Жители Коми написали этнографический диктант

Чыртывесь, селтәр, пого, сагаалган, яран сувар, чылпажы, катлама – это только часть слов на языках народов России, которые узнали участники международной просветительской акции «Большой этнографический диктант».

Диктант позволяет оценить уровень этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в России. Акция привлекает внимание широкой общественности к вопросам межнационального мира и согласия, решает задачи противодействия экстремизму и терроризму.

Диктант приурочен ко Дню народного единства и проходит уже пятый год подряд, но впервые большая часть россиян пишет его в формате онлайн. Задания можно выполнить на сайте акции miretno.ru с 3 по 8 ноября. После регистрации здесь нужно указать свой регион, чтобы получить региональный блок вопросов. Задания традиционно состоят из тридцати вопросов: двадцать общих для всех и десять региональных. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – сто. Время прохождения – 45 минут.

В день старта акции в Сыктывкаре только на одной площадке диктант писали в режиме офлайн. За столом в отделе этнографии Национального музея Коми собрались исполняющий обязанности министра национальной политики региона Вячеслав Попов, директор республиканского Дома дружбы народов Григорий Хатанзейский, студентка Сыктывкарского госуниверситета египтянка Мурси Хадига Ихаб Хасса, несколько активистов национально-культурных автономий республики и корреспондент «Республики». Региональный координатор акции Василина Чупрова напомнила собравшимся правила диктанта.

– В этом году федеральная часть вопросов была сложной и одновременно интересной, – отметил после окончания диктанта Вячеслав Попов. – Видно, что задания разработаны специалистами-этнографами. Все, кто принял участие в акции, без сомнения, получили новые знания о народах, проживающих в России, познакомились с многонациональным разнообразием нашей страны и республики.

Первый вопрос диктанта звучал так: Конституция Российской Федерации гласит: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Какие регионы России имеют максимальное этническое многообразие?

Традиционно в России славилось этническое богатство Дагестана, однако сейчас ситуация уже другая. И, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, лидируют Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край.

Было несколько вопросов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В частности, о том, почему фронты имели названия Ленинградский, три Белорусских, четыре Украинских. Или что общего между дважды Героем Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном, Героем Советского Союза Амазаспом Хачатуровичем Бабаджаняном, Героем Советского Союза Иваном Степановичем Исаковым и Сергеем Александровичем Худяковым? Оказалось, что все они командовали войсками в годы Великой Отечественной войны; трое из них – маршалы, а один – адмирал; все четверо земляки, а двое – даже односельчане. Был вопрос о песне «Смуглянка», которую с 1944 года стали петь и на фронтах, и в тылу, и про дважды Героя Советского Союза, военного летчика-аса Амет-Хана Султана.

По одному из вопросов были посвящены русским, удмуртам, цыганам, мордве, ненцам, народам Приамурья и другим народам.

А вот что удмурты называют чыртывесь, башкиры селтәр, а хакасы – пого, догадаться было сложно. В традиционном женском коми костюме этого украшения из монет, кораллов и бисера нет. Оказалось, что это нагрудники.

Также про традиционное мучное блюдо тюрков – катламу – мало кто знает. Катлама – это лепешка, которую жарят, а не пекут.

Сложность вызвал и вопрос о том, у какого народа Новый год отмечается в период летнего солнцестояния. Бурятский сагаалган приходится на февраль, лезгинский яран сувар и шорский чыл пажы празднуют в марте. Только для эвенов, живущих в Якутии, настоящий расцвет природы связан с летом, и они празднуют эвинек.

В региональном блоке вопросов были более знакомые факты. В частности, вопросы о том, представители каких этнических групп составляли большую часть отряда Ермака или какой народ составлял большинство населения первой «столицы» Коми земли Усть-Выми вплоть до XVIII столетия. Был вопрос о первом колдуне Эжвы, многочисленных источниках села Ыб, родине легендарного охотника Йиркапа, о том, почему при строительстве нельзя было использовать деревья с двумя вершинами.

В этом году сертификат участника с указанием результатов формируется сразу после прохождения диктанта в электронном виде. Также у участников появится возможность сразу узнать правильный ответ и получить историческую справку со ссылками на источники. Правильные ответы на задания будут опубликованы на сайте акции 16 ноября, публикация индивидуальных результатов – 12 декабря, в День Конституции России.

За все предшествующие годы  в диктанте приняли участие около 1 200 000 человек из 46 стран. В прошлом году диктант написали в 85 субъектах России и 42 зарубежных странах. Свои знания о традициях, культуре, истории народов России проверили 468 тысяч человек, средний балл за диктант составил 54,6.

Организаторами «Большого этнографического диктанта» выступают Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство национальной политики Удмуртской Республики. Организаторы диктанта в Республике Коми – Министерство национальной политики Республики Коми и Дом дружбы народов.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Жители Коми написали этнографический диктант"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.