Добрый сказочник и лучший Дед Мороз

В дни зимних каникул занятия с детьми ведет А.М. Эманин. 1950-е годы

Год столетия Республики Коми – повод, чтобы вспомнить и напомнить о людях, внесших большой вклад в развитие региона. К таким, без сомнения, относится Алексей Михайлович Эманин – актер республиканского драматического театра и руководитель детского кукольного театра «Буратино». Этот детский кукольный театр существует и поныне, и, как оказалось, об Эманине, возглавлявшем творческий коллектив в 60-е годы прошлого века, помнят многие сыктывкарцы. Ученый секретарь Национального музея РК Валентина Сова предоставила «Республике» материал о заслуженном и народном артисте Коми АССР, которого дети и взрослые больше знали как Папу Карло – персонажа сказки «Буратино».

В 1906 году 13 января в городе Вятке в семье Эманиных родился сын Алексей. Театральную стезю будущий народный артист Коми АССР выбрал для себя в очень юном возрасте – в 15 лет выпускник Казанского реального училища поступил в Кировский театральный техникум на актера драмы. Учеба длилась три года, и по ее окончании молодой человек пять лет проработал в Кировском передвижном театре драмы. Затем судьба забросила Алексея Эманина в Ташкент, в театр юного зрителя, а еще через три года он перебрался в Ашхабад, где служил в русском республиканском театре имени Пушкина. Так накапливались мастерство и опыт провинциального актера.

В 1931 году Алексей Эманин приехал в Коми АССР, его зачислили актером драмтеатра, но здесь в свой первый приезд он тоже надолго не задержался и вместе с семьей – женой Кирой Сахаровой и двумя маленькими дочерьми – покинул Сыктывкар. Очередным местом работы артиста стал Курский областной театр драмы. Здесь он служил с августа 1934-го по май 1940 года.

За эти годы Алексей Михайлович сыграл десятки ролей по пьесам русских и зарубежных авторов. В их числе Робинзон в «Бесприданнице» Островского, Сенечка Перчаткин в постановке «Чужой ребенок», Оргон в комедии Мольера «Тартюф», Косме в спектакле «Дама-невидимка» по пьесе Кальдерона, Перчихин в пьесе Горького «Мещане», Галушка в постановке «В степях Украины» Корнейчука, Яша в спектакле «Весна в Москве» Гусева, Шольц в постановке «Иначе жить нельзя» по пьесе Софронова, Леонид Борисович в пьесе Афиногенова «Машенька» и многие другие.

В Курске осуществилась мечта Киры Сергеевны – она стала участвовать в постановках театра, где служил ее супруг. Труппа театра нередко выезжала на гастроли в другие города и области страны. В 1940 году Курский театр давал спектакли в Москве. Именно там состоялась встреча, ставшая поворотной в жизни актерской семьи. Находившаяся в командировке начальник Управления по делам искусств при Совете Министров Коми АССР Серафима Михайловна Попова уговорила супругов вернуться в Сыктывкар в драмтеатр.

В 1940 году Алексей Эманин поставил на сцене театра два спектакля: «Сынишка» (М. Эннике) и «Сказка» (М. Светлов). А в послевоенном 1946 году зрители Сыктывкара познакомились с новой его работой – по комедийной пьесе А. Афиногенова был поставлен спектакль «Машенька».

В годы войны культурная жизнь в республике не затихла, но теперь задачей артистов стало поднятие духа и стойкости советских людей. В 1942 году постановлением Совета народных комиссаров Коми АССР был образован Ухтинский филиал республиканского драматического театра, чьей миссией было культурное обслуживание населения Печорской магистрали от Княжпогоста до Воркуты. В 1943 году в штате театра числилось 35 человек. Ядро труппы составили молодые актеры русского театра: Тамара Дальская, Николай Шмеркович, Софья Ростиславина, Николай Киселев, московские артисты Е. Петражицкая, М. Аленичев, Г. Усольцев. Артистами Ухтинского филиала значились и Кира Сергеевна Сахарова, и Алексей Михайлович Эманин. Большую часть времени артисты Ухтинского театра находились в разъездах, обслуживая колхозников, лесозаготовитей и сплавщиков, оленеводов. После Победы, осенью 1945 года, деятельность Ухтинского театра была завершена, а его актеры вновь влились в русскую труппу республиканского драмтеатра.

