Время цыган: потомки кочевого племени обрели в Коми свой дом

Представители более сотни национальностей проживают в Республике Коми. В год столетия региона «Республика» продолжает цикл публикаций, знакомящих читателей с действующими на территории Коми края национально-культурными автономиями, жизнью и традиционной культурой представителей разных народов. Цыгане – народ без государства, у них нет единого языка, религии, письменности, но есть национальное самосознание и самоназвание «рома».

Собственно говоря, цыгане – это собирательное название нескольких этнических групп. В России они сумели породить настоящий культ своей танцевально-песенной традиции и вдохновили многих писателей на создание произведений, посвященных этому необузданному племени. В их числе поэма Пушкина «Цыгане», рассказы Толстого, Чехова, Куприна, Горького.

Сейчас в Коми порядка трех сотен цыган, которые живут довольно компактно. По данным переписи 2002 года, в республике официально проживало около семисот человек этой национальности, но затем многие уехали в другие регионы России. В основном на юг. В республике несколько цыганских родов: Бауровы, Басковы, Чистяковы, Вишняковы и Жуковы. Например, род Бауровых перебрался в Коми край из Архангельской губернии.

Изначально цыгане, пришедшие в республику, обосновались в Усть-Вымском районе. Но после указа об оседлости в 1956 году они переехали в село Выльгорт Сыктывдинского района, где хорошие условия, чтобы разводить коней и обрабатывать землю. Около сотни цыган проживали в Ухте и компактная группа – в Емве.

В 1970-е годы часть цыган в Коми АССР в летний период еще продолжали жить кочевой жизнью. В июне они отправлялись в Усть-Куломский район в верховья Вычегды, а в августе возвращались в Выльгорт. По пути в Сторожевске цыганский табор обычно разбивал свой лагерь на лужайке между Вычегдой и старицей.

Сохраняя родной язык и традиции, ромалы активно участвуют в межкультурном диалоге с представителями других народов региона. Большим их преимуществом является многоязычие. Цыганский язык они используют в семейном быту, в общении между собой, в песенном творчестве. Хорошо владеют русским и коми языками. Например, глава цыганской национально-культурной автономии Михаил Бауров хорошо знает коми язык.

Есть разные этнические группы цыган, языки и образ жизни которых сильно отличаются. В Коми проживает группа «русские рома». По-коми их называют «чиганъяс». Традиционно они занимались сельским хозяйством. Дети цыган стремятся получить образование. Высокого уровня безработицы среди представителей этой национальности в регионе не зафиксировано, хотя проблемы с трудоустройством бывают. Большинство трудоустроено или ведут личное подсобное хозяйство. По вероисповеданию наши цыгане православные, при этом они ревностно соблюдают все религиозные традиции. Раньше цыганские семьи были очень многодетными, сейчас в них, как правило, по два-три ребенка, и смешанных браков становится все больше. Практически никто из цыган не держит сейчас лошадей – предпочитают машины. Периодически на территорию республики прибывают кочующие цыгане из других регионов России.

Всего насчитывается порядка восьмидесяти этнических групп цыган. Это кэлдэрары, карачи, синти, крымские цыгане, татарские, русские цыгане и другие. Практически в каждой стране мира, за исключением разве что Японии, живут местные группы цыган. В Европе они одно из самых многочисленных этнических меньшинств. Англичане традиционно называли их gypsies, испанцы – gitanos, французы – bohémiens, gitans или tsiganes, немцы – zigeuner, итальянцы – zingari, голландцы – zigeuners, венгры – cigány или fáraók népe, крымские татары – çingene, азербайджанцы – qaraçılar, финны – mustalaiset, казахи – долы, узбеки – люли. В качестве обобщающего названия для всех европейских цыган используется этноним «рома». Живут представители этого этноса также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Родственные европейским цыганам группы проживают и в странах Ближнего Востока.

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около тысячи человек. Время миграции из Индии точно не установлено, но известно, что рома Европы, а также домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов с юга. Предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода мигрировали в Северный Пенджаб. Ромалы Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии, где они и приняли христианство.

Несколько лет назад в Сыктывкаре можно было встретить плохо говорящих по-русски экзотичных жителей Средней Азии. Они жили в палатках за городом и просили у прохожих деньги. Это были среднеазиатские цыгане – люли. Образно говоря, они являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Язык, религия и менталитет у них совсем другие.

Первое упоминание о кочевом народе на территории Российского государства относится к 1721 году. В 1733 году вышел указ – начать взимать подати с цыган. Те из них, что появились в России в первой трети XVIII века, были выходцами из Польши. Сейчас две самые большие группы на территории России – русска рома и кэлдэрары.

