Дважды в неделю уже семнадцать лет подряд сыктывкарка Наталья Денисова вместе со своей пони Маней спешат на работу, где их с нетерпением ждут дети. Наталья Денисова – штатный иппотерапевт Сыктывкарского дома ребенка. Хотя правильнее было бы назвать ее инструктором, а пони – терапевтом. Ведь эта трудолюбивая маленькая лошадь и есть главный лекарь для детей, страдающих самыми разными недугами.
Некоторые называют иппотерапию лечебной верховой ездой, так как основной эффект от лечения достигается именно за счет упражнений, выполняющихся на лошади. Но все же важным условием для исцеления является не только верховая езда, но и просто общение с лошадью, от которого ребенок получает массу положительных ярких эмоций.
– Это совсем не рутинная, однообразная работа, как может показаться, – рассказала собеседница издания. – Ведь это специализированный дом ребенка для детей с поражениями центральной нервной системы и психики. Дети все разные, с разными заболеваниями, они меняются – одни приходят, другие уходят в семьи, соответственно, цели и задачи тоже меняются в зависимости от того, какой у ребенка диагноз и какая степень подготовленности к упражнениям. На данный момент группа, с которой я работаю, проходит адаптацию. Они привыкают к лошади, к ее виду, запаху, тактильным ощущениям, к физиологическим ощущениям во время езды, к инструктору.
Чтобы дети легко приняли животное, лошадь должна быть безобидной, безопасной, желательно, чтобы она была возрастная, подготовленная, непугливая и спокойно реагирующая на любые прикосновения детей, ибо ребенок может не только погладить, но и укусить, ударить, дернуть, щипнуть. Маня обладает всеми этими качествами: степенна, непуглива, терпелива. Но, несмотря на вполне миролюбивый вид и спокойное поведение, в первый раз большинство детей воспринимают пони с опаской. Некоторые не то что подойти боятся – они плачут, еще издали ее завидев.
– Это нормальная естественная реакция ребенка на незнакомый живой объект, – отметила Наталья Денисова. – Как они преодолевают страх? В любой группе найдется хоть один ребенок, который решится подойти поближе и посмотреть. Опять же я своим примером показываю, что она безобидная: глажу, успокаиваю, кормлю хлебом. Постепенно наиболее смелые подходят и могут даже осторожно погладить. Потом я сажаю самого смелого ребенка в седло и тут же снимаю обратно. Сначала один рискнет прокатиться, потом другой, а там уже и остальным детям хочется покататься, глядя на них. За две-три поездки дети понимают, что это очень интересные ощущения, приятные, необычные. В течение месяца они втягиваются, и потом уже некоторые даже плачут, что не его посадили на лошадь, а выбрали другого ребенка.
Иппотерапия – это одна из разновидностей реабилитационной помощи детям наряду с массажем, ЛФК, пневмокостюмами, в которых страдающего ДЦП ребенка учат стоять на ногах. Эффект от нее ничуть не меньше. Иппотерапия воздействует сразу на два компонента – эмоциональный и физиологический. Во-первых, ребенок радуется, получает положительные эмоции от катания, от общения с животным, от преодоления страха. Во-вторых, это не просто катание, для ребенка это настоящая физическая нагрузка. Лошадь совершает более ста колебательных движений в минуту, двигается одновременно вверх-вниз, влево-вправо. И все эти импульсы передаются ребенку. Для детей, которые не ходят, это реальный шанс ощутить чувство прямохождения. Потому что тазобедренный сустав сидящего на лошади маленького пациента совершает те самые вращательные движения, что и при ходьбе. Мышечная память хранит эти ощущения, и потом, когда ребенка учат ходить, мышцы вспоминают это движение, мозг, узнавая знакомые движения, не дает реакции страха, и ребенок чувствует себя уверенней.
– И еще один очень важный момент – так называемый пастуральный контроль, или пастуральное равновесие. То есть у детей с нарушениями координации и равновесия лошадь просто мастерски приводит координационный аппарат в норму. Это уже проверено годами практики. По признанию медиков и родителей, координация у ребенка становится даже лучше, чем у здоровых детей. Он удерживает себя в вертикальном положении, может легко наклониться и подняться, совершает кувырки через голову, – рассказала Наталья Денисова.
Иппотерапию назначает врач-невролог. Если у ребенка достаточно сохранный интеллект, но есть проблемы с движениями, ему назначается комплекс упражнений. Если ребенок физически более-менее здоровый, но есть задержки речи, развития, значит, пони поможет развить его интеллект. Для этого тоже есть специальные упражнения. Например, учеными уже доказано, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук. Развивая пальцы ребенка, воздействуют на те же зоны мозга, которые отвечают за речь.
