Уважать выбор и не давить авторитетом

Рекомендации психолога родителям подростков, выбирающих будущую профессию

Выбор профессии – это не только выбор трудового, жизненного пути, состоящий из некой цепочки взаимосвязанных шагов, но и активность в постоянном проектировании и реальном построении своего профессионального трудового пути. В целом выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.

Большинство подростков в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, значительная часть испытывает страх перед необходимостью принятия такого ответственного решения и подсознательно ждет совета от старших. Поэтому родителям не стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка, но и полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор не следует. Важно, чтобы у ребенка было осознание того, что это не навязанный родителями, а его собственный выбор профессии.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить в ходе доверительной беседы. Важно выделить комфортное место и время для обоих. Уделить внимание пространственному расположению – родитель должен быть «на равных», то есть не нависать над ребенком и не сидеть ниже него.

Необходимо постараться проявлять такт и терпение, искреннюю заинтересованность, не навязывая ему свое видение перспективы. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети в будущем компенсировали их ожидания в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в учебное заведение или опасаясь порицания и даже разрыва отношений.

Если ребенок не может четко сформулировать свои планы на будущее, нужно попытаться понять, с чем это связано. Ведь осознание своего предназначения в жизни, своих сильных и слабых сторон характеризует готовность к взрослой жизни. Если есть необходимость, то можно обратиться за помощью к психологу в службу занятости – к специалисту по профориентации.

Чтобы понять, готовы ли родители принять выбор ребенка, будет полезным ответить на ряд вопросов:
1. Похоже ли ваше решение на чуткое и бережное, уважительное отношение к ребенку?
2. Признаете ли вы право на личное пространство?
3. Нравится ли вам ваша работа?
4. Кем вы хотели стать и кем стали?
5. Что вы получите от того, что ребенок откажется от собственного выбора в пользу вашего?
6. Важно ли вам, чтобы ребенок был самостоятельным?
7. Как вы транслируете поддержку?
8. Какие сильные стороны вы замечаете в своем ребенке, часто ли говорите ему о них?
9. Что может произойти, если он выберет профессию по душе?
10. Поддержите ли вы своего ребенка, если на втором курсе университета он вдруг поймет, что поступил не на тот факультет?

Если огорчает выбор ребенка, не надо отговаривать его и запрещать категорично. Лучшим выходом из такой ситуации будет попытка понять мотивы выбора конкретной профессии. Вероятно, в доверительной беседе можно совместно подобрать другие варианты, в которых присутствуют привлекательные для подростка стороны.

Лучше всего поддержать ребенка собственным примером. Рассказать ему о схожей ситуации в жизни. Если родитель искренне получает удовольствие от своей работы – донести до ребенка важность выбора дела по душе. Если же работа не в радость, то объяснить, почему так необходимо сделать верный выбор исходя из собственных интересов.

При общении с подростком необходимо очень аккуратно подбирать слова. Лучше забыть фразы: «Тебя не возьмут, ты не сможешь», «Мы тебя не отпустим», «Мы решили, что для тебя будет лучше», «Кому ты нужен, кроме нас», «Хочешь, выбирай сам, но мы тебе помогать не будем», «Выбирай профессию, где платят деньги». Эти фразы не помогают в выборе будущего дела, не мотивируют, а, напротив, дают понять ребенку, что от него ничего не зависит, его не принимают, ему не на кого положиться. Ребенок понимает, что более нет безопасности в семье, ощущает чувство вины за попытку жить, принимая собственные решения.

Каждое поколение, а значит, и каждый ребенок имеет право на индивидуальность. Имеет право на выбор, даже если этот выбор не по душе родителям.

Ребенок имеет право на поиск собственного пути, с чем ему можно помочь, но на чем нельзя настоять.

Оставьте первый комментарий для "Уважать выбор и не давить авторитетом"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.