Идолы Эшмесской пещеры

В рамках проекта «Одиннадцать чудес Коми» «Республика» продолжает цикл публикаций об уникальных местах Коми края. Одно из них – Эшмесская пещера, которая находится на Среднем Тимане – в 75 километрах северо-западнее Ухты. Она отнесена к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. Добраться по лесам и болотам до нее рискнет далеко не каждый, да и найти путь без проводника сложно. Обнаруженная в 1926 году, пещера потом была «потеряна» более чем на полвека. И только в 1981 году после долгого поиска ее вновь открыл ухтинский лесник-эколог Валерий Торлопов. О том, как это ему удалось, он рассказал «Республике».

Идол на выставке

Эшмесская пещера расположена в междуречье реки Белая Кедва и ее притока – Белый Эшмес. Это естественная подземная карстовая полость длиной около 12 метров, шириной до четырех метров и высотой от трех метров у входа и до одного метра в глубине. Заканчивается грот узкой щелью, уходящей в известняковый массив. Пещера была культовым центром или родовым святилищем, где в Средневековье совершали обряды и делали жертвоприношения.

В 1926 году пятидесятилетний охотник из деревни Поромес Павел Вокуев случайно обнаружил пещеру, а в ней деревянных идолов. Скорее всего, до него здесь несколько веков не ступала нога человека. Одного из идолов охотник прихватил с собой. Затем этнограф Даниил Янович забрал находку в Коми областной музей (сейчас – Национальный музей Республики Коми).

Почти сразу же после этого сотрудник музея Владимир Вульферт в статье «Фигура лесного бога «Вöрса-ена» в газете «Югыд туй» дал описание экспоната: «Идол сделан из лиственничного дерева и представляет собою человеческую фигуру высотою в 120 сантиметров, с круглой головой, без рук, но с ногами и признаками рода – бородой и фаллусом».

Идол вызвал интерес у горожан, и в музей потянулись посетители. Посмотреть на него приходил поэт и драматург Виктор Савин. Свои впечатления он описал так: «А еще больше хотелось мне, братцы, посмотреть и узнать, что за штука есть этот самый фаллус. Вот, думаю, чужие люди знают, какие были у коми народа «боги» с разными там «фаллусами-маллусами», а мы-то, коми люди, ничего и не знали о них. Я усомнился, вернее, разочаровался, так как ожидал встретить что-нибудь более существенное, чем эту фигуру. У меня даже мелькнула такая мысль: может быть, это какая-нибудь старинная «бала», когда-то употреблявшаяся для сушки звериных шкурок? Жаль, конечно, что фигурка не умеет говорить, а то бы, наверное, рассказала, откуда она происходит».

Уже в конце прошлого века «фигурка» рассказала о себе ученым. Радиоуглеродный анализ позволил определить возраст лиственницы, из которой изготовлен идол, – более тысячи лет.

До 2015 года идола можно было увидеть в отделе истории музея. Сейчас он в фондах, но к столетию республики его вновь представят посетителям на посвященной юбилею выставке.

Свой путь в Эшмес

Изучению древностей бассейна реки Ижмы и Тимана многие годы посвятил археолог Валерий Лузгин. Летом 1965 года он попытался найти Эшмесскую пещеру. В деревне Поромес ученый поговорил с 89-летним Павлом Вокуевым. Тот сообщил, что пещера в пяти километрах от его промысловой избушки, а до избушки от деревни день пути. Но дорогу старик показать уже не смог, а самостоятельно археолог ее не обнаружил. На обратном пути в Поромесе Валерий Лузгин узнал, что Павел Вокуев умер. Организовать новую экспедицию не удалось, пещера хранила свою тайну.

