«Фантастическая реальность» замахнулась на Ибсена

Премьера спектакля «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» прошла в Сыктывкаре. Последнюю пьесу норвежского классика Генрика Ибсена поставил театр «Фантастическая реальность». 15 ноября состоялся закрытый показ драмы, а вечером 29 ноября в зале столичного Центра культурных инициатив «Югöр» спектакль смогут увидеть все желающие.

– Тема жизни и творчества всегда актуальна, – рассказала «Республике» режиссер театра «Фантастическая реальность» Лариса Иванова. – Пьеса мне понравилась, поэтому ее и выбрала. К тому же был отличный расклад по исполнителям ролей. Сейчас мы репетируем в Доме художника, арендуем там мастерскую. На постановку спектакля мы получили весной грант Союза театральных деятелей России для независимых театральных проектов.

«Когда мы, мертвые, пробуждаемся» – последняя пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена, написанная в 1899 году. Первая постановка пьесы состоялась в декабре 1899 года в лондонском театре «Хеймаркет».

Профессор-скульптор Арнольд Рубек (артист Евгений Буткин) и его жена Майя (артистка Мария Ногина) несколько лет живут вместе, и между ними нет настоящей привязанности. Они собираются на морскую прогулку. Но Рубек встречает свою бывшую модель Ирену (артистка Елена Аксеновская), с которой он сделал свой шедевр под названием «День воскрешения». Ирена покинула Рубека незадолго до окончания работы, не сказав ни слова. Теперь она винит Рубека в том, что тот игнорировал ее как женщину. В это же время Майя знакомится с охотником за медведями Ульфхеймом (артист Андрей Аксеновский). Ульфхейм увлекает Майю в леса на охоту, пытаясь ее соблазнить. Рубек с Иреной пытаются подняться на вершину, но гибнут от лавины.

– Сначала было очень сложно и страшно играть мою роль, – рассказала «Республике» Елена Аксеновская. – Потому что сложный, пафосный и многословный текст. Нормальные люди так не разговаривают. Но нужно понять своего героя, и когда это удается, он уже начинает вести тебя за собой. Перед спектаклем мы сняли видео в специфике немого кино, и это дало хороший толчок сценическому образу.

Постановку дополнили не только видеовставки на тему спектакля, но и живая музыка. В исполнение ансамбля инструментальной музыки «Вдохновение» прозвучали композиции Эдварда Грига.

– Это стильный интеллигентный спектакль, в котором встречались, на мой взгляд, некоторые нестыковки, – рассказала «Республике» театральный критик Вера Морозова. – Мне не хватило со стороны главного героя абсолютного раскаяния и желания искупить вину. Момент полного слияния случился в финале, но, возможно, он должен был появиться где-то раньше. Очень осмысленно поставлен макабрический танец смерти в финале. По тексту герои должны погибнуть под лавиной. Как этот момент отобразить на сцене, понятно стало именно с этим пластическим этюдом.

Инспектор в эпизоде практически безупречен. Великолепна была монахиня – женщина в черном. Так сыграть без слов. Понравились намеки на первые фильмы эпохи Ибсена, живая музыка, абсолютно белое пространство сцены с лаконичным подспорьем белых же кубов, два кресла у столика. Все это было организовано умно и гармонично действию. Образ, созданный Еленой Аксеновской, бесконечно трогателен. Ее любовь не выдержала равнодушия и довела до больницы. А предмет любви понял это только перед самым концом своей жизни. Погребенные в снегу, они составили последнюю скульптуру профессора – ваятеля.

Отметивший в этом году свое тридцатилетие театр «Фантастическая реальность» неоднократно доказывал, что любительское творчество ничем не отличается по качеству от профессионального. Несмотря на вынужденные переезды, «Фантастическая реальность» остается одним из лучших театров Сыктывкара.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "«Фантастическая реальность» замахнулась на Ибсена"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.