Карьерный консультант Ольга Рябова: «Чем больше компетенций, тем больше шансов на трудоустройство»

Профессиональное самоопределение – важная составляющая жизни человека, можно сказать, судьбоносная. От правильного выбора профессии зависит, будет ли счастлив человек. Многие клиенты службы занятости – это люди, не сумевшие найти свое предназначение. Помочь человеку определиться с профессией, выстроить образовательную и профессиональную траекторию – обязанность карьерного консультанта. О главных ошибках при выборе профессии и о тонкостях своей работы «Республике» рассказала карьерный консультант Центра занятости населения Сыктывкара Ольга Рябова.

– Профориентацией школьников занимаются не только учителя и представители профессиональных учебных заведений, но и специалисты службы занятости – важность профориентационной работы очень высока. С какого возраста нужно ее начинать?

– Без сомнений, приступать к ней нужно как можно раньше. Знакомство с миром профессий следует начинать уже в детском саду. Потому что в школах с девятого класса вводится профильное обучение с углубленным изучением отдельных предметов, необходимых ученику для поступления в профессиональное учебное заведение и освоения будущей профессии. Соответственно, в 10-11 классах школьник уже полностью находится в рамках выбранного направления. И потом изменить это достаточно сложно. При этом в восьмом-девятом классах только некоторые дети точно знают, кем бы они хотели стать. Остальные психологически не готовы к такому выбору.

– Но это действительно сложно – самоопределиться, понять, к чему тебя влечет. Нередко люди даже к зрелому возрасту так и не сумели разобраться, где бы хотели себя применить и кем работать.

– Согласна. И из опыта работы, и из своего родительского опыта знаю, что в этом возрасте сделать правильный выбор очень сложно. Но нынешние профстандарты того требуют. И делается это для уменьшения числа ошибок при выборе будущей профессии. Ведь подобные ошибки очень дорого обходятся человеку, потому что во многом предопределяют всю его судьбу. По этой причине на карьерных консультантах службы занятости лежит большая ответственность.

– Что главное при выборе профессии?

– Учитывать три слагаемых успеха: хочу, могу и надо. Хочу – это то, что мы называем интересом. Интерес предопределяет успех, поскольку есть только один способ проделать большую работу – полюбить ее. Необходимо как можно раньше выяснить, чем бы ребенок хотел больше всего заниматься. Родителям рекомендуют уже в детстве отслеживать, к чему ребенка больше влечет.

Затем нужно как можно больше информировать детей о том, какие профессии бывают, знакомить его с миром профессий. При этом надо максимально показать профессию изнутри. А то часто дети знают какую-то профессию исключительно внешне: к примеру, врач лечит, водитель водит автомобиль и так далее. А с какими сложностями сопряжена эта работа, плохо представляют. Поэтому на этапе седьмого-восьмого класса самая большая работа самих детей, их родителей и учителей – это расширение информированности, экскурсии на предприятия и в организации, знакомство школьников с представителями профессий.

– А как вы проводите проф-ориентацию со школьниками?

– Есть различные детские лагеря, учебные заведения, куда нас приглашают. Мы проводим с детьми психологические тестирования, профориентационные беседы, мастер-классы, ярмарки учебных мест. Кстати, ярмарки учебных мест или ярмарки профессий – это замечательная возможность увидеть профессионалов в деле и попробовать профессию своими руками. Потому что на таких ярмарках каждое профессиональное учебное заведение представляет свои направления подготовки, а студенты проводят мастер-классы для школьников. Что касается дошколят, нужно инициировать с ними игры в профессии и смотреть, к чему больше тянется ребенок. Это очень важно.

– Про первое слагаемое вы сказали. А второе и третье?

– Второе – это я могу. Это способности, то, что у меня получается. Поскольку детям очень трудно выявить у себя способности, родители и учителя должны их отмечать у ребенка и поощрять его развивать их. Знать свои способности очень важно, потому что развить то, что тебе не свойственно, очень сложно из-за отсутствия интереса.

