Бизнес в условиях перемаркировки

К 2024 году республика должна прийти с полностью маркированным рынком товаров. Об этом сообщила участникам состоявшейся в Общественной приемной главы Коми видеоконференции «Маркировка обуви и табачной продукции» замминистра сельского хозяйства и потребительского рынка РК Ольга Бабина.

В обсуждении темы принимали участие представители заинтересованных ведомств, местных администраций и предприниматели.

Предваряя разговор, вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Коми Яна Манасарянц объяснила, чем была продиктована необходимость проведения этой видеоконференции. По некоторым видам товара маркировка уже прошла, и у предпринимателей возникает много вопросов. В том числе и у тех, кто уже работает с маркировкой. По словам Яны Манасарянц, ТПП очень поддерживает эту систему, потому что очищение рынка от контрафакта поможет нашему потребителю пользоваться качественными товарами.

В подтверждение значимости темы Ольга Бабина привела данные статистики. На сегодня проблема нелегальной продукции остается крайне острой. Доля незаконного оборота сохраняется до 35 процентов. На тех лекарственных рынках, которые республика сегодня пытается охватить, доля фальсификатов составляет до 10 процентов. На парфюмерном рынке – до 20 процентов. Этому уделяется повышенное внимание. Много вопросов возникает по продлению сроков маркировки. Проблема обсуждалась на уровне президента страны. Было категорично заявлено, что откладывание сроков проведения маркировки далее 2024 года в России не планируется.

Таким образом, к 2024 году мы должны будем подойти полностью с маркированным рынком товаров, независимо от того, произведены они в РФ, завезены из-за рубежа или вывозятся, подчеркнула Ольга Бабина. Это позволит сократить теневой рынок, повысить налоговые платежи, в том числе и таможенные сборы с того товара, который заходит к нам.

– Цифровизация не стоит на месте. Это касается не только маркировки, но и онлайн-касс, процессов внедрения других систем типа «Меркурий» и ЕГАИС, с которыми столкнулись многие продовольственники. Ни для кого не секрет, что эти процессы только еще набирают обороты. Маркировка призвана в том числе служить объединению всех этих систем и снятию нагрузки по визуальному физическому контролю с предпринимательского сообщества, – пояснила замминистра.

В этом году в обязательную маркировку, помимо табака, обуви и лекарственных препаратов, входят еще три категории товаров: парфюмерия, фототовары, шины и молочная продукция. Молочная продукция пока находится в стадии эксперимента, срок которого продлен до 20 января 2021 года. Также эксперимент по маркировке распространен на кресла-коляски, велосипеды и воду. По словам Ольги Бабиной, предприятия Коми, которые производят бутилированную воду, активно вступают в эксперимент в добровольном порядке. По данным Минпромторга РФ, еженедельно собирается комиссия, которая имеет свои представительства в каждом субъекте страны, и оцениваются результаты проведения маркировки. В том числе обсуждаются вопросы, поступающие в отношении самого оператора национальной системы маркировки продукции «Честный знак».

В Республике Коми к программе «Честного знака» по маркировке табака присоединилось 757 хозяйствующих субъектов. По сравнению с прошлым кварталом число подключаемых объектов возросло на 42 процента. В отношении обуви на сегодняшний день в систему маркировки в республике вошли 460 хозяйствующих субъектов, парфюмерии – 33. По фототоварам пока нет данных, сколько хозяйствующих субъектов в республике осуществляет эту деятельность. Но три организации уже зарегистрированы. В системе «Шины» зарегистрировано 23 хозяйствующих субъекта.

Основной вопрос, который волновал предпринимателей – участников видеоконференции: как можно списать товар после повреждения маркировки, которое случается в результате транспортировки или хранения?

Эксперты признали, что вопрос действительно очень актуальный. Эти поврежденные коды «повисают» на предпринимателе, он не может продать этот товар. Но, как было сказано, можно обратиться к оператору электронной отчетности и электронного документооборота маркировки.

– Я точно знаю, что на рынке сейчас уже есть такие операторы, которые запустили возможность ввести часть кода и таким образом пройти процедуру перемаркировки товара. Система дает возможность с помощью хотя бы части поврежденного кода запустить алгоритм, списать старые поврежденные коды и получить новые на тот же самый товар, который вам вернули из-за поврежденного кода. Соответственно, вы заново можете ввести этот товар в ваш товарооборот и начать его реализацию, – сообщил один из экспертов.

Однако процедура перемаркировки платная, что вызывает недовольство предпринимателей, вынужденных еще раз платить за то, что уже было оплачено. Что касается гарантированной сохранности кода, предпринимателям посоветовали использовать более качественную «долгоиграющую» этикетку, срок хранения которой более семи лет. Например, из полипропилена. Таким образом можно избежать порчи кода.

– Ко мне поступает масса маркированной продукции. Как я могу определить, какая маркировка у меня выбыла, какая испорчена? Что с чем я должен сопоставить? То есть я знаю, что у меня есть, но не знаю, чего у меня нет. Как я могу списать товар? – интересовался один из предпринимателей.

Ему объяснили, что невозможность списать товар позволит понять, что код нарушен. Предпринимателей также очень волновал вопрос, как они должны теперь отслеживать соответствие тому, что есть на сайте в личном кабинете и что по факту находится на складе.

– У меня четыре торговые точки, на каждой есть торговый ключ. Естественно, вся продукция попадает на каждую торговую точку. Но по «Честному знаку» вся продукция ложится в общий личный кабинет по всем складам. Как это все посчитать? – волновался один из участников конференции. – У меня расстояние между магазинами сто километров плохой дороги. За сутки не обернуться. А мы должны следить за остатками того, что на складе, и что в личном кабинете. Мы же накопим такую большую разницу! Опять же, к примеру, если маркировка испорчена по сигаретам, мы можем сделать запрос на ее перемаркировку. А если маркировка испорчена на молоке? И вообще, на скоропортящихся продуктах? Что мы будем делать тогда?

Ольга Бабина объяснила, что пока говорить и беспокоиться о маркировке молока и любой скоропортящейся продукции не стоит, так как маркировка по молоку на сегодня находится в стадии эксперимента. И вообще, очень много продукции скоропортящейся, и надо решить, как ее маркировать.

– Вы знаете, что в соответствии с постановлением по маркировке молочной продукции Минсельхоз РФ должен выпустить полный перечень продукции, который будет попадать под маркировку. Сегодня данного перечня нет. Поэтому пока не будет решения вопроса на федеральном уровне по маркировке молочной продукции, этот вопрос поднимать не будем, – подытожила Ольга Бабина.

Галина ГАЕВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Бизнес в условиях перемаркировки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.