Трудности дистанционного обучения

Дистант стал испытанием не только для школьников, но и для их родителей

Общественная палата Коми проанализировала проблемы, с которыми в период жесткой самоизоляции пришлось столкнуться семьям с детьми, и познакомила профильные ведомства с результатами проведенных весной и осенью опросов. Это, по мнению общественников, необходимо для того, чтобы не повторить прежних ошибок с приходом новой волны коронавируса.

Как отметила зампред палаты Галина Лапшина, проблемы, которые выявились в период пандемии, можно разделить на несколько групп, и одна из них связана с обучением в дистанционном режиме школьников и студентов.

Организованный общественниками опрос как раз касался дистанта, анкетированием было охвачено почти 600 человек. Например, на вопрос: «В чем, по вашему мнению, достоинство дистанционного обучения?» – 75 процентов родителей ответили, что в дистанционном обучении нет никаких достоинств, одни проблемы. Отвечая на вопрос о трудностях дистанта, 73 процента назвали большую нагрузку на родителей, а также отсутствие в части сельских населенных пунктов подключения к сети и низкую скорость интернета. Самыми удобными способами общения с учителем 42,8 процента опрошенных назвали телефонный звонок, 42,4 – мессенджеры Viber и WhatsApp. 56 процентов респондентов не довольны дистанционной формой обучения школьников в период карантина, 38 процентов – частично удовлетворены. Родителей также спросили, что для них явилось самым трудным и неприятным за период дистанционного обучения ребенка. Ответы были различными: «заставить ребенка понять, что учеба – не баловство», «большой объем знаний, требующий самостоятельной работы», «вся ответственность за обучение легла на родителей», «испорченное зрение» и так далее. На вопрос: «Что вашей семье необходимо для успешного дистанционного обучения?» – 66 процентов сообщили – персональный компьютер ребенка, принтер, наушники, микрофоны, и только 12 процентов ответили, что необходимы личные консультации с учителем. А на завершающий вопрос о предложениях для улучшения качества дистанта большинство ответили: «Отменить и запретить дистанционное обучение».

Приглашенный на обсуждение в Общественную палату заместитель министра образования, науки и молодежной политики Коми Олег Холопов сообщил, что с результатами этого анкетирования в минобразе республики знакомы, и признал, что переход на дистанционное обучение вскрыл ряд ключевых проблем технологического толка и методической подготовки учителей к работе в новом формате.

– Переход на дистанционное обучение был вынужденным. Мы постарались наладить работу, чтобы нивелировать выявленные проблемы. Образовательные организации выделили семьям и учителям из своих фондов во временное пользование на период пандемии коронавируса более тысячи компьютеров. Но ключевая роль в организации образовательного процесса остается у учителя. В этой связи была организована целая серия обучающих мероприятий на базе Коми республиканского института развития образования. Минобраз подчеркивает, что дистанционная форма обучения никогда не заменит традиционное обучение в школе, а будет лишь являться дополнением. На сегодня не рассматривается вопрос о массовом переводе на дистанционное обучение, – подчеркнул замминистра.

Он напомнил, что для обратной связи с родителями в минобразе, во всех управлениях образования муниципалитетов и в каждой школе были организованы «горячие линии». И если вначале поступало много негативных звонков, то к концу учебного года, когда научились работать в таких условиях, стали получать положительные отзывы и от родителей, и от самих детей с предложениями взять на вооружение и распространить лучший опыт обучения в новом формате.

– Сейчас только в отдельных случаях, когда классы выведены на карантин, применяется в той или иной форме дистанционное обучение. Ежедневно мы отслеживаем санитарно-гигиеническую ситуацию в школах, все данные заносятся в федеральную информационную систему. На сегодня на карантин закрыты две школы – в Сосногорском районе и в Ухте, 38 классов и учебных групп, – сообщил Олег Холопов актуальные на конец прошлой недели данные. – Сейчас, когда объявлено, что московские школы переводят на дистант, федеральное министерство образования рекомендовало регионам принимать решения сообразно условиям на местах, ведь у каждого региона своя специфика и свои санитарно-эпидемиологические особенности.

Общественники предположили, что дистанционное обучение не могло не сказаться на качестве полученных школьниками знаний. По словам замминистра, специально, чтобы это выяснить, с пятого по девятый класс провели всероссийские проверочные работы.