На занятиях с иппотерапевтом ребенок отстегивает прищепки от гривы, отстегивает и застегивает ремешки, липучки, развязывает бантики. Задача многократно усложняется тем, что все это происходит на движущейся лошади. Бывает, в силу его диагноза ребенку сложно это сделать даже в спокойной обстановке, сидя за столом, а тут надо это делать на ходу, когда лошадь раскачивается при ходьбе. Но ребенку это все равно приятно, потому что ремешки, бантики и прищепки яркие, потому что само катание уже заряжает его позитивом, и на этой волне он совершает непривычные действия намного проще. При этом ребенка еще побуждают разговаривать, общаться. На лошади он лучше раскрывается, больше готов к общению. На этом эмоциональном фоне ребенок быстрее начинает произносить звуки и слова.
– Обычно, разговаривая с ребенком, взрослый обращается к нему сверху вниз. А когда малыш сидит на лошади, это общение происходит на равных. Он как будто выше становится, уверенней, поднимается в собственных глазах, – добавила иппотерапевт.
Маршруты для конных прогулок обычно бывают одни и те же – во дворе дома ребенка. Благо места там достаточно, двор большой. Ходить по одному и тому же маршруту пони уже привыкла. Да и вообще, эта лошадка уже была выведена с нацеленностью на такие качества, как плавность хода, спокойный характер. Как рассказала Наталья Денисова, выбрать лошадь для иппотерапии не так-то просто. Некоторые не подходят по движению. Так же, как у людей, бывает разная походка, у каждой лошади – свой стиль движения. Некоторые могут даже навредить ребенку своим несоответствующим ходом. Поэтому походка у лошади должна быть плавная, не порывистая, а характер уравновешенный.
– Когда мы стали подбирать лошадку для детей, оказалось, что наши русские пони не подходят для иппотерапии в силу своего задорного характера, который, видимо, у них развился десятилетиями разведения в России, – рассказала женщина. – К тому же ход у русских пони частый, как у швейной машинки. В общем, мы быстро поняли, что такие лошадки нам не подойдут. Манечку привезли из Германии. Это немецкая пони. Там селекция была более серьезная, направленная именно на экстерьер, на движение. У нее приятный плавный ход, она не частит. В те годы, когда мы ее покупали, она стоила 150 тысяч. Сейчас, думаю, такая пони будет стоить дороже.
Работа иппотерапевта у Натальи Денисовой не основная. Она индивидуальный предприниматель, у нее свой конный центр и огромное хозяйство, в котором полно разных животных. Животные – давняя ее страсть. По ее словам, она любила животных с момента как себя помнит. И потому во взрослом возрасте мук самоопределения не испытывала, а просто посвятила себя тому, что любила всегда. В хозяйстве предпринимательницы 30 лошадей, 15 голов крупного рогатого скота, верблюды и большая коллекция мини-животных. Есть мини-корова, мини-коза, мини-овцы, мини-поросята. Все это беспокойное хозяйство приехало из других городов и даже стран. Сейчас Наталья Денисова ведет переговоры с Нидерландами по приобретению мини-ослов, которые не выше 80 сантиметров. Все эти животные приобретаются для радости ее маленьких пациентов.
– Деткам из дома ребенка необходимо расширять свой кругозор, чтобы они не только на картинке видели, например, курочку или овечку, а могли пообщаться с ними напрямую, – рассказала Наталья Денисова. – Но понимаю, что в силу своего роста ребенок никогда не подойдет близко к гигантской корове или свинье. А когда я привожу мини-животных, дети без страха к ним подходят, потому что ростом они даже выше этих животных. Обычно я привожу сюда свой зоопарк ко Дню защиты детей. В ноябре тоже запланировала привезти животных, которые не боятся холода. Обычно в течение дня дети ходят, общаются, кормят, гладят. Зоопарк нравится даже взрослым. В общем, море удовольствия для всех.
Предприниматель призналась, что такое большое хозяйство требует больших вложений сил и времени. Из-за острой нехватки времени у нее даже закрадывались крамольные мысли об увольнении из дома ребенка. Но она сразу же их отметает:
– Конечно, денег тут больших не заработаешь, но для меня это даже не работа, а служение. Когда я вижу этих детей, то понимаю, что никогда не смогу их оставить. У домашних детей есть родители, которые их могут куда-то свозить, что-то показать, покатать на лошадке. А этим детям кто все это даст? Несмотря на то что в детском доме все возможное делают для них, персонал там душевный и внимательный, но все равно это же закрытое учреждение, мир этих детей ограничен узким кругом общения. Поэтому я не могу лишить их еще и радости общения с животными.
Галина ГАЕВА
Фото автора
Есть ещё добрые люди. Спасибо тем, кто их находит и тем кто помогает. Деткам повезло, что рядом неравнодушные люди. Пусть другие не забывают-есть дом ребёнка! К сожалению! Помогайте по мере возможности