Монастырь в Кылтово

Монастырь до революции

В Год столетия региона в рамках проекта «Открой для себя республику» издание рассказывает о тех местах, которые могут посетить туристы. В Коми много памятников архитектуры, интересных объектов, недооцененных путешественниками, но есть места, куда туристы и паломники ездят часто. Например, до пандемии коронавируса около трех тысяч паломников ежегодно посещали Крестовоздвиженский женский монастырь в Кылтово (Княжпогостский район Коми).

В прошлом году монастырь был закрыт на карантин, а сейчас здесь снова начали принимать небольшие группы паломников и туристов. Людей привлекают сюда как местные святыни и чудотворные иконы, так и интересная история монастыря. Несколько лет назад монастырь вошел в двадцатку финалистов акции «11 чудес Коми».

Чтобы добраться сюда из Сыктывкара, нужно выехать в сторону Ухты. Напротив села Серегово, которое стоит на другом берегу реки Вымь, необходимо свернуть направо в сосновый бор. Пятнадцать километров безлюдная дорога петляет по лесам и болотам, и в конце пути за речкой Кылтовкой на невысоком холме возвышается монастырский храм. Рядом остатки крепостной стены, заброшенные колхозные поля, опустевшие домики сельчан и ФАП, небольшое монастырское кладбище.

В 1996 году монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Будучи главой республики, в этом монастыре часто бывал Юрий Спиридонов. Сейчас высокие гости сюда наведываются редко, но паломники в Кылтово едут. Кто-то помолиться богу, кто-то прикоснуться к истории, а кто-то в надежде на чудо.

Вопрос об устройстве православного женского монастыря в Коми крае был поднят еще в 1860-х годах. В Сольвычегодском, Никольском, Яренском и Устьсысольском уездах, то есть на тысячу верст вокруг, не было ни одной женской обители. Поэтому много зырянок подвизалось в весьма отдаленных монастырях, которые и без того были переполнены. Православные решили, что нужен свой женский монастырь и в Коми крае.

Монастырь в Кылтово появился благодаря хлопотам и денежным пожертвованиям устюжского мещанина Ивана Калашникова и архангельского купца первой гильдии Афанасия Булычева. Последний сыграл важную роль в деле строительства монастыря, и его по праву называют основателем Кылтовской обители. Будучи сыном крестьянина, этот человек стал одним из самых богатых людей России. При этом он охотно помогал церквям и монастырям. В Кылтово на средства купца были построены не только все здания, включая церковь с иконостасом и драгоценною ризою на иконе Божией Матери Троеручицы, но и проложена хорошая грунтовая дорога до ближайшего села Серегово. Мост через Кылтовку был завершен только в 1915 году. Как рассказала «Республике» настоятельница матушка Стефанида (Запорощенко), сейчас из сорока четырех монастырских построек сохранилось не более пяти: храм, сестринский корпус, деревянные амбары и часть опоясывавшей монастырскую землю кирпичной стены. На месте храма Стефана Пермского – пустырь.

…и сегодня

В апреле 1894 года Святейшим синодом был принят указ «Об учреждении Зырянского общежительного женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским, с богадельнею при нем». Устройству монастыря способствовал также некий анонимный благотворитель, пожертвовавший на это дело пятнадцать тысяч рублей. Увы, основателю и главному благотворителю монастыря не довелось увидеть, что сталось с обителью в XX веке. В 1902 году 75-летний Афанасий Булычев поселился в Соловецком монастыре. Тут он вскоре принял монашество и скончался.

Ценным источником по истории монастыря стала изданная в 1908 году книга Бориса Бессонова «Поездка по Вологодской губернии к нефтяным ея богатствам на реку Ухту», где много подробных описаний и фотографий монастыря и его обитательниц.

Первоначально предлагалось устроить женский монастырь в Усть-Выми или Вотче. Но построили монастырь на том месте, где был обнаружен большой деревянный крест, излучавший столб света. По преданию, этот крест еще в начале XIX столетия воздвиг проживавший в отшельничестве на берегу речки Кылтовки пустынник Василий Пестерев. Он утонул в Выми, но место, где он жил, сохранило название «крестовый стан». Поэтому и монастырь назвали Крестовоздвиженским. Чудесный крест впоследствии был богато украшен серебром и драгоценными камнями, через него происходило множество исцелений верующих.

Еще до приезда первых монахинь из Шенкурского монастыря были построены Стефановская деревянная церковь с колокольней, двухэтажный деревянный гостиный дом и хозяйственные постройки, расчищено и засеяно хлебом около двадцати десятин земли, привезен кирпич для постройки жилого корпуса и церкви, приготовлены церковная утварь, богослужебные книги, мебель, посуда и колокола. В 1911 году обитель владела множеством построек, в том числе смолокуренным, гончарным и соляным заводами, золотошвейной и иконописной мастерскими. Территория обители была обнесена мощной кирпичной стеной, остатки которой сохранились и поныне.

Монастырь процветал, но грянула революция. В 1918-м Кылтовский монастырь закрыли, а его первая игуменья Филарета приняла мученическую смерть. Ее могила сохранилась у стен монастырского храма. Уцелевшие насельницы организовали сельхозкоммуну, руководить которой стала новая игуменья Ермогена. Но в 1923 году коммуна была распущена, а затем монахинь и вовсе выгнали из Кылтово. Тогда же бесследно пропал и чудотворный крест. Часть монахинь поселилась в деревне Половники.

