Вторая жизнь мотоциклов

Прилузский поселок Усть-Лопъю не может похвалиться памятниками архитектуры, природными достопримечательностями, но уже третий год туда приезжают туристы – те, кого интересует история мототехники, история машиностроительной отрасли в СССР, а также байкеры всех возрастов. Внимание к маленькому поселку привлек местный житель, молодой учитель истории Никита Шурмин, создавший музей «Возрождение мототехники СССР».

Интересоваться мотоциклами Никита Шурмин начал еще школьником, когда сел на мотоцикл «Минск» 1990 года выпуска. На нем он до сих пор ездит, регулярно ремонтируя, уважительно отзываясь о нем: «Это самый-самый дорогой для меня мотоцикл, который научил меня ездить и обслуживать мототехнику».

Этот «Минск» старше Никиты Шурмина на шесть лет, а другие экспонаты музея и того больше – одноместный мотоцикл К-55 выпущен в 1955 году.

Но самым первым образцом мототехники, восстановленным собственноручно, стал мопед «Рига-13» 1987 года. А дальше то ли Никита Шурмин начал находить старые, полуразвалившиеся мотоциклы, то ли они сами к нему неведомым образом потянулись один за другим. Большую часть его историй о первых экспонатах в коллекции восстановленной мототехники можно начинать со слов: «Случайно увидел в соседнем селе возле сарая ржавеющий мотоцикл, нашел его хозяина…» Кто-то отдавал ненужную мототехнику даром, кто-то за символическую сумму. К моменту, когда молодой человек окончил истфак и устроился работать в школу в соседнюю деревню Калининская, мотоциклы, мопеды, мотороллеры в разной степени сохранности, восстановленные и ждущие своей очереди на возвращение к жизни, уже просто некуда было ставить. Тогда и возникла идея создать музей мототехники времен СССР.

В местном Доме культуры ему выделили две пустующие комнаты. Но нужны были средства на ремонт помещений, обустройство экспозиции. Коллега Никиты Шурмина, учитель иностранного языка Валентина Морозова помогла разработать проект музея и сейчас поддерживает его в различных организационных вопросах.

– Я – руки, она – голова, я отвечаю за техническую часть, она – за творческую. Без нее я бы не смог сделать проект создания музея так, чтобы мы победили с ним в конкурсе на республиканском форуме «Инноватика. Крохаль», – рассказал собеседник издания.

Грант прилузские педагоги выиграли в 2018 году – 50 тысяч рублей, и через год, в июле 2019-го, музей открылся. Причем сразу же была организована выездная выставка – пригласили приехать на празднование 90-летия района в Объячево. Всю коллекцию отвезти не удалось, только самые интересные модели, те, что влезли в грузовую машину. Но и эта мини-выставка имела большой успех. Вскоре в Усть-Лопъю начали приезжать мотопутешественники, узнавшие о музее из интернета, посещали его и организованные группы байкеров. Однажды жители поселка с изумлением наблюдали, как по их улицам движется колоритная мотоколонна из двух десятков мотоциклов.

Коллекция тем временем росла, кроме случайно найденных экспонатов появились те, что Никита Шурмин искал целенаправленно, чтобы представить в музее ту или иную модель, сыгравшую важную роль в истории советской мототехники. Так что в Усть-Лопъю прибыли мотоциклы, мотороллеры, мокики и мопеды из Сысольского, Койгородского, Усть-Вымского районов, Сыктывкара и даже из Кирова.

Восстанавливая мототехнику, Никита Шурмин старается по максимуму вернуть ей тот вид, который она имела десятки лет назад, выйдя с заводского конвейера. Запчасти ищет оригинальные, некоторые находятся буквально по соседству – односельчане делятся, другие приходится искать по всей России через интернет. Бывало, покупал два одинаковых мотоцикла, чтобы собрать из них один. Если на мотоцикле неплохо сохранилась заводская краска, только потертости и сколы местами, то корпус не перекрашивает, поскольку состав современной краски другой, и качество тоже. Но если от родной покраски остались лишь воспоминания, приходится искать наиболее близкие современные аналоги. Восстановив очередную модель и запустив двигатель, он говорит о ней – «проснулась», «ожила», для него они все живые, со своим характером, настроением.

А одна из восстановленных моделей – мотороллер «Муравей» оказался настолько трудолюбивым и шустрым, что и в музей его помещать жалко, так что используется по назначению, работы для него в домашнем хозяйстве хватает.

В поисках мототехники времен СССР Никита Шурмин неоднократно обнаруживал и старые велосипеды, тоже брошенные, сломанные. Вроде бы это уже не «мото», но стало жалко, решил дополнить экспозицию и ими. А потом однажды увидел в одном из деревенских дворов детскую педальную машинку – мечту каждого советского детсадовца.

