морщинками, родинками, строением тела. Нравится, когда человек настоящий. Неважно, это одиночная фотосессия или большое событие. Уже третий год летом езжу работать на российский юг. В этом году решила отправиться в детский лагерь. Снимаю в течение дня репортаж о жизни детей. До этого так же ездила в отели, где делали семейные фотосессии и тому подобное. Очень полюбила Крым, люблю море. Нравятся эти пейзажи, нравится в них снимать людей. Планами делиться не люблю, но самое главное для меня это становиться лучше в профессии, развиваться.

В гостях у оленеводов.

Пинхасов сказал: «Снимай»

Для работы в фотографии нужно быть, помимо прочего, еще и хорошо подготовленным физически. На тех же свадебных съемках надо носить с собой тяжелую фототехнику, целый день проводить на ногах. Ходить в спортзал Мария начала как раз в связи с профессиональной деятельностью. Когда приобрела тяжелый «дальнобойный» объектив, решила, что надо качать руки:

– Понимала, что этот объектив нужен по качеству, но держать его было тяжело.

Вообще любовь к активному образу жизни у девушки с детства. Походы с родителями на природу, трехдневные поездки на море в поезде:

– По мне это романтично. Всегда нравился этот дух сбора чемоданов. Всегда с нетерпением ждала лето, любила к бабушке в деревню ездить. Безумно люблю кататься на велосипеде.

Сидя на карантине в прошлом году, она увидела рекламу набора участников в шоу на ТНТ «Золото Геленджика». Интерес был даже не столько с точки зрения самого участия, сколько в том, что ей всегда хотелось посмотреть на то, как идут съемки большого телепроекта:

– Хотелось увидеть, как работают операторы, как идет работа изнутри. Изначально ехала за этим. За месяц до начала съемок стала готовиться к шоу: в зал активнее ходить.

Физическая готовность помогла достойно выступить на шоу. Сыктывкарка проходила всевозможные испытания, борясь за главный приз – золотой слиток. Хоть и не стала первой, но получила массу эмоций. Жажда экстрима и приключений привела ее и на другой проект – в феврале девушка ездила в трехдневную экспедицию на Байкал. Проект «Байкал для каждого» создан для популяризации внутреннего туризма. Для участия в нем нужно было пройти кастинг, выполнить творческое задание. Все условия Мария выполнила успешно и получила массу незабываемых эмоций на трехдневном фотопленэре в одном из самых красивых мест России.

В нефтяной шахте.

На вопрос о том, что для нее фотография, собеседница издания уверенно отвечает: «Вся моя жизнь». Это и хобби, и работа, то, из-за чего она может встать и в два ночи, и в четыре утра:

– Мне действительно нравится то, что я делаю, и хочется в этом развиваться. События масштабнее, новые интересные места. Снимать одно и то же постоянно – это не про меня. Мне всегда нужно что-то кардинально новое. Но вот ехать в горячие точки, например, не могу. Психологически выдержать это для меня невозможно. Иногда сравниваю себя с персонажами из романов о Гарри Поттере – дементорами, которые питаются человеческими эмоциями. Вот я реально питаюсь позитивными эмоциями людей, в свою очередь и отдаю им позитивную энергию. Это взаимовыгодный обмен. Если этого обмена не будет, то и работать не смогу.

О любимых классиках Мария сказала, что училась на фотографиях агентства Magnum Photos. Ей даже удалось познакомиться с одним из российских членов Магнума Георгием Пинхасовым:

– Была у него на портфолио-ревью. Это когда вы приходите к человеку, который уже многого добился, и показываете свои фотографии. Ждала, что он что-то скажет важное, а он, посмотрев, сказал только одно слово: «Снимай».

Ярослав СЕВРУК

Фото БНК и из личного архива Марии Шумейко

Оставьте первый комментарий для "В объективе Марии Шумейко: фотограф из столицы Коми дарит людям праздник"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.