Дороги без опасности

По итогам прошлого года в республике зафиксирован рост всех показателей аварийности. По сравнению с 2019 годом с 981 до 1072 увеличилось количество ДТП с пострадавшими, возросло и число пострадавших в авариях – с 1372 до 1413, погибших – с 66 до 99. Меры, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения, обсуждались на заседании правительства региона, которое провел глава республики Владимир Уйба.

Как отметил во вступительном слове руководитель региона, тревожные показатели аварийности – это не просто цифры, за каждым ДТП – человеческие судьбы, жизни. Правительству Коми необходимо принять неотложные меры для сокращения числа ДТП, случаев гибели людей на дорогах и получения тяжелых травм. Проблема аварийности на дорогах неоднократно обсуждалась в прошлом году с участием представителей всех заинтересованных ведомств. По итогам совещаний сформирован комплекс дополнительных мероприятий, направленных на снижение смертности и травматизма на период 2021-2023 годов.

С основным докладом о проведении запланированных мероприятий выступил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Игорь Кузьмичев. Он отметил, что в Коми реализуется подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми» государственной программы «Развитие транспортной системы». В этом году в рамках подпрограммы будет продолжен капитальный ремонт автомобильной дороги Краснозатонский – Нювчим – Яснэг от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск. Запланировано устройство наружного освещения на участке автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта. На региональных дорогах планируется обустроить тротуары общей протяженностью 3,4 километра и 50 пешеходных переходов.

Глава республики подчеркнул, что при проведении указанных работ в приоритете должны быть пешеходные переходы возле школ и детских садов. Также Владимир Уйба поручил минстрою республики к 1 сентября провести необходимые ремонтные работы на дорожных участках, где проходят маршруты школьных автобусов:

– Нельзя больше откладывать ремонт школьных маршрутов. Поэтому надо максимально использовать средства Дорожного фонда на выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия, приведение его в нормативное состояние. К 1 сентября нам эту задачу нужно выполнить. Повторяю, безопасность наших детей – это безусловный приоритет.

Начальник республиканского управления ГИБДД Андрей Перловас предложил взглянуть на ситуацию с обеспечением безопасности на дорогах в динамике. С 2012 по 2019 год на территории Коми наблюдалась тенденция снижения числа погибших в результате ДТП. В 2018 году указом президента страны поставлена задача по поэтапному снижению смертности от ДТП к 2030 году. В соответствии с ней в 2020 году на территории республики уровень летальности в результате ДТП не должен был превысить 73 человек. Но в 2020 году на дорогах республики погибли 99 человек. Показатель на 2021 год в абсолютных цифрах – 68 человек.

По итогам прошлого года тяжесть последствий ДТП составила 6,5 погибших на 100 тысяч человек. Для сравнения: в России этот показатель в среднем составляет 8,1. Тяжесть последствий ДТП в Коми не самая высокая, но, как подчеркнул Андрей Перловас, это не повод для самоуспокоения.

Традиционно 90 процентов аварий на дорогах происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями. В прошлом году самыми аварийными месяцами стали июль, август и сентябрь. Наибольшее число погибших зарегистрировано в сентябре, феврале и августе. Самыми аварийными днями недели стали понедельник, четверг, пятница. Основными видами ДТП остаются столкновения транспортных средств (более 36 процентов), наезды на пешеходов (25 процентов). Значительно (почти на 96 процентов) увеличилось число происшествий, связанных с наездами на велосипедистов.

В большинстве случаев к ДТП приводят распространенные нарушения правил дорожного движения: нарушение правил проезда перекрестка, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда пешеходного перехода.

Большая часть аварий происходит в городах и населенных пунктах, поскольку интенсивность движения в них намного выше. На дорогах регионального и межмуниципального значения произошло 260 ДТП, в которых 44 человека погибли и 413 человек получили ранения. На федеральной автодороге «Вятка» зарегистрировано 76 ДТП, 12 человек погибли, что больше, чем в позапрошлом году, 120 человек получили ранения.

Неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети явилось сопутствующей причиной совершения 449 ДТП, в результате которых 40 человек погибли. Андрей Перловас сообщил, что в адрес собственников и балансодержателей дорог выдано 1800 предписаний об устранении нарушений, по фактам их неисполнения возбуждено 44 дела об административных правонарушениях. За несоблюдение требований к обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог возбуждено 255 административных дел, что также больше, чем в 2019 году.

Андрей Перловас рассказал и о степени опасности ДТП. Самая высокая летальность (более 44 процентов) при столкновениях автотранспортных средств. Наиболее тяжелые последствия связаны со столкновениями, произошедшими из-за выезда на полосу встречного движения. В 2020 году случилось три резонансных автопроисшествия, связанных с выездом на «встречку», в которых погибли тринадцать человек. В феврале в Усинском районе в результате дорожной аварии погибла семья из четырех человек, в том числе ребенок. В марте в Сосногорском районе одна авария унесла жизни шести человек, в октябре в Печорском районе три человека погибли, трое получили ранения. По мнению Андрея Перловаса, единственно возможный способ предотвратить трагедии, связанные с выездом на встречную полосу, – устройство разделительного ограждения.

