Сыктывкарцы могут увидеть демонов разных видов, цветов и размеров. 5 марта в Национальной галерее Республики Коми открылась выставка «Дали. Врубель. Мунк. Оригиналы работ».
В экспозицию вошли работы норвежского художника Эдварда Мунка, серия литографий Сальвадора Дали и несколько журнальных литографий Михаила Врубеля. Всего 67 изображений. В Сыктывкар их привез питерский коллекционер Артем Суслов. Он провел кураторскую экскурсию по выставке и рассказал, что в одном из городов, где проходила выставка, зрители падали в обморок. Но в Сыктывкаре сменили музыку (Малер, а не Шнитке), оформление и освещение зала, поэтому здесь такого быть не должно.
– Все три художника были атеистами. Поэтому они рисовали не библейских, а своих демонов – тех, что живут внутри каждого из нас. У демонов Дали, Врубеля и Мунка мало общего – они из разных вселенных. Мы хотели показать три абсолютно разных мира, которые не имеют друг к другу никакого отношения, – рассказал Артем Суслов.
Иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте в галерее демонстрируются уже во второй раз. В ноябре 2018 года их показали на выставке «Livre d’artiste. Книга художника». Тогда три десятка произведений известного сюрреалиста были привезены из фондов Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург).
По оценкам исследователей творчества Дали, иллюстрации «Божественной комедии» – это вершина графического искусства живописца. Каждая гравюра имеет свое название, данное автором. Серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии» итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к 700-летию Данте. Заказ отменили, но художник решил довести дело до конца. За девять лет он нарисовал сто акварелей: по одной к каждой из ста песен «Комедии». Рисунки были сделаны акварелью, гуашью и пером, а затем переведены в печатную технику. В течение пяти с лишним лет граверы вручную вырезали порядка 3500 деревянных досок для изготовления пяти тысяч гравюр. Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них.
– Дали верил, что у преступлений и грехов сексуальная подоплека, – пояснил Артем Суслов. – Поэтому хвост дантовского демона Миноса, с помощью которого он распределял людей по кругам ада, он соединил с половым органом.
В «Дневнике одного гения» Дали написал: «Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид».
– Мы купили Дали с историей, – отметил Артем Суслов. – Эта подборка принадлежала когда-то семье Владимира Высоцкого. Продал нам ее польский коллекционер, выкупивший работы у Марины Влади.
Демоны Михаила Врубеля не на оригинальных работах, а на оформленных в рамки литографиях из дореволюционного журнала «Мир искусства». Как пояснил Артем Суслов, это связано с дороговизной картин Михаила
Врубеля.
Известная картина Эдварда Мунка «Крик» представлена в четырех видах – на набросках и литографиях. Также на выставке рисунок Мунка «Девушка», четыре скетча карандашом и редкие работы художника, выполненные в смешанной технике – литография и акварель, сделанные рукой художника поверх оттиска.
Дополнили выставку две хромолитографии по картине «Мадонна», принадлежавшие поэту и сценаристу Геннадию Шпаликову, который страдал от алкоголизма и душевной болезни. Завершает экспозицию плакат с картиной Мунка «Автопортрет в аду» с автографом кинорежиссера Ларса фон Триера, перенесшего на киноэкран свои странные фантазии.
Подарком зрителям, пришедшим на открытие, стало выступление ансамбля «Вдохновение» Коми республиканской филармонии. При выходе с выставки предлагалось пройти тест из 21 вопроса, по которым можно диагностировать симптомы душевного заболевания.
Выставка будет работать до Дня космонавтики – 12 апреля. Затем «демоны» улетят из Коми.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Демоны» в галерее"