Одна из двух глобальных задач, заложенных в основу национального проекта «Образование» – воспитание гармонично развитой личности. Учитель сыктывкарской школы №12, победитель республиканского конкурса «Самый классный классный-2020» Лилия Михеева уверена, что считать воспитание приоритетом только семьи и родителей неправильно. Ребенка воспитывают все, и школьный учитель в этом плане играет не меньшую роль, чем родители.
Главное для учителя – научить детей верить в себя, делать выбор, сделать все, чтобы увлечь их интересом познания, поделиться с ними радостью открытий, – так обозначает она свое профессиональное кредо.
Педагогический стаж учителя – 26 лет. Школа, в которой она работает все эти годы, без преувеличения, родная для нее. Это ее второй дом, в который она почти сорок лет назад пришла маленькой первоклассницей. В 1991 году, когда она окончила школу, бывший тогда директором Сергей Кузнецов, зная о планах девушки стать учителем, сказал ей: «Я с тобой не прощаюсь. Возвращайся, мы тебя ждем».
После окончания Сыктывкарского педколледжа №1 девушка вернулась в родную школу учителем начальных классов. Сразу же поступила на заочное обучение на филфак СГУ.
На вопрос, как ей при такой непростой работе, требующей полной отдачи, удается в свои 46 лет выглядеть намного моложе, Лилия Михеева отвечает: «Моя работа меня вдохновляет. Мне очень нравится моя профессия, я нисколько никогда не жалела о своем выборе».
Когда ты чем-то по-настоящему горишь, на это горение начинают собираться единомышленники. Такими единомышленниками для Лилии Михеевой стали родители ее учеников. За годы работы у нее было уже несколько выпусков четвертых классов, ее первые выпускники уже давно стали взрослыми, а она до сих пор дружит с их родителями. У них всегда есть тема для разговора – их общие дети. Именно так, потому что для учителя нет детей, которых он обучил и забыл. У него есть дети, которым он дал путевку в жизнь и потом с интересом следит, какие плоды дали те семена, которые были когда-то посеяны в детской душе.
Учительская работа – постоянный, и главное обоюдный процесс роста и воспитания. Когда на тебя смотрят десятки детских глаз, расслабляться не приходится. Нужно всегда быть интересным для этих детей. Потому что увлеченность и интерес – это то, без чего воспитание ребенка невозможно.
– Трудно сказать, что важнее: воспитание или образование. Ясно, что они связаны. Поэтому обучение и воспитание в моей работе и в моем представлении – процесс единый, – поделилась мыслями Лилия Михеева на личном сайте.
Чтобы понять, как чувствует себя ребенок в школе, в чем он нуждается, она проводит с детьми анкетирование. Подобные тесты, только уже более глубокого содержания, на тему «Какой я родитель?» заполняют и родители учеников. Ведь человек в обычной жизни не очень задумывается над такими вещами, но, чтобы избежать серьезных проблем в воспитании ребенка, нужно, прежде всего, самим взрослым знать свои слабые места. Такое тестирование помогает выявить пробелы, над которыми надо работать.
Помощь родителям в воспитании детей и самовоспитании тоже Лилия Михеева считает обязательной в своей работе. Как помочь ребенку исправить почерк? Как привить любовь к чтению? Как проверить речевую готовность к школе? – все материалы по этим темам она выкладывает в помощь родителям на своем сайте. Тут же выложены фильмы в формате тематических видеоотчетов о жизни класса.
Никакая конструкция не устоит без твердого фундамента. Так же и любое дело только тогда бывает успешным, когда человек имеет не только цель, но и знание, как ее достичь. Для Лилии Михеевой ключом к достижению профессиональной цели является в первую очередь позитивное мировоззрение, умение в препятствиях приобретать силу.
Чтобы мир засиял всеми красками, нужно научиться различать цвета. Вот этому Лилия Михеева и старается научить своих детей – различать цвета жизни и находить радость в преодолении трудностей. И самым главным инструментом в этой работе является творческий подход. Надо позволить ребенку вживаться во все, о чем говорит учитель, увидеть это с разных сторон. Вживаться при помощи рисунков, музыки, воображения, проигрывания сцен и т.д. Этот свой творческий подход Лилия Михеева продемонстрировала и в конкурсе на самого классного классного.
За четверть века, отданные школе, она много раз награждалась разными благодарственными письмами и грамотами, но вот в конкурсах никогда не участвовала. «Самый классный классный» стал первым ее профессиональным конкурсом.
– Нас было сначала 24 конкурсанта, в финал вышли восемь человек. Своей победы я не ожидала, потому что все девочки шли на равных, все сильные учителя. Была очень дружеская обстановка, все финалисты друг друга подбадривали, поддерживали, – рассказала собеседница издания.
Из-за пандемии первый этап конкурса, который прошел весной, был заочным. Жюри знакомилось с эссе конкурсантов, содержанием их планов воспитательной работы, изучали контент личных сайтов учителей. Наличие личного сайта было обязательным условием конкурса.
На очном этапе, который прошел осенью, участники прошли два конкурсных испытания: «Классный час» и «Мероприятие по антикоррупционному просвещению учащихся». В программу очного тура также было включено участие конкурсантов в работе круглого стола «Современные аспекты формирования патриотического сознания детей и молодежи: состояние, проблемы и перспективы». Классный час был посвящен теме «Система 112», а во время занятия высшую оценку жюри получили две сказки на антикоррупционную тему, придуманные воспитанниками Лилии Михеевой.
Галина ГАЕВА
Фото Минобраза Коми
Оставьте первый комментарий для "Педагогическое кредо Лилии Михеевой"