По данным ГИБДД, в прошлом году обострилась проблема аварийности с участием пьяных водителей. По сравнению с 2019 годом на 33 процента выросло число «пьяных» ДТП, на 85 процентов число погибших, на 29 – получивших травмы. Жертвами «пьяных» ДТП стали 24 человека (почти четверть от всего числа погибших на дорогах). Андрей Перловас напомнил, что в прошлом году только два ДТП, случившихся по вине нетрезвых водителей, унесли жизни девяти человек.

В 2020 году сотрудники ГИБДД региона привлекли к ответственности за управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения более четырех тысяч водителей, что на десять процентов больше аналогичного показателя 2019 года. За повторное управление автотранспортом в состоянии опьянения по статье 264.1 УК РФ возбуждено 548 уголовных дел, этот показатель также превысил позапрошлогодний. Ежедневно на дорогах республики выявляется более десяти пьяных водителей и возбуждается одно уголовное дело за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Владимир Уйба подчеркнул, что в борьбе с пьяными водителями воспитательные меры не слишком результативны. Человек, употребивший алкоголь и севший за руль, сознательно идет на нарушение закона, поэтому в отношении нарушителя надо принимать жесткие меры. Руководитель региона отметил, что пьяные водители – проблема всего общества, значит, и бороться с ними надо сообща. Владимир Уйба пояснил, что в странах, где низок процент случаев управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, высок уровень гражданской сознательности: граждане сообщают в полицию о том, что пьяный сел за руль. Стражи порядка имеют возможность остановить потенциального виновника ДТП до того, как случится беда. Руководитель региона напомнил, что сообщить в ГИБДД о нетрезвом водителе могут и жители республики, и рекомендовал этой возможностью пользоваться, чтобы защитить себя и окружающих от опасности, которую представляет пьяный за рулем.

Андрей Перловас сообщил, что в 2020 году число погибших в результате наездов на пешеходов выросло на 37 процентов. Восемнадцать пешеходов погибли в результате ДТП в темное время суток, из них десять – при отсутствии освещения и его неисправности. На пешеходных переходах погибли четыре человека, трое – в темное время суток.

Для предотвращения таких происшествий госавтоинспекция провела профилактическую работу. Пресечено более пяти тысяч нарушений, связанных с непредоставлением преимущества при передвижении пешеходам, к административной ответственности привлечены 16,5 тысячи пешеходов за нарушение правил дорожного движения.

В Коми случилось 146 автопроисшествий с участием несовершеннолетних, в которых четыре ребенка погибли, 162 получили ранения. Почти половина всех пострадавших детей на момент ДТП являлись пассажирами, 35,5 процента – пешеходами, 17 процентов – водителями мото- и велотехники. Почти каждая третья авария с участием несовершеннолетних произошла по их собственной неосторожности. При этом количество таких дорожно-транспортных происшествий выросло на четверть.

По мнению Андрея Перловаса, одна из причин обострения ситуации в 2020 году связана с карантинными мероприятиями. За время самоизоляции дети успели отвыкнуть от интенсивного дорожного движения и утратили основные навыки безопасного поведения на дорогах. Также значительную роль сыграл перевод школьников на дистанционное обучение и, как следствие, недостаточный контроль со стороны родителей, невозможность проведения массовой профилактики в образовательных организациях.

Андрей Перловас высоко оценил работу рубежей фотовидеофиксации системы «Безопасный город». В Сыктывкаре во многом благодаря этой системе уровень аварийности значительно снизился.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Светлана Алябьева сообщила, что работа по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Коми ведется с 2015 года. Одним из компонентов «Безопасного города» является система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Она включает в себя 23 стационарных рубежа контроля в Сыктывкаре и Ухте, находящихся на балансе ГКУ «Безопасный город». На этих рубежах установлены обзорные телекамеры для распознавания государственных номеров автотранспортных средств и радары для определения скорости движения автотранспорта. Три рубежа контроля в Сыктывдинском и Сысольском районах находятся на балансе ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства». Помимо стационарных на территории республики действует 21 передвижной мобильный комплекс с зонами обслуживания в Сыктывкаре, Ухте, Сосногорске, Прилузском, Сысольском, Сыктывдинском районах, в том числе один мобильный комплекс для фиксации нарушений правил стоянки и парковки автомобилей.

С применением комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения за 12 месяцев 2020 года было вынесено почти 100 тысяч постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения на сумму 75 миллионов рублей.

В январе 2020 года заключен госконтракт, в рамках которого на территории десяти муниципальных образований (Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора, Усинск, Усть-Куломский, Корткеросский, Княжпогостский, Сыктывдинский и Усть-Вымский районы) смонтировано 72 рубежа фотовидеофиксации. Перейти к их эксплуатации планируется во втором квартале 2021 года.

С вводом в эксплуатацию дополнительных рубежей системы фотовидеофиксации прогнозируется рост выявленных нарушений правил дорожного движения, как следствие – увеличение количества выносимых постановлений об административных правонарушениях. При этом Светлана Алябьева еще раз подчеркнула, что цель работы рубежей – не увеличение количества постановлений о привлечении к административной ответственности, а повышение безопасности дорожного движения и снижение количества нарушений на дорогах.

Людмила ВЛАСОВА

Фото rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Дороги без опасности"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.