Общая задолженность потребителей коммунальных услуг в Коми, по данным на начало февраля, составила более девяти миллиардов рублей, из которых 57 процентов (пять миллиардов 204 миллиона рублей) – долги населения, в том числе просроченные – три с лишним миллиарда. Высокая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями косвенно ведет к росту аварийности на коммунальных сетях. Об этом шла речь на совместном рабочем совещании бюджетного комитета и постоянной комиссии по вопросам ЖКХ в Госсовете республики.
Темой совместного рабочего совещания стало прохождение отопительного сезона 2020-2021 годов. В режиме видеоконференц-связи в мероприятии участвовали все муниципалитеты, руководству которых было предложено высказать свои предложения по решению возникших проблем.
Один из муниципалитетов нынешней зимой «прогремел» на всю страну – в Вуктыле из-за недобросовестных действий ресурсоснабжающей организации случились перебои с подачей тепла в жилые дома. Пришлось вводить режим повышенной готовности, на место прибыл глава Коми Владимир Уйба, к решению проблемы подключились МинЖКХ и прокуратура. Было возбуждено уголовное дело.
На совещании в Госсовете старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Коми Игорь Колесников рассказал о результатах прокурорской проверки в Вуктыле:
– Установлено, что в нарушение требований закона о теплоснабжении местное ООО «Аквасервис», не разработав проектно-сметную документацию и не проведя испытания, пусконаладочные работы и комплексное апробирование, не получив соответствующих разрешений, внесло изменения в технологическую схему эксплуатирования центральной водогрейной котельной Вуктыла: установило пластинчатые теплообменники и перераспределило тепловую энергию с котлов, предназначенных для горячего водоснабжения, на котлы для теплоснабжения. При этом организация ничего не сообщила в Ростехнадзор. Это привело к тому, что в феврале в период пиковых нагрузок, начиная от минус 30, котельная просто не могла одновременно выдавать теплоноситель по утвержденному графику и коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
По результатам проверки возбуждено и расследуются два уголовных дела, в ходе которых будет дана процессуальная оценка как действиям, так и бездействию всех, в том числе непосредственно администрации Вуктыла, поскольку, как напомнил прокурор, согласно действующим правилам подготовки к отопительному сезону контролируют процесс органы местного самоуправления.
– Соответственно, ссылки на отсутствие каких-либо технических знаний, каких-либо моментов незнания действующего законодательства здесь, как говорится, быть учтено не может. Территория городского округа «Вуктыл» не относится к так называемым проблемным территориям республики. И когда подобного рода ситуации происходят на территории, скажем так, довольно благополучного городского округа, становится страшно за другие муниципальные образования, речь идет о сельских территориях, – подчеркнул Игорь Колесников.
Сейчас ООО «Аквасервис» подготовило план по улучшению схемы теплоснабжения, но он вызывает и у прокуратуры, и у МинЖКХ вопросы. В одном из пунктов плана речь идет о проектировании и монтаже котла мощностью 10 МВт для подачи горячей воды.
– По моим расчетам, это довольно неслабые деньги: проектирование и монтаж котла мощностью 10 МВт стоит не менее 10 миллионов рублей с учетом доставки. Как предприятие с многомиллионными долгами сможет нормально войти в новый отопительный сезон и не даст заморозить город? – выразил недоумение Игорь Колесников.
Министр строительства и ЖКХ Игорь Кузьмичев тоже назвал представленные «Аквасервисом» цифры «околофантастическими» и предложил дождаться комплексного плана от организации, изучить паспорт изделия, характеристики и прайс-лист.
По мнению Игоря Кузмичева, пример Вуктыла показывает, что мелкие организации в коммунальной сфере работают неэффективно, поэтому за ними нужен особый контроль. Министра поддержал председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков. Он подчеркнул, что холодная зима обнажила проблемы отрасли, которых в последние несколько лет удавалось избегать.
– Это изношенность сетей и отсутствие средств на их модернизацию, а также недостаточный контроль за управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Все эти вопросы необходимо совместно отработать муниципалитетам, органам исполнительной власти и депутатам, – отметил парламентарий.
Руководитель МинЖКХ Коми, выступая перед участниками совещания, признал, что в нынешнем сезоне отмечается больше технологических сбоев и инцидентов, но службы стали работать слаженнее и устранять сбои за более короткое время.
– Среднее время устранения инцидентов сократилось: по холодному водоснабжению на три часа (с 10 с лишним часов в 2020 году до семи часов в 2021-м), по электроснабжению – на полтора часа (с пяти часов в 2020-м до трех с половиной часов в 2021-м), – сообщил Игорь Кузьмичев.
Министр особо отметил, что аварийные ситуации косвенно являются следствием неплатежей за коммунальные услуги. У ресурсо-
снабжающих организаций просто не хватает денег на ремонтную кампанию.
– Когда мы идем в магазин покупать продукты, у нас вопросов не возникает: пока не заплатишь, не получишь. А за потребленные услуги в виде тепла, воды, газа почему-то люди забывают заплатить. В итоге не получается проводить те или иные мероприятия, направленные на повышение тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, – указал министр строительства и ЖКХ региона.
Галина ВЛАДИС
Фото gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "Долги за «коммуналку» ведут к росту аварий"