Как рассказал «Республике» Валерий Торлопов, в 1969 году в нескольких десятках метров от пещеры прошли лесоустроители. Они затесями наметили линию полуквартального визира и через каждые двести метров оставили пикетные колышки. В восьмидесятых годах в семи-десяти километрах восточнее пещеры производили вырубку леса. Рядом с пещерой как-то ночевали лесоустроителей на прорубаемом полуквартальном профиле, где был обнаружен гниющий ящик и ржавые консервные банки. Летом 1980 года в пещере побывали два солдата, несшие службу в роте леспромкомбината. Один из них – младший сержант Александр Климов затем помог Валерию Торлопову найти пещеру.

Валерий Торлопов

– В 1966 году в газете «Ухта» прочитал заметку Лузгина «Загадка древнего идола», – рассказал Валерий Торлопов. – Сохранил ее, так как, забредая в отдаленные уголки притиманской тайги, надеялся обнаружить пещеру. Зимой 1980-1981 годов я оказался в долине реки Эшмес. Оставшись ночевать в балке лесорубов-вахтовиков, завел разговор о поисках пещеры. Оказалось, что рабочие слышали о ней от солдат, побывавших там летом. Но ребят уже перевели в другую часть. Пришлось заняться поисками самостоятельно. Однажды в основании известнякового уступа увидел узкий вход в небольшую пещеру. Ничего примечательного здесь не обнаружил, но понял, что подобные гроты могут быть в других известняковых обнажениях. Весной отыскал Климова, но тот не смог показать на карте местонахождение пещеры. Командир части, где служил младший сержант, разрешил ему выехать со мной в тайгу. В поселке лесорубов леспромкомбината в поход напросились еще два солдата. Но по снегу найти путь в пещеру оказалось непросто. И можно сказать, что пещеру мы нашли случайно. Перед входом в нее росли раскидистая ель, береза и лиственницы. Осмотрев пещеру и сделав снимки четырех найденных деревянных предметов, аккуратно сложили их у стены. Ребята предложили тут же начать раскопки и взять все находки с собой. Но я сказал, что это дело археологов. Так 23 марта 1981 года пещерное святилище было открыто вновь.

Как рассказал Валерий Торлопов, в пещере тогда находились одноликий идол и деревянный кол с шаром на конце. Более древними казались два куска древесины, которые были когда-то одним целым многоликим идолом. На одном различались подобия трех лиц, расположенных друг над другом. На коротком куске угадывалось еще одно грубое подобие лица. Был еще отщеп древесины длиной около полуметра, по виду похожий на первого идола и кол.

После публикации в газетах сообщения Валерия Торлопова о пещере председатель ухтинского исполкома Александр Зерюнов вызвал археолога Александра Мурыгина, чтобы доставить идолов в музей Ухты. Но привезли только одного идола. Дерево, из которого он вырезан, относится к 890 году. Спустя год Зерюнов вновь организовал обследование пещеры при условии, что найденные экспонаты будут переданы в ухтинский музей. В результате раскопок были обнаружены 29 костяных наконечников стрел, один кремневый наконечник, 35 изделий из серебра и бронзы, различные металлические изделия, кости животных и черепа бобров. Среди находок одно изображение пермского звериного стиля, европейский денарий (чеканен в Германии в 1002-24 годах) и персидская монета середины Х века. В основном все находки датируются X–XI веками. Пещера служила святилищем, а предметы, найденные во время раскопок, – это приношения древним богам. Сейчас большая их часть находится в ухтинском музее.

Валерий Торлопов еще много раз бывал в пещере, когда работал главным специалистом отдела госконтроля Комитета лесов республики и боролся с незаконной вырубкой лесных участков и другими нарушениями местного леспромхоза в районе пещеры.

– Хочется надеяться, что мероприятия по сохранению естественного ландшафта вокруг пещеры позволят сохранить для потомков это место, – рассказал Валерий Торлопов. – Я неоднократно предлагал лесной квартал Кедвинского лесничества, где она находится, присоединить к граничащей с ним территории республиканского заказника «Белая Кедва». Позднее предложил арендаторам охотхозяйства «Белый Эшмес» взять шефство по сохранению пещеры. Кстати, в долинах ручья Белый Эшмес были и какие-то захоронения – непонятные прямоугольные углубления. Но там все выравнено проездами трелевочных тракторов.