Среди цыган много известных деятелей культуры: музыканты Алеша Дмитриевич, Михаил, Николай и Сергей Эрденко, Янош Бихари, Джанни Линкач, Петр Деметер. Цыганские корни были и у знаменитого актера Чарли Чаплина. Прославились цыгане и как актеры, писатели и спортсмены. Было несколько попыток создать литературный цыганский язык, одна из самых интересных, но безуспешных – в Советском Союзе в 1920-е годы. Был образован Цыганский союз, начали печататься учебники на родном языке ромал, были открыты цыганские школы, создавалась оригинальная литература, делались переводы классики на цыганский язык. Однако инициатива практически провалилась, в частности потому, что к 1938 году коренным образом изменилась национальная политика в СССР и был взят курс на приобщение цыган к русской культуре.

Тем не менее, несмотря на то что сейчас цыгане уже не кочуют и ведут оседлый образ жизни, они хранят свои традиции и обычаи.

Коми региональная нацио-нально-культурная автономия цыган официально создана 22 января 1997 года. Она стала одной из первых среди общественных национально-культурных объединений республики. В 2000 году ее активисты приняли участие в создании Федеральной НКА российских цыган.

Основные цели деятельности НКА цыган – создание условий для сохранения и возрождения национальных традиций, обычаев, языка, культуры, а также содействие развитию связей цыган на территории Республики Коми и за ее пределами, содействие выработке национальной политики, не противоречащей интересам других народов и наций.

8 апреля отмечается Международный день цыган. В этот день в 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, на котором присутствовали делегаты из тридцати стран. Его результатом стало то, что цыгане мира признали себя единой нетерриториальной нацией и утвердили свои национальные флаг и гимн, основанный на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвященных цыганской культуре. В Международный день цыган ромалы вспоминают трагические страницы своей истории – геноцид народа в годы Второй мировой войны. По данным разных исследований, количество жертв геноцида составляет от двухсот тысяч до полутора миллионов цыган. У некоторых представителей народа есть обычай: 8 апреля вечером проносить по улице зажженную свечу.

При автономии действует самодеятельный ансамбль «Шатрица». Мы пообщались с его руководителем Варварой Бауровой.

– Обычаи и традиции у нас передаются из поколения в поколение, – рассказала она «Республике». – Это, наверное, на генетическом уровне заложено. В родительском доме мы общаемся на родном языке, а в своей семье с мужем и детьми я разговариваю по-русски, так как муж у меня не цыган. Хотя за шестнадцать лет совместной жизни он тоже начал понимать и говорить по-цыгански. Наша старшая дочь София, которой четырнадцать лет, все понимает, но не говорит по-цыгански, а четырехлетняя Кристина понимает и даже пытается говорить, когда учу ее нашему языку. Она очень любит танцевать под цыганскую музыку и ходит со мной на репетиции нашего ансамбля «Шатрица». В своей семье стараюсь придерживаться того воспитания, которое передал мне папа.

Как рассказала Варвара Баурова, в ансамбле занимается цыганская молодежь. Основной состав коллектива – шесть человек.

– Но если большое мероприятие, то мы собираем девчонок, ведь петь и танцевать – это нам дано от природы. У нас все прирожденные артисты, – отметила Варвара. – В пять часов вечера 14 мая в республиканском Доме дружбы народов мы планируем провести концерт к Международному дню цыган. Из-за поста до Пасхи мы не провели его 9 апреля. Ждем всех. Приходите.

Представители автономии участвуют в крупных мероприятиях города и республики, таких как Парад дружбы, День Победы, День народного единства.

Председателем НКА цыган Коми и Совета старейшин автономии со дня основания является Михаил Бауров, заслуженный работник Республики Коми. С 1999 года он также занимает пост вице-президента Федеральной НКА российских цыган. Президент цыганской диаспоры России – Надежда Деметер.

Михаил Бауров – неоднократный чемпион республики по боксу, возглавляет Федерацию бокса Коми. Михаил получил высшее образование и в советское время возглавлял отдел рабочего снабжения речников Сыктывкара. Цыганским «бароном» (от слова «баро» – большой) становятся по наследству. Отец Михаила Баурова Дмитрий также возглавлял цыганскую общину. Барон несет ответственность за всю общину. Помимо этого, существует совет старшин, который собирается в случае возникновения спорных ситуаций или конфликтов. Барон по статусу должен быть состоятельным, чтобы к нему могли обратиться за помощью.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и из архива семьи Бауровых

Оставьте первый комментарий для "Время цыган: потомки кочевого племени обрели в Коми свой дом"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.