– Это было сделано как раз для того, чтобы выявить пробелы в знаниях, которые образовались в четвертой четверти в период дистанционного обучения. Результаты позволят сделать соответствующие выводы и усилить работу, – подытожил представитель минобраза.

В свою очередь председатель общественного совета при министерстве образования Ольга Уваровская высоко оценила усилия ведомства в налаживании нормальной работы.

– Как раз благодаря целенаправленной, системной работе министерства образования, управлений образования, а главное – благодаря учительскому корпусу удалось справиться. Жаль, что сегодня здесь нет руководителей компаний, отвечающих за связь, потому что это вопрос межведомственный. То, что могли сделать учителя, они сделали, работали днем и ночью. Но на местах на входе вайфай идет 100 мегабит, а отойдешь дальше – уже 34. Были случаи, когда в деревне компьютера нет, а с помощью телефона интернет «ловится» только в одном месте в одной комнате, а в 11 часов вечера интернет уже отключают. Возможно ведь и повторение ситуации. Необходимо в период эпидемии уменьшить оплату за интернет семьям с детьми, – заявила общественница.

С другой стороны, по мнению Ольги Уваровской, которая не понаслышке знает обо всех проблемах дистанта, нужно снизить такую плату и для учителей.

– Есть хорошая программа – «Рабочее место учителя», когда учитель видит всех учеников, они все подключены к нему, учитель может работать. Но «рабочее место» дорогое. Надо уменьшить оплату, и это вопрос даже не республиканского уровня, а федерального. Программы, которые используются при дистанционном обучении, тоже стоят недешево. Причем пока все подключатся к учителю, проходит почти полчаса, на саму работу остается 15 минут, через 40 минут программа отключается. Надо вести какую-то межведомственную работу с теми, кто обеспечивает нас технически. Потому что на самом деле именно слабое техническое обеспечение и вызвало такие негативные ответы родителей при анкетировании. Что касается учителей, то они в этих трудных условиях сделали свое дело хорошо. Им приходилось с утра и до позднего вечера сидеть у компьютера, это колоссальная нагрузка.

Отвечая на поставленный вопрос, Олег Холопов сообщил, что сейчас на федеральном уровне ведется разработка отечественных программных продуктов, которые можно будет использовать как раз в таких нештатных ситуациях и не зависеть от импортных производителей программного обеспечения.

– В этой части нам, безусловно, помогут. Разрабатывается единая образовательная платформа, чтобы наши учителя и образовательные организации не бросались в разные стороны: то «Российская электронная школа», то «Учи.ру», то еще что-то. Будет на федеральном уровне одно окно, чтобы учителя и школа нашли тот контент, который проверен неоднократно, рекомендован и удобен для использования. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» все школы будут подключены к широкополосному доступу сети интернет до 2021 года. В сельских школах – не менее 50 мегабит в секунду, в городских – не менее 100 мегабит в секунду.

Ольга Уваровская добавила:

– Важно, чтобы скоростной интернет был и дома у учеников.

Присутствовавшие на встрече представители из районов поведали, с чем пришлось столкнуться лично им. Например, председатель Общественного совета Сыктывдинского района Людмила Муравьева рассказала, что у нее в семье особых проблем с интернет-подключением не было, но к ним домой приходил заниматься соседский мальчик из малообеспеченной семьи, в которой не было ноутбука с подключением к программе «Учи.ру». Занимался в маске и перчатках.

Другая проблема, о которой рассказала общественница из Сыктывдина, упоминалась многими в ходе опросов: учитель много задает по предмету, а объяснять тему приходится родителям. Если родители разбираются в предмете, то объясняют, если нет – вынуждены звонить учителю, который объясняет тему родителю.

– Мы свою учительницу очень жалели, она до 12 ночи ежедневно проверяла наши работы, – добавила Людмила Муравьева.

– Предметы за 5-6 класс еще можно объяснить, а старшим – интернет в помощь. Мы живем в XXI веке, и надо не отставать, ничего нет в этом мире, чего бы мы не преодолели, – подытожил все вышесказанное член Общественной палаты Игорь Зибарев.

Галина ВЛАДИС

Фото zazaschool.com

Оставьте первый комментарий для "Трудности дистанционного обучения"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.