На велосипеде по тайге

Пять лет назад в Эшмесской пещере побывал ухтинский велопутешественник Владимир Ольшевский. О своем велопробеге он рассказал «Республике»:

– Как только узнал о пещере, сразу же решил посетить ее. На подготовку и поиски попутчиков ушло два года. Дело осложнялось тем, что подходящей для велосипедистов дороги в лесу нет, а во-вторых, грозила опасность из-за обилия в этих местах медведей. К тому же у группы не было GPS-координат пещеры. Однако нас уже было не остановить.

По словам путешественника, дорога через тайгу представляла собой сплошные болота, лужи с глиной и небольшие сухие участки между ними. Велосипедистов атаковали комары и мошки, а на дороге встречались свежие медвежьи следы. Когда велогруппа доехала до охотхозяйства «Белый Эшмес», сил хватило только на то, чтобы поздороваться, бросить на землю спальники и заснуть. Утром егеря предложили проводить до Эшмесской пещеры. До нее оставалось около семи километров, и без опытного проводника найти путь в лесу было нереально.

– Внутри пещеры царила торжественная тишина, – рассказал турист. – Стряхнув какое-то непонятное оцепенение, мы осмотрели это жилище древних духов. И уже через пару часов попрощались и с хозяевами кордона. За два дня мы преодолели 150 километров таежных болот и топей – такое трудно переоценить.

Древние боги

В Национальном музее Коми хранится несколько идолов, попавших сюда с 1925 по 1971 год. Как рассказала «Республике» ученый секретарь музея Валентина Сова, их возраст от тысячи до семидесяти лет. В 1925 году товарищ Елькин прислал в Общество изучения Коми края идола и написал, что это «один из семи идолов с мыса Хаст, изображение самоедского бога Хасей, покровителя охоты и оленеводства, почитаемого самоедами Вайгача и Юшара». Фигура высотой 34 с половиной сантиметра вырезана из ствола дерева.

В 1966 году туристы-школьники из Троицко-Печорского района привезли в музей четырех идолов. Это хорошо сохранившиеся деревянные мужские и женские фигуры высотой от 107 до 118 сантиметров. Они были обнаружены на жертвенном месте хантов и манси в верховьях реки Илыч. Предположительная датировка изготовления идолов – середина прошлого века.

В 1971 году археолог Валерий Лузгин привез в музей пару разнополых идолов с побережья Карского моря. Найдены они были в предгорьях Северного Урала геологами Сыктывкара, которые наткнулись на кладбище ненцев и ритуальный жертвенник. Вокруг идолов было сложено много оленьих черепов и бутылок из-под спиртного. На ликах идолов сохранились следы крови.

Небольшой идол был найден в 1962 году во время раскопок на II Висском торфянике в районе Синдорского озера. Изделие из ивы датируется серединой I тысячелетия. Высота идола всего 6,3 сантиметра – мальчик-с-пальчик. На нем четко видны голова с шапкой, нос, глаза, рот, ноги. Полвека он хранился в колбе с дистиллированной водой, но фигурка начала разрушаться. Два года он находился на реставрации в Эрмитаже и в 2014 году вернулся в Национальный музей Коми. Аналогичных предметов археологами республики больше не найдено.

Артур АРТЕЕВ

Фото Валерия Торлопова и Владимира Ольшевского

1 Комментарий для "Идолы Эшмесской пещеры"

  1. Вера Морозова | 13.06.2021 в 05:06 | Ответить

    Потрясающая история! Есть люди, которые, понимая значение сакрального объекта, не жалея сил, пытались и пытаются сохранить его. И есть те, кто просвещает нас. Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.