Жизнь – сапожок непарный

К столетию известной петербургской писательницы, артистки и театроведа Тамары Петкевич в отделе истории Национального музея Коми открылась посвященная ей выставка.

Долгая жизнь Тамары Петкевич, а она прожила 97 лет, оказалась невольно связанной с Коми краем. Здесь она отбывала срок в лагерях ГУЛАГа, сюда неоднократно приезжала после освобождения и реабилитации. Жителям Республики Коми имя Тамары Петкевич хорошо знакомо.

О своей жизни она написала книгу «Жизнь – сапожок непарный» (выдержавшую ряд переизданий). По книге был снят одноименный документальный фильм, поставлен спектакль. Так же назвали экспозицию в музее. Книгу мемуарной прозы о жизни в сталинских лагерях Тамара Петкевич опубликовала в 1993 году. Три года спустя она презентовала автобиографию в Сыктывкаре. К этому времени читатели уже хорошо знали «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом» Александра Солженицына. Но Петкевич написала о том, как ГУЛАГ пережила молодая женщина: когда Тамару посадили, ей было всего 23 года.

Дочь поляка и белоруски Тамара Петкевич родилась в Петрограде в 1920 году и умерла в Санкт-Петербурге в 2017 году. Когда ей было 17 лет во время «польской операции» НКВД арестовали, а затем расстреляли отца – красного комиссара. Дочь «врага народа» со своим первым мужем познакомилась в тюремной очереди, они вместе носили передачи арестованным отцам. Саму Тамару арестовали в городе Фрунзе – месте ссылки мужа – 30 января 1943 года и 4 мая 1943 года осудили за контрреволюционную деятельность по ст. 58-10 (часть 2) Уголовного кодекса РСФСР на семь лет лишения свободы, три года поражения в правах и конфискацию имущества. Наказание отбывала в лагерях Киргизии, Коми АССР и в Севжелдорлаге. Трудилась на сельскохозяйственных работах, на строительстве овощехранилища, на лесоповале, в хирургическом отделении лазарета. К тяготам заключения добавлялись личные трагедии. В годы блокады в Ленинграде умерли от голода мама и младшая сестра Тамары.

В лагере Тамара родила сына от врача. Отец ребенка забрал его в годовалом возрасте и воспитал в нелюбви к матери. Когда Тамара могла взять сына, ему было уже одиннадцать лет, он был настроен против родной матери и не захотел уходить к ней из семьи, где вырос.

За колючей проволокой Тамара нашла и потеряла любовь жизни – актера лагерного театра, который умер, так и не дождавшись освобождения. Здесь она встретила своего учителя – театрального режиссера и поэта, друга Бориса Пастернака – Александра Гавронского. Благодаря ему девушка нашла себя в театральном искусстве, вышла из лагеря актрисой. Эти события и стали основой документальной прозы. Вторая часть мемуаров – «На фоне звезд и страха» – посвящена в основном театру.

Тамару Петкевич освободили в 1950 году. Из-за административной 39-й статьи, вписанной в паспорт, вернуться в Ленинград она не могла. Работала актрисой в театрах Шадринска, Чебоксар, Кишинева. Снова вышла замуж. В 1957 году была реабилитирована. В город на Неве возвратилась в 1959 году. В 1962-м поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет и в 1967 году блестяще его окончила. Работала в Ленинградском доме художественной самодеятельности заведующей репертуарным отделом.

– Выставка «Жизнь – сапожок непарный» − это не столько визуализация литературного произведения, сколько попытка передать душевные и духовные переживания человека, помещенного в условия несвободы, его перерождение, переосмысление событий спустя десятилетия, – рассказала «Республике» куратор выставки – заведующая отделом истории нацмузея Анна Мельникова. – Выставок, посвященных Тамаре Петкевич, у нас в музее еще не было. На экспозицию привезли ее личные вещи из Музея истории Микуня. Это летнее платье, наручные часы, платок и бусы. Также представили около трех десятков фотографий – хронику ее долгой жизни. На выставке можно прочитать выдержки из дневника, который она вела, когда впервые приехала в республику после освобождения в 1972 году.

Тамара Петкевич оставила обширный архив, в том числе около десяти тысяч писем, несколько программок лагерных концертов и спектаклей, елочные украшения, сделанные лагерным художником, документы, связанные с ее сыном. Эти уникальные материалы сейчас хранятся в пяти музеях, включая петербургский Музей политической истории России, московский Музей истории ГУЛАГа и три музея нашего региона: в Сыктывкаре, в Микуне и в Княжпогосте.

Выставка в Сыктывкаре подготовлена при поддержке Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние», на основе коллекций Музея истории города Микуня, Литературно-театрального музея имени Дьяконова, Княжпогостского районного историко-краеведческого музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург).

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Жизнь – сапожок непарный"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.