Признание за коммуникативное мастерство

В декабре минувшего года педагог-психолог детского сада №35 Воркуты Галина Лимонцева стала победителем всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде «Ψ-ПЕРСПЕКТИВА». Представленная ею на конкурс программа «Мастерство коммуникации» была удостоена первого места в номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы».

Конкурс ежегодно проводит общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России». Основная его цель ‒ повышение качества психолого-педагогических программ и технологий, реализуемых в системе образования страны.

В этом году конкурс «Ψ-ПЕРСПЕКТИВА» и подведение его итогов проходили в заочной форме. Как рассказала Галина Лимонцева «Республике», в подобных испытаниях на профмастерство она участвовала впервые. По итогам муниципального этапа конкурса на региональный этап были отобраны четыре программы воркутинских педагогов-психологов. В республике все четыре программы из Воркуты заняли призовые места, но работа Галины Лимонцевой набрала большее количество баллов и была направлена на всероссийский конкурс.

На уровень России вышли 83 работы от 38 субъектов страны. По решению оргкомитета конкурса, программе Галины Лимонцевой «Мастерство коммуникации» в числе других программ-лауреатов присвоен гриф «Рекомендовано общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Программы с таким грифом размещаются в реестре лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде-2020.

Галина Лимонцева работает психологом уже 25 лет. Огромный опыт был наработан во время преподавания в Воркутинском филиале Университета российской академии образования. Параллельно с преподаванием в вузе она всегда работала практикующим психологом в детских центрах. Пять лет назад в связи с реорганизацией воркутинский филиал университета закрыли, и педагог-психолог перешла работать в детский сад. Перемена, конечно, казалась глобальной, признается она. Однако новая работа открыла новые перспективы для непосредственного наблюдения и систематизации того, что было наработано в вузе.

По ее словам, выбор темы для разработки психологической программы был обусловлен актуальностью проблемы. Так как в век развития информационных технологий умение грамотно общаться обретает большое значение. Все современные дети с раннего возраста уже знакомы с гаджетами и очень много времени проводят сначала за просмотром мульт-фильмов, затем осваивают несложные компьютерные игры и подолгу «зависают» в них. Из-за того, что у них отсутствуют навыки игры, нарушаются процессы взаимодействия друг с другом. Многие дети не умеют завязывать игру, не знают народных сказок, не любят их слушать. Педагогам детского сада нужно прикладывать много усилий и мастерства, чтобы увлечь детей игрой и научить их с интересом и внимательно слушать сказки.

– Особенностью детского развития является подражательность, – пояснила Галина Лимонцева. – Ребенок воссоздает образцы поведения взрослых. Именно поэтому в новых федеральных образовательных программах делается акцент на том, что педагог должен быть для ребенка образцом как в речевом, так и в коммуникативном поведении. Поскольку дошкольники большую часть времени находятся в детском саду, да к тому же не все семьи благополучные, на воспитателей ложится особая ответственность за формирование личности ребенка.

Программа Галины Лимонцевой ориентирована на обучение педагогов. Состоит она из нескольких блоков. Блок работы с эмоциями направлен на обучение технологиям снятия стрессов и напряжения. Причем это важный навык не только для педагогов, но этому необходимо обучать и детей, потому что жизнь ребенка в основном построена на эмоциях, и детям тоже надо учиться приемам расслабления. Поэтому данный раздел содержит как технологии для самих педагогов, так и алгоритмы привития этих навыков детям.

Коммуникативный блок программы направлен на освоение грамотного взаимодействия воспитателей с детьми, родителями и коллегами. Третий блок – конфликтология – содержит алгоритмы пошаговых действий в разрешении конфликтов. Для педагогов – участников этой программы – раз в месяц проводятся тренинги, мастер-классы. Всего обучение рассчитано на 14 занятий.

По первому образованию Галина Лимонцева – учитель русского языка и литературы, и, как любой филолог, она уверена, что правильное выражение мыслей и эмоций – основа успешного общения. Поэтому раздел «Культура речи» также нашел отражение в ее программе:

– У меня был большой опыт чтения лекций по всем психологическим дисциплинам, и эта программа – результат всех предыдущих наработок.

По словам собеседницы издания, в последние три-четыре года она отмечает рост заинтересованности родителей к вопросам детской психологии и коррекции детского поведения:

– Отношение меняется в сторону большего понимания. Родители стали чаще обращаться ко мне, и не только по вопросам коррекции поведения ребенка, их уже интересуют вопросы психологического развития, программы, по которым я работаю с их детьми. Они стали более ориентированы в этой сфере. И это хороший показатель. Значит, родители уже не ограничиваются простым уходом за детьми и их развлечением, они стали более ответственно относиться к вопросам формирования личностных качеств ребенка и хотят это делать не вслепую.

Галина ГАЕВА

Фото предоставлено министерством образования Коми

Оставьте первый комментарий для "Признание за коммуникативное мастерство"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.