– Течением рек сюда и принесло чудотворный крест из монастыря, – рассказала настоятельница. – И последняя настоятельница монастыря, чтобы его спасти, попросила установить крест ей на могилу. Так он и дожил до нашего времени. Сейчас он в монастырском храме.

…и сегодня

Игуменья Ермогена была признана руководителем «подпольной антисоветской церковной организации» и осуждена. Она дожила свой долгий век в деревне Половники вместе с несколькими бывшими монахинями, ведя строгий монашеский образ жизни. После революции безбожники распустили слухи, что монашки якобы забыли свой обет и повыходили замуж. Но дело в том, что при монастыре жили местные девушки, которые тоже носили черные одежды, но не были монахинями. Кто-то из них и вышел замуж после разорения обители.

В 1923 году на территории бывшей обители был организован «Кылтовский детский городок» для беспризорных детей от трех до 17 лет. Здесь функционировали детский сад, две начальные школы, совхоз «Кылтово», мастерские производственного обучения. В 1924 году был открыт детский дом, куда привезли воспитанников из восьми детских домов Коми области и всех пойманных беспризорников. В лесной «Республике ШКИД» одновременно воспитывалось более двухсот ребят от трех до семнадцати лет.

Но детский городок действовал в Кылтово недолго, и в 1930 году вместо него в монастыре организовано сельскохозяйственное лагерное отделение Ухтпечлага, а затем Севжелдорлага. Был построен спецпоселок. В главном храме монастыря устроили тюрьму. Чтобы ее вместимость была больше, высокое здание разделили на четыре этажа. Храм освободили от заключенных только в 1956 году, а через два году подразделения лагерей в Кылтово были ликвидированы. После этого храм почти сорок лет служил клубом для местных жителей. Несколько лет назад удалось убрать все сооружения, делившие храм на этажи. И сейчас он вновь открылся во всей своей красе – восемнадцать метров высота зала под куполом. В храме установили резной дубовый иконостас, который смастерили украинские мастера по фотоснимку 1896 года. Целых два года потребовалось, чтобы изготовить и установить алтарную перегородку. Своего священника при монастыре нет, поэтому приезжает батюшка из Свято-Стефановского кафедрального собора столицы.

Возрождение монастыря силами нескольких монахинь во главе с новой игуменьей матушкой Стефанидой началось летом 1995 года. Когда их привезли в разрушенный монастырь, то выдали на обзаведение хозяйством семь матрасов и несколько ведер. Поначалу сестрам пришлось спать в неотапливаемой церкви и по утрам собирать на полу замерзших ночью мышей. Затем удалось освободить от «мирян» двухэтажный корпус, и сейчас монашки могут отапливать свои кельи.

Несколько лет назад перед престольным праздником Воздвижения в монастырь возвратилась главная монастырская святыня – чудотворный крест. По просьбе матушки Стефаниды он был украшен воспитанниками одного из сыктывкарских детских домов.

– Чтобы крест не стоял «голеньким», – пояснила она. – Уже в наши дни по молитвам перед крестом произошло несколько исцелений от тяжких недугов. Как-то к нам приехал инвалид на костылях, долго молился перед крестом, а потом встал и пошел без костылей. Одна наша матушка его окликнула и напомнила про костыли. Мужчина ответил, что теперь они ему ни к чему. Так и остались они нам на память.

В монастыре также находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая семье Николая II. Через нее верующие женщины получают исцеление от бесплодия и помощь в родах. Молитвы, обращенные к иконе Божьей Матери «Всецарица», исцеляли тяжелобольных людей – зафиксировано несколько случаев. Многие монастырские иконы мироточат. Два года назад неизвестный даритель принес на сыктывкарское подворье монастыря книжный памятник – Библию 1784 года издания с редкими европейскими иллюстрациями.

Останки матушки Ермогены были возвращены в монастырь. Когда сестры внесли мощи в храм, то одновременно здесь замироточило множество икон. Мощи матушки Ермогены сейчас перезахоронены в часовенке на монастырском кладбище. Одна из кылтовских инокинь Елизавета (Ярыгина) канонизирована в лике святых. На территории монастыря захоронен еще один святой, прославленный в числе первых новомучеников митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк).

Сегодня в монастыре монахинь и послушниц проживает в десять раз меньше, чем век назад. В лучшие годы число обитательниц монастыря доходило до двух сотен. Сейчас их менее десятка.

На территории монастыря осталось еще несколько жилых домов, выстроенных в советское время. Лет пятнадцать-двадцать назад соседство с мирянами складывалось не лучшим образом. Бывали случаи и воровства – несколько раз вскрывали кладовые с продуктами, воровали иконы. Сейчас Кылтово официально закрыто, и мирян здесь практически не осталось. В поселении нет ни школы, ни больницы, ни магазина, ни врача. Большинство домов пустует. Но есть при женском монастыре свои мужчины – помощники и защитники. Здесь проходят добровольную реабилитацию те, кто злоупотреблял алкоголем. В двух домиках живут десяток мужиков. Они колют дрова, делают ремонт в храме, работают на поле. За это им обеспечены стол и кров.

В Сыктывкаре на Октябрьском проспекте вблизи Мичуринского парка действует подворье Кылтовского монастыря. Все желающие могут посетить там храм Воскресения Христова, а люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и не имеющие хлеба насущного, – бесплатно пообедать. Матушки кормят обедами всех приходящих на подворье, невзирая на нехватку средств на возрождение монастыря.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Монастырь в Кылтово"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.