– Я слышал о таких раньше, но никогда не встречал. А тут вижу, лежит, красная, одного колеса не хватает. Спросил у хозяина, а тот: «Да забирай, она только место занимает». Оказалось, что это модель «Оренбуржец». Стал искать информацию о таких машинках, выяснилось, что было очень много видов. Спрашивал у знакомых, публиковал объявления в социальных сетях, начали находиться, – рассказал собеседник. – Это такие «побочные» экспонаты, но, мне кажется, очень интересные, связанные с советской эпохой.

Сейчас в Усть-Лопъю живут пять детских машинок, которые пока в процессе реставрации, плюс один «конь педальный». А Никита Шурмин мечтает заняться еще лодочными моторами времен СССР, создав под них отдельный стенд. Еще очень интересно было бы восстанавливать старые машины, благо пока их найти нетрудно. Но это требует куда больших затрат. И приличных по размеру площадей, которых у музея нет.

– Сейчас у меня, наверное, с полсотни мотоциклов, мопедов, велосипедов и прочего. Штук десять еще восстанавливаю, а остальное можно выставлять. Но в музее только 25 экспонатов, больше туда просто не влезает. И так уже сделал специальные приспособления, чтобы часть моделей можно было не на пол ставить, а повесить на стены, – рассказал создатель музея. – А все остальное где только не храню: часть в сарае, два мотоцикла вообще на улице, навес для них соорудил. Нужно большое помещение, но с этим пока ничего не получается.

Дом культуры, где находятся две комнаты, в которых разместился музей, состоит из двух частей. Одну построили в 60-х годах, другую пристроили в конце 80-х. В итоге рабочая сейчас только старая часть, а та, что поновее, закрыта, поскольку требует ремонта. Несколько лет назад у пристройки провалилась крыша, так что туда уже и заходить нельзя было. Потом крышу немного подлатали, но только до такой степени, чтобы она окончательно не рухнула. По мнению Никиты Шурмина, если перекрыть кровлю в этой части ДК, поменять полы, произвести другие ремонтные работы, то места для музея хватило бы даже при условии, что коллекция еще изрядно вырастет. А так – стоит пустое, вполне еще хорошее помещение и рушится постепенно. Но переделать его в музей мешают два препятствия: во-первых, нет средств, во-вторых, даже если они появятся, есть сложности с передачей его энтузиасту, поскольку это часть муниципального имущества. Есть и другой вариант – в поселке пустует старое здание пекарни, но оно тоже требует ремонта.

По словам Никиты Шурмина, были составлены предварительные сметы, капремонт что первого, что второго помещения под музей обойдется не менее чем в полмиллиона, уж очень много нужно восстановить, строительство нового здания тоже дело недешевое. В любом случае средств ни на ремонт, ни на стройку у учителя сельской школы нет. Музей – некоммерческое предприятие, билеты в него он не продает, посетители лишь могут оказать благотворительную помощь. Но учитывая то, что посещают музей в основном летом и поток гостей пока не постоянный, скопить на ремонт на благотворительных взносах вряд ли получится, собирать придется лет двадцать. В принципе турпоток можно усилить, выставив на дороге аншлаг с указателем: от федеральной трассы «Вятка» до Усть-Лопъю всего три километра. Но для этого, по мнению молодого человека, нужно, чтобы и музей был достоин того, чтобы ради него делали крюк в три километра, – не две комнаты, где с трудом вмещается половина коллекции, а нормально оборудованная экспозиция. Ну и, конечно, неплохо, если бы в поселке появились другие объекты притяжения гостей, кафе например, где можно перекусить после посещения музея.

За последние полтора года Никита Шурмин написал несколько проектов, с которыми участвовал в разных грантовых конкурсах, пытаясь найти средства на расширение музея, – пока безуспешно. Ему советовали перебраться со своей экспозицией в Сыктывкар, где и помещение проще арендовать хорошее, и посетителей будет побольше. Или хотя бы в райцентр (где, впрочем, помещение нашлось едва ли не меньше нынешнего), но создатель музея мототехники отказывается, руководствуясь принципом «Где родился, там и пригодился». Здесь у него работа, родственники, друзья. И желание сделать родной поселок лучше, интереснее. Не просто точкой на экране навигатора для тех, кто едет по дороге Сыктывкар – Киров, а местом, где хочется побывать.

Анна ПОТЕХИНА

Фото из архива Никиты Шурмина

Оставьте первый комментарий для "Вторая жизнь мотоциклов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.