Язык родителей нужно учить с детского сада

В Коми обсудили вопросы обучения дошкольников родному языку

15-16 октября в Сыктывкаре проходила всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки в системе дошкольного образования: современное состояние и перспективы развития».

– Самая главная идея конференции – это обратить внимание общества, государства на то, насколько важным является создание эффективной системы обучения родному языку на первом уровне образования – дошкольном, – рассказала «Республике» инициатор и один из организаторов проведения конференции – кандидат педагогических наук, руководитель Лаборатории национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования Зоя Остапова. – В первый класс ребенок приходит уже со своими убеждениями, привычками, сформировавшимся сознанием и отношением к окружающему миру и языком. Детское двуязычие – знание своего родного языка и русского – это показатель культуры той среды, в которой рос ребенок. Двуязычие с раннего возраста влияет на интеллектуальное, когнитивное и творческое развитие ребенка. Но обучение двум языкам должно быть организовано методически правильно и системно.

Как отметила собеседница издания, конференция на такую тему в России проводилась впервые. Обычно дошкольному образованию посвящаются секции, площадки на общих конференциях по родным языкам.

– Родной язык – душа народа, и это не просто крылатое выражение, – подчеркнула педагог. – С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свои ценностные ориентиры. К сожалению, сегодня недооценивается роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. А это важно, ведь то, как человек относится к родному языку, значит то же, как он относится к своей родине. Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного языка. Но в ситуации, когда национальный язык уходит из семьи, именно педагог, воспитатель детского сада может выступить помощником в возрождении языка. Национальный язык, не усвоенный в дошкольном детстве, вряд ли в полной мере может проявить себя в школе.

В связи с эпидемиологической ситуацией конференция прошла в очно-заочном формате: участники работали на двух площадках в Сыктывкаре – в Коми республиканском институте развития образования и в Доме дружбы народов, остальные наблюдали трансляцию конференции и выступали с докладами онлайн.

В работе научно-педагоги-ческого форума участвовали более сотни представителей из пятнадцати субъектов страны, а также из Финляндии и Германии, представители федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов России, фондов, общественных организаций, научных институтов, организаций профессионального образования, дошкольных и общеобразовательных организаций.

– Сразу двадцать четыре доктора и кандидата наук на одной конференции – это очень серьезно, – отметила Зоя Остапова. – Уже это свидетельствует о значимости мероприятия. Наша республика имеет большой опыт работы по этой проблеме. 29 сентября исполнилось четверть века со дня создания нашей Лаборатории национальных проблем образования. Именно здесь разрабатываются программы и пособия по обучению коми языку для разных социокультурных ситуаций. Реализуется много творческих проектов, направленных на популяризацию коми языка в детско-родительской среде.

Лаборатория национальных проблем дошкольного образования была создана в целях реализации закона «О государственных языках Республики Коми» 29 сентября 1995 года при Сыктывкарском педагогическом колледже №2. С 2009 года она является структурным подразделением Коми республиканского института развития образования. В лаборатории разрабатываются программы и книги на коми языке для детского сада. Она стала инициатором создания радио- и телепередач на коми языке.

– Коми язык звучит в детском саду, – сказала Зоя Остапова. – В республике в 67 детских садах педагогическая деятельность ведется на родном коми языке. В более чем 150 детских садах коми язык учат как второй государственный. Многие родители искренне хотят передать родной язык своим детям, для этого создаются языковые группы.

Свое видеоприветствие участникам форума направил глава республики Владимир Уйба. Он подчеркнул, что тема конференции имеет особую актуальность, ведь помимо семьи именно в начальном звене образования прививаются интерес, уважение и любовь к родному языку. Руководитель региона отметил, что в Коми языку уделяется особое внимание: есть интересные и уникальные разработки, применяемые в дошкольных учреждениях, которыми мы готовы поделиться с российскими и зарубежными коллегами. При этом для республики крайне важен опыт специалистов из других регионов России и зарубежных стран.

В видеообращении участников мероприятия также поприветствовала председатель правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов России, проректор Московского государственного университета имени Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования Татьяна Кортава.

– Для нас очень важно, что раз в два года Сыктывкар становится площадкой проведения таких представительных научных языковых форумов, – отметила министр национальной политики республики Галина Габушева. – Сохранение и развитие родных языков, русского языка – одно из важнейших и стратегических направлений в нашей работе. Поэтому так важно быть в курсе современных тенденций и актуальных исследований в этой сфере.

Первый день работы конференции прошел в формате пленарного заседания, о своих исследованиях и наработках рассказали крупнейшие специалисты в области родных языков, двуязычия и языковой политики из разных регионов страны и зарубежья: республик Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Карелия, Чувашия, Мордовия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края и Финляндии. Некоторые участники конференции выступали в своих национальных костюмах.

Вторая половина дня была посвящена заключительному пленарному заседанию, модераторами которого выступили член правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации Сергей Пилипенко, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства» Дмитрий Бондаренко и начальник отдела государственных языков министерства национальной политики Коми Мира Чуяшкова. На пленарном заседании обсуждали перспективы развития родных языков в образовательном пространстве, национально-культурные традиции в дошкольном образовании, проблемы правового обеспечения языковой политики в стране, нормативно-правовые документы по родным языкам в дошкольном образовании, формирование культурно-языковой среды и речевой развивающей этнокультурной среды, «языковое гнездо» (технология оживления исчезающего языка, популяризация родного языка в детско-родительской среде).

Перспективы развития родных языков в образовательном пространстве и национально-культурные традиции в дошкольном образовании Коми представила региональный министр образования, науки и молодежной политики Наталья Якимова.

Директор Института развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» профессор Лариса Маршева выступила с докладом «Родные языки народов Российской Федерации в дошкольном образовании на современном этапе». О проблемах правового обеспечения языковой политики в России рассказал ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства» Дмитрий Бондаренко.

16 октября участники конференции работали в тематических секциях: «Учебно-методическое обеспечение реализации основных и дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста на родных языках», «Психолого-педагогическое сопровождение развития национально-русского (русско-национального) двуязычия у детей дошкольного возраста», «Эффективные формы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных организаций в воспитании двуязычного ребенка» и на мастер-классах. Педагоги, методисты и научные работники делились своим опытом, демонстрировали программы и методические разработки, игровые пособия и творческие проекты. И хотя многие участники конференции выступали в онлайн-режиме, это не помешало работе.

Завершилась конференция пленарным заседанием и принятием резолюции. По итогам конференции будет издан сборник материалов.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Язык родителей нужно учить с детского сада"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.