Результаты ЕГЭ улучшились, несмотря на пандемию

Несмотря на сложную эпидемическую ситуацию, Республика Коми не ухудшила, а по некоторым предметам даже улучшила результаты сдачи единого государственного экзамена выпускниками. Об этом рассказала региональный министр образования Наталья Якимова на прошедшей 8 июля пресс-конференции, посвященной итогам выпускной кампании в школах республики.

Министр уточнила, что в целом государственная итоговая аттестация за курс средней школы завершена, остался только небольшой резерв, который состоится с 12 по 17 июля. Тем не менее общие выводы уже можно сделать. И прошлый, и текущий годы внесли свои коррективы в порядок, утвержденный на уровне страны. В этом году у выпускников 11-х классов был выбор. Те, кто не планировал поступать в вуз, могли выбрать форму государственного выпускного экзамена с выставлением оценок. Таких было около пятисот человек. А более 4,5 тысячи выпускников этого и прошлых лет сдавали ЕГЭ.

Для того чтобы получить аттестат, те, кто не планировал идти в вуз, должны были сдать русский язык и математику. Для тех, кто планирует, – обязательный ЕГЭ по русскому языку. Все новшества этого года были заранее доведены до выпускников и родителей. Все экзамены прошли в штатном режиме, случаев экстренного закрытия пунктов приема экзаменов не было, хотя по всей республике работало 68 пунктов проведения экзаменов. Были единичные случаи, когда выпускники этого года по причине заболевания ковидом не смогли принять участия в экзамене в основные дни, но они воспользовались резервными днями.

Итоги ЕГЭ

По словам Натальи Якимовой, нынешние результаты трудно сравнивать как с прошлым, так и с позапрошлым годом. Потому что прошлый год заканчивали в дистанционном режиме. А с 2019-м сравнивать сложно, так как сегодняшняя ситуация кардинально отличается от того, благополучного периода. В то же время контрольно-измерительные материалы из года в год не изменяются, поэтому результаты можно назвать удовлетворительными. ЕГЭ проходил по восьми из 13 учебных предметов, и по всем восьми улучшен средний балл. Где-то на десятые доли, а где-то даже на несколько баллов. Неплохо сдали ребята такие сложные предметы, как математика, физика, биология и химия, по которым результаты тоже стали выше.

Выросло и количество высокобалльных результатов. Это когда выпускник получил от 81 до 100 баллов. Если в 2020 году 11 процентов всех результатов составлял 81 балл и выше, то в этом году – почти 12 процентов.

– Опять-таки радуют такие предметы, как профильная математика, литература, английский, химия, русский язык, где наши дети показали хороший результат по сравнению с прошлым годом, – рассказала Наталья Якимова. – И, конечно, особая гордость – это наши стобалльники. Потому что получить сто баллов – это совокупность множества факторов, среди которых главное – целеустремленность самих ребят. В этом году у нас 33 стобалльных результата. В прошлом году их было 25. Значительно мы приросли в стобалльниках по русскому языку, немного по литературе, чуть лучше стали результаты по истории, физике и информатике. Информатика в этом году проводилась исключительно в компьютерной форме. У нас не принято сравнивать результаты с Российской Федерацией, но все-таки по итогам ряда совещаний мы понимаем, что мы стабильно показываем хорошие результаты. У нас есть выпускники, которые сразу два экзамена сдали на сто баллов. Одна из них – выпускница воркутинской школы №40 Яна Демедюк, сдавшая на сто баллов русский язык и историю.

Есть и такие выпускники, которые не набрали минимального количества баллов. По каждому предмету установлен нижний порог, то есть то количество баллов, с которого начинается удовлетворительное оценивание и после которого дети могут подавать заявления в вуз. Не набравших минимальный результат в целом не более 10 процентов от всех сдающих. Чуть выше доля не набравших минимальный балл в биологии и обществознании. По французскому и английскому языкам практически нет тех, кто не преодолел порог.

Будильник подвел

По словам министра, ежегодно накануне экзаменов с выпускниками проводится большая профилактическая работа. О том, что на экзамен ни в коем случае нельзя проносить мобильники, знают сегодня, наверное, даже первоклассники. Тем не менее подобные нарушения регистрируются ежегодно в количестве четырех-пяти случаев. В этом году было выявлено пять нарушений: два из них – пронос мобильного телефона, и три – изъятие шпаргалок. Нарушители были удалены с экзамена, и в этом году они уже не смогут поступить в вуз, потому что у них будет право повторно сдать экзамен только в следующем году. Правда, один нарушитель, удаленный с экзамена по русскому языку, сможет пересдать экзамен в сентябре этого года, но шанс поступить в вуз в этом году он уже потерял.

Хоть нарушители предусмотрительно и ставят свои телефоны на беззвучный режим, но их нередко подводит будильник, установленный на телефоне. В рабочей тишине экзамена сработавший не вовремя телефон – настоящая катастрофа для его хозяина. К общему экзаменационному волнению разоблаченные нарушители добавили себе еще немалый стресс.

