Поднять со дна

На дне рек Коми лежит то, что может понадобиться многим жителям республики, строительным компаниям и коммунальным предприятиям. И это не затонувшие клады, а донный грунт, который можно использовать для отсыпки пляжей, смешивать с почвой, предназначенной для посадок, использовать как «подушку» при строительстве дорог. Как правильно распорядиться этим богатством, обсудили 22 апреля на круглом столе в Госсовете Коми.

Дноуглубительные работы, в ходе которых со дна реки вычерпывают лишний грунт, – дело полезное, без них не обойтись, чтобы по мелеющим рекам летом проходил водный транспорт, а паромы не вязли на отмелях. Председатель комитета Госсовета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Попов напомнил, что на отдельных участках Печорского и Вычегодского бассейнов все еще действует пассажирское и грузовое судоходство, так что дноуглубление необходимо, но в действующих федеральных документах (в госпрограмме «Развитие транспортной системы», стратегии внутреннего водного транспорта на период до 2030 года) Коми в этом плане не представлена никак. Остается полагаться лишь на Стратегию развития Арктической зоны, принятую в прошлом году, там обозначены дноуглубительные работы на Печоре.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Алексей Кузнецов в свою очередь рассказал, что дноуглубление, расчистка русел рек, их спрямление – меры по предотвращению негативного воздействия вод, они способствуют более спокойному прохождению паводка. Но делается это за счет федерального бюджета и обходится дорого – дноуглубительные работы на одном километре реки стоят порядка пяти миллионов рублей. Средства выделяют только тогда, когда альтернативных вариантов нет, например, когда перенос затапливаемого объекта обойдется еще дороже. За федеральный счет минприроды Коми чистило русла в 2009-2013 годах на отдельных участках рек Ижма, Большая Визинга и Ухта.

А в 2020-м за счет республиканского бюджета завершены работы по послепаводковому обследованию припечорских территорий в Усть-Цилемском районе. Установлено, что дноуглубление на паводкоопасных участках неэффективно, поскольку проводить его нужно регулярно. Эффективнее, по словам министра, провести берегоукрепительные работы, устроить дамбы обвалования, переселить людей. По результатам половодья 2019-2020 годов сформированы комплекты документов о необходимости проведения противопаводковых работ на Вычегде в Усть-Куломском районе и Печоре на территории Усинска. Что касается донного грунта, то его по закону можно использовать и для муниципальных нужд, и в интересах физических и юридических лиц при условии, что он не содержит общераспространенных полезных ископаемых.

????????????????????????????????????

Выступление заместителя руководителя Двинско-Печорского бассейнового водного управления – начальника отдела водных ресурсов по Коми Галины Куксы состояло в основном из риторических вопросов. Поскольку именно в это учреждение приходят те, кто хотел бы провести дноуглубительные работы для того, чтобы получить грунт, не обременяя себя оформлением лицензии на недропользование, но нормативная база такова, что не очень понятно, как работать с такими людьми. По федеральному положению муниципальные нужды, интересы юрлиц или физлиц для добычи грунта должны быть обоснованы, но каким документом – неясно. Непонятно, как выбрать место для дноуглубительных работ, рассчитать срок пользования водным объектом, сколько песка будет забрано, какие наблюдения нужно вести в период забора грунта. Также нет понимания, имеет ли право тот, кто достал грунт со дна реки, продавать его. И вообще сам речной песок по классификации – это грунт или отходы? По мнению Галины Куксы, дноуглубление в Коми должно идти по единой программе, места работ должны определять муниципалитеты или министерства, а не потенциальные недропользователи, которым удобнее забирать грунт в том или ином месте.

Дноуглубительные работы в Коми проводятся также ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей». Руководитель учреждения Татьяна Кончина пояснила, что происходит это, если изменяются гарантированные габариты судовых ходов. То есть глубина, ширина реки уже такие, что работу водного транспорта не обеспечить. В основном это касается Печорского бассейна, где внутренние водные пути на участке от города Печоры до Нарьян-Мара за последние десять лет в среднем лишь на 60 процентов соответствуют нужным габаритам. В этом году здесь запланировано дноуглубление. Что касается паромных переправ, то вопросы углубления дна на таких участках должна решать местная администрация, но перед этим хорошо взвесить, так ли это необходимо – на реках Коми есть участки, которые летом можно по десять раз чистить, а они так и будут «зарастать» песком.

В прошлом году из рек республики извлекли 1,08 миллиона кубометров грунта, в этом планируется 1,25 миллиона. Как правило, вынутый из реки песок используется для формирования русла – отсыпаются отвалы, засыпаются лишние протоки, в которые уходила вода. Но бывают случаи, когда песок просто некуда девать, так что неплохо было бы, если бы его забирали. Другое дело – каким образом: сразу после извлечения это жидкая каша из воды и песка, которая с баржи просто утечет.

Свои вопросы и предложения по видеосвязи высказали представители городов и районов, озвучившие, на каких участках в последнее время идет размыв берегов, какие населенные пункты подтапливаются. Депутат Дмитрий Шатохин предложил использовать эту информацию, чтобы составить перечень сел и поселков, рядом с которыми следует провести дноуглубление.

Анна ПОТЕХИНА

Фото администрации Сыктывкара и gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Поднять со дна"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.