Алексей Хребтов: «Стрелковый спорт в Коми может развиваться только при серьезной господдержке»

На прошлой неделе на базе Сыктывкарского медколледжа имени Морозова состоялся Кубок Коми по пулевой стрельбе из пневматического оружия. Среди женщин в стрельбе из винтовки победу одержала мастер спорта международного класса Екатерина Паршукова. Несмотря на то что в республике есть и спортсмены ее уровня, и еще совсем юные, но уже очень перспективные стрелки, пулевая стрельба развивается здесь скорее вопреки. Проблем у этого олимпийского вида спорта в Коми немало. Основные «болевые точки» в интервью «Республике» обозначил президент региональной Федерации пулевой и стендовой стрельбы Алексей Хребтов.

– Вы возглавили федерацию не так давно. Почему этот пост покинул предыдущий президент Алексей Тарбеев?

– Алексей Николаевич возглавляет крупную коммерческую организацию и в связи с увеличением работы не может совмещать два этих поста. В итоге ему пришлось сложить полномочия. Мы вместе работаем в федерации с 2016-го. Теперь продолжаю начатое нами дело уже как руководитель. Могу сказать, что Алексей Николаевич очень много сделал для развития в республике пулевой стрельбы и продолжает делать. Проблем у нашего вида спорта хватает, и решать их необходимо.

– Какие основные проблемы у федерации?

– Пожалуй, в республике у нас это единственный олимпийский вид спорта, у которого нет своей базы. По этому поводу мы общались с прежним руководством региона, нам все обещали, что как только построят в Сыктывкаре крытый спорткомплекс, то там обязательно будет стрелковый тир, но до этого так и не дошло. Поэтому в 2016 году вместе с Алексеем Николаевичем мы искали помещение и вышли на руководство медколледжа, они пошли нам навстречу. В итоге мы сделали полный ремонт как самого тира, так и тренерской комнаты, а также раздевалки. Теперь он соответствует всем нормам и правилам проведения соревнований по пулевой стрельбе. Здесь проводим и сборы, и соревнования. Сборная Коми готовится тут к всероссийским соревнованиям, все значимые республиканские мероприятия также проходят здесь: фестивали ГТО, чемпионаты и первенства региона.

Еще проблема в том, что наш вид спорта сам по себе дорогой. Очень дорого стоит пневматическое оружие. Российских аналогов нет, качественно делают оружие только за рубежом. Нормальная винтовка стоит около трехсот тысяч рублей, пистолет около двухсот. Обеспечить трудно качественным оружием даже наших ведущих спортсменов. Хочу подчеркнуть, что мы развиваем не только сборную Коми, наша задача поднять стрельбу на должный уровень и в тех районах, где есть энтузиасты, где теплится какая-то жизнь в области стрелкового спорта. Вот выезжаем с мастер-классами, дарим оружие, предназначенное для начальной подготовки.

– Екатерина Паршукова рассказала, что в принципе условия для тренировок и соревнований в медколледже нормальные. Тем не менее требуется новое помещение?

– Нам этого бы очень хотелось, но надо быть реалистами и работать с тем, что есть. С этого года все спортивные объекты, на которых проходят республиканские соревнования, включают во всероссийский реестр. Это список тех спортсооружений, залов и прочего, где можно проводить старты регионального уровня. Решаем вопрос с министерством образования и министерством спорта.

– Вы сказали, что вопреки всему в районах все-таки теплится жизнь. Можете привести в пример какой-нибудь район республики?

– Идет развитие в Койгородском районе. В поселке Подзь есть тренер Андрей Михайлович Сирий, который отлично работает. При непосредственном участии федерации было открыто отделение ДЮСШ, перспективные спортсмены там есть. На всероссийские соревнования оттуда уже четыре человека в сборную Коми попадают. Это о чем-то говорит. Но у них тоже катастрофически не хватает средств на качественное оружие. В принципе основная проблема для подготовки высококлассных спортсменов – это качественное пневматическое оружие. Отсюда все беды.

– Насколько хорошо вы взаимодействуете со Стрелковым союзом России? Помощь есть от них?