Деятельность актеров театра была отмечена правительством. За заслуги в области театрального искусства ряд из них был удостоен в 1943 году звания «Заслуженный артист Коми АССР». В их числе и Алексей Эманин. Через четыре года он стал народным артистом Коми АССР. В ноябре 1945 года за спектакли о героизме русского народа в годы войны ему была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

По возвращении в Сыктывкар актер, помимо работы в республиканском театре драмы, стал руководить драмкружком Дворца пионеров. В Почетной грамоте Коми обкома ВЛКСМ от 18 октября 1947 года отмечена его «плодотворная творческая работа в течение трех лет с пионерами в кружке». А месяц спустя, в ноябре 1947 года, Алексей Михайлович был награжден Почетной грамотой Управления по делам искусств при Совете Министров Коми АССР за активное участие в художественной самодеятельности Сыктывкара.

С именем Алексея Эманина связано второе возрождение кукольного театра в столице Коми АССР. Открылся театр еще в 1940 году и был призван заполнить пробелы в культурном воспитании детей и школьников, приобщить подрастающее поколение к театральному искусству, формировать в них художественный вкус.

Эманин в роли Фелиберта в спектакле «Лгун».

Решение о создании театра принималось в 1938 году. На подготовку реквизитов и кукол было выделено 7500 рублей. В состав труппы входили шесть актеров республиканского драматического театра и баянист. 15 октября 1940 года состоялся премьерный спектакль «Большой Иван». В репертуаре театра значились спектакли «Волшебная лампа Аладдина», «Петрушка-иностранец», «Бабка». За несколько месяцев работы театра успели поставить 25 спектаклей, которые были показаны как в Сыктывкаре, так и в близлежащих районах республики.

В годы Великой Отечественной войны кукольный театр приостановил свою деятельность и только в апреле 1947 года начал показ детских спектаклей, поставленных художественным руководителем Тамарой Цулукидзе (1903-1990). Заслуженная артистка Грузинской ССР, актриса театра имени Руставели в Тбилиси в 1937 году оказалась на севере по пресловутой 58 статье на 10 лет лагерей строгого режима. Здесь в Севжелдорлаге по приказу начальника лагеря полковника С. Шемены она организовала кукольный театр и вела театральный кружок. Постановки сказок «Кошкин дом», «Кем я буду», «Мельник, мальчик и осел», «Богатырь-гора», «Соловей» были показаны на гастролях в Великом Устюге, Котласе, Ухте, Яренске, Сольвычегодске. В 1946 году Тамара Григорьевна Цулукидзе была досрочно освобождена из лагерного заключения «за успешную культурную работу». Ее пребывание в Сыктывкаре было недолгим. В 1948 году прекратил работу и театр кукол, содержание которого было накладным для местного бюджета.

Вновь театр заработал в 1961 году, когда его музыкальным руководителем стал Е.А. Цвирнке, который в 1944-1954 годах работал в системе МВД республики фотографом-художником. С 1945 года был известен и как музыкант республиканского драматического театра.

Некоторые исследователи считают, что наибольшую известность театр кукол приобрел во второй половине 1960-х годов. Именно тогда коллектив возглавил народный артист Коми АССР Алексей Эманин. К примеру, в одном только 1965 году состоялось 200 детских спектаклей. И это при том, что театр не имел своего помещения, хотя и входил в структуру Коми республиканской филармонии, занимавшей пристройку к основному зданию республиканского театра драмы.