– Долго спят наши выпускники. Будильники начинают срабатывать уже часов в 11, – прокомментировала ситуацию министр.

О поощрениях и оценке работы

В прошлом году глава республики впервые ввел меры финансовой поддержки тех выпускников, которые получили сто баллов, и тех, кто стал победителем Всероссийской олимпиады. Церемония вручения денежных наград состоится в августе. Премию размером в 25 тысяч получат все стобалльники, а те, кто сдал на сто баллов два экзамена, получат 50 тысяч рублей.

– Уверена, что на таком ответственном этапе жизни, как поступление в вуз, небольшая финансовая поддержка ребятам будет очень нужна, – отметила Наталья Якимова.

На вопрос, будут ли материально поощряться педагоги-наставники, министр ответила, что для них предусмотрены другие виды поддержки.

Журналистов также заинтересовал вопрос, ведется ли какой-то рейтинг школ, которые ежегодно лидируют по количеству стобалльников.

– Мы не выстраиваем рейтингов и никогда не ругаем школы или муниципалитеты за то, что они плохо сдали ЕГЭ, – сказала Наталья Якимова. – Сама школа прекрасно понимает, по какому предмету у них результаты лучше или хуже. Здесь самое важное – внутришкольный анализ. Что касается республиканского физматлицея или других учреждений инновационного типа, которые почти каждый год дают не по одному стобалльнику, мы же понимаем, что количество часов на изучение профильных предметов там выше. Но в этом году у нас практически во всех городах есть школы, где тоже есть стобалльники.

Апелляции без удовлетворения

Поскольку у выпускников есть право не согласиться с тем результатом, который они получили, уже несколько лет подряд, когда приходят результаты экзамена, в личных кабинетах выпускников публикуются образцы их работ, чтобы они могли соотнести то, что было у них, и что получилось после проверки. После ознакомления с результатами своей работы выпускник принимает решение, согласен он с результатом оценки или нет. На текущий момент было подано и уже рассмотрено 305 апелляций. Заседания конфликтных комиссий проходят ежедневно. В день пресс-конференции было рассмотрение апелляций по иностранным языкам. Наталья Якимова рассказала, как проводится процедура перепроверки поданных на апелляцию работ.

Сначала либо председатель республиканской предметной комиссии, либо зампредседателя еще раз перепроверяют всю работу, и принимается предварительное решение снизить балл, повысить его или оставить прежним. Далее выпускник может прийти лично или взаимодействовать с комиссией в режиме онлайн. Его спрашивают, с чем он не согласен, и просят обосновать свои претензии. Дальше уже председатель предметной комиссии объясняет, почему комиссия решила так или иначе.

– Здесь самое главное правило – четкое следование критериям оценивания, – уточнила министр. – Конечно, иногда выпускнику, особенно по гуманитарным предметам, кажется, что он все сделал правильно – и тему раскрыл, и рассуждение свое изложил. Но если бы были свободные трактовки, то на уровне России было бы сложно оценивать результат. Поэтому существуют четкие критерии. Несмотря на то что члены апелляционной комиссии всегда используют малейшую возможность решить вопрос в пользу ученика, большинство апелляций остается без удовлетворения. Это говорит о том, что у нас согласованно и качественно работают республиканские предметные комиссии. Иногда по сорок минут комиссия объясняет и доказывает выпускнику, почему так или иначе оценена работа. В этом году есть несколько работ, в которых, к сожалению, первоначальный балл был даже понижен. И несколько работ, где балл был повышен. Такое бывает, но нечасто.

В пресс-конференции принимали участие и сами члены апелляционной комиссии. Директор Коми республиканского лицея при СГУ, член апелляционной комиссии Александра Штин отметила, что подателю апелляции никогда не объявляют только результат работы комиссии, но с каждым из них подолгу общаются. И если есть основания для изменения балла, всегда вопрос решается в пользу ученика. По словам Александры Штин, иной раз податели апелляций ссылаются: «А вот мне репетитор сказал»:

– Большая часть апелляций связана именно с этими болезненными расхождениями. Но мы не можем отследить качество работы репетитора, и, к сожалению, приходится ребятам говорить, что мы ориентируемся на критерии, утвержденные Федеральным институтом педагогических измерений. Не все репетиторы владеют этими критериями. А вот онлайн-школы все же больше на них ориентированы.

Особо Александра Штин отметила в целом высокий уровень интеллектуального развития нынешних старшеклассников:

– Вы не представляете, сидишь на этой конфликтной комиссии и удивляешься. То, что знают и умеют наши дети, – это просто поразительно. Я даже терминов таких не знаю, а они свободно владеют сложной терминологией по биологии, обществознанию. Мы – люди уже другого поколения. А нынешнее поколение – это просто кладезь развития, ума, гибкости, умения оперировать современными подходами. Я просто снимаю шляпу и преклоняюсь перед ними.

Галина ГАЕВА

Фото автораи

Оставьте первый комментарий для "Результаты ЕГЭ улучшились, несмотря на пандемию"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.