И последний не менее важный момент: востребованность профессии на рынке труда – слагаемое под названием «надо». Потому что вы можете обладать и интересом, и навыками, но это окажется неактуальным. Мы, сотрудники службы занятости, нередко встречаемся с тем, что люди выбирают невостребованную профессию и потом не могут найти себе применение. К примеру, сейчас в числе наших клиентов – девушка-политолог. Интеллектуально развитый человек с дипломом университета, но здесь применения себе не находит. Это ошибка в профориентации. «Хочу», «могу» и «надо» в данном случае не сложились, третий пазл выпал. Эта профессия у нас в республике не востребована. Какие ошибки чаще всего встречаются при выборе профессии? Распространена ситуация, когда абитуриент действует по остаточному принципу: никуда не поступил, а высшее образование нужно. И он идет туда, где свободно и конкурс меньше. Бывает, по совету знакомых идут учиться. А потом выясняется, что профессия вообще не интересна.

– Но навыки, приобретенные во время учебы по этой специальности, могут быть применимы и в других сферах. Есть масса примеров, когда люди с юридическим или филологическим образованием находят себя отнюдь не в филологии или юриспруденции.

– Вот с учетом этого сейчас мы стараемся подобрать ей переобучение.

– Какие курсы мог бы пройти, например, политолог, чтобы реализовать себя на рынке труда?

– Диагностические исследования показали, что она очень общительная, творческая. И мы смотрим, какие ее сильные стороны можем развить, чтобы она могла применить их в конкретном деле. Тестирование показало, что она может преподнести товар, продвигать что-то, есть у нее задатки пиар-менеджера. Она согласна, что эти данные у нее есть, но утверждает, что все связанное с продажами ей претит, потому что сфера продаж во многом завязана на манипуляциях человеческими слабостями, а с ее ценностями это не вяжется. Сейчас предлагаем ей несколько других переподготовок на выбор.

Больше половины наших клиентов – это люди, неправильно выбравшие профессию либо с низкой квалификацией. Среди них немало тех, кто подолгу стоит на учете по безработице. Наша задача – помочь им повысить квалификацию, научить их правильно вести себя на рынке труда, в общении с потенциальным работодателем. Когда мы приходим в профессиональные учебные заведения, в вузы, то в общении с выпускниками часто выясняется, что из целой группы только единицы хотят оставаться верны своей выбранной профессии, а иногда и вовсе никто не хочет. Это же просто трагедия. Особенно это касается рабочих специальностей, но нередко подобное встречается и у выпускников вузов. Чаще всего, не думая, идут в юристы. А потом говорят: «А мы и не собираемся юристами работать». Так что работы у нас непочатый край. Я считаю, что дети, выросшие в семьях, где родители своим примером прививают любовь к какому-то делу, которое может стать делом жизни, это настоящие счастливчики.

– Человек обычно соглашается с результатами проводимых вами тестов на исследование его способностей и предпочтений или нет?

– Как правило, соглашается. Но стоит отметить, что бывают легкие случаи, когда в человеке очень проявлены какие-то качества, и тогда понятно, куда его направлять. Но ведь сколько угодно случаев, когда не только уровень образования у клиента очень низкий, но и самому ему ничего не интересно и не надо: ничего ярко выраженного, и зацепиться не за что.

Отмечу, что еще одна сложная в нашей работе категория – люди творческих профессий. Они мало востребованы на рынке труда республики. Сейчас ведь все чаще говорят о том, что скоро многие профессии заменит искусственный интеллект, он придет туда, где алгоритм, где машинальная работа. Останутся творческие профессии, которые нельзя заменить роботами. А у нас в республике мы часто сталкиваемся, что реализоваться талантливым, творческим людям здесь тяжело. Музыка, танцы, театральное искусство, режиссерская работа – это все мало востребовано у нас. Иногда к нам приходят даже взрослые люди из этой категории, чтобы переобучиться на рабочие профессии.