В 1966 году коллеги-актеры проводили Алексея Эманина на заслуженный отдых. Но уже через год, в 1967-м, Алексей Михайлович продолжил служение музе Мельпомены на подмостках сыктывкарского Дворца пионеров и школьников, занимавшего новое просторное здание на улице Орджоникидзе. Кружок любителей кукольных представлений, организованный им, спустя год получил свидетельство детского театра кукол «Буратино». Благодарственные письма и грамоты, адресованные руководителю детского кукольного театра, свидетельствуют о его больших организаторских и педагогических успехах. Так, директор Дворца пионеров А. Заборцев в тексте почетной грамоты, врученной Алексею Михайловичу к сорокалетию творческой деятельности актера и педагога, отметил большую заслугу в театрально-драматической жизни подрастающего поколения.

В почетной грамоте председателя исполкома Сыктывкарского городского Совета депутатов трудящихся Виталия Путинцева отмечена еще одна сторона многогранного творчества артиста – исполнение роли Деда Мороза в новогодних праздниках.

Большинство опрошенных ученым секретарем Национального музея РК Валентиной Совой респондентов как раз и отмечали Алексея Эманина как «самого лучшего Деда Мороза». Новогодние утренники в Сыктывкаре начинались с открытия общегородской елки на Красной (ныне Стефановской) площади, ведущим на которых был Эманин. До сих пор старшее поколение жителей столицы Коми помнит встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, проходившие перед началом киносеанса в кинотеатре «Родина». В роли Снегурочки была его старшая дочь Ада, названная отцом Адриенной в память о француженке, блистательной актрисе Адриенне Лекуврёр (1692-1730). Алексей Михайлович верил в счастливую звезду дочери. Талантливая девочка с удовольствием занималась в драмкружке, кружке художественного слова у Николая Массальского, постигала хореографическое мастерство у преподавателя Натальи Генчель во Дворце пионеров и школьников.

О работе Сыктывкарского кукольного театра знали и в Москве. Директор Государственного театра кукол Сергей Образцов вел переписку с Алексеем Эманиным, присылал поздравительные открытки с днем рождения и праздниками.

Сохранились и поздравления воспитанников Алексея Михайловича. Например, в одной из открыток кружковцы написали следующее: «Любимого всеми нами доброго сказочника Папу Карло Алексея Михайловича Эманина поздравляем с днем рождения. Желаем здоровья. Все ребята».

Пачками писали письма доброму сказочнику ребята из городов и сел республики, областей страны. Одни давали оценку персонажам спектаклей «Тревожный день», «Царевна-лягушка», «Сказка о козле», другие писали о том, что они тоже хотели исполнять роль Айболита, потому что он добрый и хорошо относится к животным. Многим запомнилась сказка «Волшебный цветок».

Доктор исторических наук Анна Гагиева, вспоминая о занятиях в кружке Дворца пионеров, рассказывала об Алексее Михайловиче как об очень добром и внимательном человеке, талантливом педагоге. Руководитель детского театра привлекал в свой коллектив в том числе трудных подростков и детей из неблагополучных семей.

Алексей Эманин сам писал сценарии спектаклей, перерабатывал сказки известных детских авторов – Корнея Чуковского, Самуила Маршака и других, адаптировав их к возможностям выездных спектаклей в школах и сельских клубах. В его архиве сохранились отзывы писателей на сценарии детских спектаклей – пьесы в двух действиях «День волнения», одноактной сказки «Приключения Вити в царстве лени» по мотивам сказки румынского писателя Штефана Тита.

Последняя пьеса для кукольного театра была написана им совместно с журналистом В. Амосовым на коми языке в 1985 году. В апреле того же года сердце доброго сказочника остановилось. Но кукольный театр «Буратино» продолжает жить и радовать сыктывкарцев своими новыми работами.

Подготовила Лина ПЕРОВА

Материал и фото предоставлены Валентиной Совой

1 Комментарий для "Добрый сказочник и лучший Дед Мороз"

  1. Очень приятно было прочитать о культурной жизни на моей малой Родине. Я родилась в Инте. Мой отец в конце 60-х годов работал в шахте и в редакции газеты. Его статья опубликована в альманахе в Сыктывкаре. Братковский Григорий Семенович. В 70-х переехал в Воркуту. Отзовитесь те, кто его знал!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.