– Они помогают только тем спортсменам, которые попадают в сборную команду России. Получается замкнутый круг: сначала надо показать хороший результат, попасть в сборную, а потом они дают качественное оружие. В любом варианте мы идем к исходной точке: сначала надо купить это оружие, чтобы спортсмены попали в сборную страны, а потом со Стрелкового союза что-то дадут.

– В сыктывкарском комплексе «Северная Олимпия» тоже есть тир, насколько там хорошие условия?

– Там работает отделение ДЮСШ по пулевой стрельбе. Республиканские соревнования там проводить нельзя, требуемые нормативы помещение не выдерживает. Можно проводить тренировки, принимать ГТО – это максимум.

– Для Коми стрельба – это не приоритетный вид спорта?

– Наоборот. У нас издавна здесь население славилось точной стрельбой, любовью к охоте. В республике до развала СССР в каждом районе была своя команда, на республиканские соревнования приезжали со всего региона. Стрелковая жизнь кипела, но с развалом Союза начался капитализм, господдержка свелась к минимуму, и потихонечку все сузилось до 8-10 команд. Сейчас мы будем заниматься тем, чтобы наш вид спорта включили в список базовых видов для региона. Сначала нужно решить вопрос с включением нашего помещения в реестр, а затем займемся сбором документов для включения пулевой стрельбы в число базовых видов. У нас ведь и мастера международного класса, мастера спорта России, чемпионы и призеры страны есть. Это напрашивается само по себе.

– Проблем у федерации много, финансирования нет. Зачем лично вам это? Зов сердца?

– Это линия жизни. Начал заниматься стрельбой в 1977 году, а в 1982-м ушел на тренерскую работу. Потом трудился в бизнесе. Но в итоге вернулся, потому что стрельба мне близка. Столько выстрадано, в свое время воспитанники выступали у меня на уровне сборной страны. Это три мастера международного класса: Ирина Попова (ныне Мальцева – авт.), Юрий Худяев и его супруга Елена Худяева. В те времена я и со сборной командой России работал. А потом началась перестройка, развал Союза, больно было смотреть на то, что творилось тут в республике. Потихоньку замирала и стрельба. Поэтому все бросил и пришел обратно. Это уже диагноз, когда вся жизнь со стрельбой связана.

– А до какого возраста можно стрелять? Говорят, с годами у спортсменов начинается тремор и приходится завершать карьеру.

– Это все неправда, например, один шведский спортсмен стал призером Олимпийских игр в 70 лет. Поэтому карьера может длиться очень долго.

– Какие ближайшие планы у региональной сборной?

– Ведущие спортсменки сборной Екатерина Паршукова и Елизавета Сысоева едут в поселок Икша Московской области на Кубок России, который пройдет с 14 по 22 июня. Вообще перспективных спортсменов у нас много сейчас, и им всем нужна соревновательная практика. У тренера Веры Анатольевны Каневой появилась талантливая спортсменка Виталия Булатова, которой остался шаг до включения в сборную России. На подходе к сборной перспективные стрелки 2008 года рождения, девочки и мальчики. Мы как федерация сегодня оплачиваем четырем ребятам поездку в Ижевск для участия в соревнованиях «Юный стрелок».

– Все же место оптимизму есть в плане развития стрельбы в Коми?

– Надежда умирает последней. Но без помощи правительства региона сделать что-то сложно. Мы хотим встретиться с главой республики, думаю, что понимание найдем. Сейчас финансирование спорта сократилось в два-три раза, мы и так молодежь в основном за счет родителей на соревнования отправляем, а ведь есть и малообеспеченные семьи, вот трех таких ребят взяла на себя федерация. Но родители же не могут на все средства давать. Оружие тоже родители, которые более-менее обеспеченные, покупают за свой счет. Повторюсь, что вид спорта дорогой, тут все намного сложнее, чем в некоторых других видах: нужна и экипировка, и оружие.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Алексей Хребтов: «Стрелковый спорт в Коми может развиваться только при серьезной господдержке»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.