Поэтому сегодня при выборе профессии нужно обращать внимание на то, не войдет ли она в скором времени в список исчезнувших профессий и не заменит ли ее искусственный интеллект. Еще один момент, на который нужно обратить внимание: рынок труда сегодня требует от человека постоянного профессионального роста. Время такое. Нужно постоянно пополнять и развивать свои компетенции. Если недавно иностранные языки учили для того, чтобы сделать их своей профессией, то сегодня знание языка – это уже не профессия, а дополнительный навык. Учиться всю жизнь – вот на что надо сегодня настраивать детей.

– Часто ли работа карьерного консультанта увенчивается успешным трудоустройством клиента?

– Все зависит от мотивации самого человека. Если человек хочет найти себя, найти хорошую работу, положительный результат обязательно будет. Во-первых, мы стараемся понять, почему у него не получается найти подходящую ему работу. Часто это ошибки профориентации. Человек окончил учебное заведение и понимает, что это вообще не его профессия, у него ничего не получается в этой сфере. И дальше мы уже вырабатываем стратегию выхода из этой ситуации. Смотрим, чего ему не хватает, что надо дополнить, что усилить. Но в целом, если мотивация есть, всегда получается хороший результат. Недавно работали с женщиной, которой не хватало уверенности, знаний, умений, навыков. Мы определили, чем бы ей хотелось заниматься, востребованы ли эти профессии на рынке труда. Обучили ее на повара, и она удачно трудоустроилась.

Кроме того, сейчас у нас много клиентов, пострадавших в период пандемии. Среди них немало тех, у кого хорошая востребованная профессия, но потеря работы очень подорвала их уверенность в себе. Их нужно научить правильному поведению на рынке труда, помочь повысить квалификацию или освоить дополнительные компетенции, чтобы человек почувствовал себя снова в строю.

– Бывает, заниженная само-оценка не дает человеку продвигаться по службе. И когда происходит сокращение кадров, его увольняют в первую очередь, потому что он так и не успел себя предъявить работодателю. Помогаете ли вы повысить самооценку?

– Мы прорабатываем это в ходе тренингов. Повышение уверенности в себе, приобретение навыка самопрезентации – это все относится к социальной адаптации на рынке труда. Бывает, человек закрыт и не может работать в группе, тогда мы работаем с ним индивидуально. Совет таким людям один: приобретать компетенции и не стремиться сразу к каким-то высотам. Есть возможность – браться за что-то не самое сложное и от этого расти, увеличивать компетенции. Тренировка, опыт, профессиональный рост – составляющие успеха. Только так можно повысить профессиональную и личностную самооценку.

Сегодня на рынке труда непрофессионалы никому не нужны. Это не советское время, когда человека закон заставлял работать, работой воспитывали, а молодых специалистов наставники взращивали на производстве в профессионалов. Хорошо это или плохо, но сейчас работодателю нужны готовые специалисты. Это нельзя не учитывать. Поэтому, когда молодые специалисты приходят к нам и сетуют, что их не берут на работу, потому что у них нет опыта, мы говорим: «Этот опыт нужно брать самим, за него нужно цепляться во время производственных практик». Нужно понимать, что во время поиска работы бывают неудачи. Идешь на собеседование, настрой себя: «Ничего страшного, если сегодня у меня не получится. Получится завтра или послезавтра». Мы обычно советуем выпускникам и тем, кто долго остается без работы, браться за ту работу, которую предлагают. А потом можно получить новую специальность, сейчас масса возможностей для этого. Самое главное – это мотивация, желание учиться. Чем большими компетенциями ты обладаешь, тем больше у тебя преимуществ при трудоустройстве.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото предоставлено Сыктывкарским ЦЗН

Оставьте первый комментарий для "Карьерный консультант Ольга Рябова: «Чем больше компетенций, тем больше шансов на трудоустройство»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.