Воркутинец создал образ, который может стать туристическим брендом Заполярья
Шамана Дмитрия Мамайкина в Воркуте знают многие. Отношение к нему неоднозначное: одни считают его безобидным чудаком, другие называют городским сумасшедшим, третьи – ряженым, который «эксплуатирует» образ шамана. Есть люди, видящие в шамане своеобразный туристический бренд, который при должном «оформлении» может привлечь в Воркуту гостей и из других регионов России, и из зарубежных стран. Сам Дмитрий в обычной, мирской жизни позиционирует себя как артист: он принимает участие в постановках любительского театра, концертах, праздничных программах. Амплуа у него, правда, всегда одно – шаман. Вживаться в эту роль не приходится, поскольку Дмитрий и так уже давно ведет жизнь «говорящего с духами».
В вихре стихий
Воркутинцы, оказавшиеся на краю ойкумены (земли, населенной человеком), считают себя людьми особой породы. С этим можно соглашаться или нет, но не оспоришь одного: это настоящие северяне. Им не занимать упорства, выдержки, способности и противостоять суровой природной стихии, и находить с ней общий язык.
Дмитрий Мамайкин – один из тех, кто родился и вырос в Воркуте, с полным правом может называть себя сыном Заполярья. Впрочем, в молодости он и предположить не мог, что станет шаманом родной земли. Советскому человеку шаманизм представлялся в лучшем случае архаичным явлением из жизни отсталой дореволюционной России. Да и судьба Дмитрия, казалось, была предрешена уже самим рождением: сын шахтера в Воркуте в большинстве случаев шел по стопам отца.
Запрограммированную размеренную советскую жизнь разрушили перестройка и последовавший за ней развал СССР. Стихия перемен понеслась по стране, ломая уклад жизни, меняя судьбы, переворачивая мировоззрение. В 90-е годы прошлого века кризис начался и в, казалось бы, процветавшей угольной отрасли.
Многие тогда искали и находили точку опоры в религии. Свое место в новом мире пытался найти и оставшийся без привычной шахтерской работы Дмитрий. Знакомые, уехавшие из города, пригласили его пожить в мужском монастыре на юге Коми. Там, как вспоминает собеседник издания, его будто изменило проникновенное церковное пение. В монастыре он буквально всей душой ощутил исцеляющее воздействие музыки на человека. Чтобы прикоснуться к чуду, освоил дело звонаря.
Даже сейчас шаман каждое утро слушает песнопения Страстной седмицы знаменным распевом. Никакого противоречия в этом не видит, поскольку по-прежнему признает огромную силу церковной музыки.
В 90-е годы мыслей остаться в монастыре не возникло – был слишком привязан к мирским удовольствиям. Зато, вернувшись в Воркуту, в церкви встретил невесту – очаровательная девушка вдохновенно пела на клиросе. После создания семьи вопрос заработка на жизнь вышел на первый план. По словам Дмитрия, он вместе с женой пережил и время шальных денег, и потерю их, и периоды тяжелой нужды. В конце концов, супруги решили попытать счастья в других регионах России.
В Москве воркутинец познакомился с представителями славянской общины, заинтересовался славянской культурой, в особенности музыкой – еще дохристианской поры. Источников, по которым можно было бы эту музыку изучать, в свободном доступе не нашлось. В те времена единственными доступными хранилищами информации были библиотеки. И задача найти там хоть какие-то данные о древнерусских певцах и сказителях казалась невыполнимой. Литературы о традициях скандинавских скальдов и то было больше. Поэтому, желая постичь искусство вещего Бояна, энтузиасты многое домысливали. Внес свой вклад в это своеобразное восстановление утраченного и Дмитрий Мамайкин. Так начался путь от колокольного звона к звону бубна.
Во время странствий по России мужчину не покидала мысль о возвращении домой, в Воркуту, хотя там у семьи не осталось даже жилья. Жена отказалась возвращаться на север, поэтому глава семейства уехал один. В пути на малую родину он несколько часов видел радугу, которая будто сопровождала поезд, и счел это хорошей приметой, указанием на то, что путь выбран правильный.
Хотя и в Воркуте пришлось нелегко. Дмитрий не описывал мучительного процесса духовных исканий, но заметил, что перерождение было тяжелым. Однажды на берегу реки Воркуты он вдруг понял суть своего необычного призвания.
Дар с Ямала
Бытует мнение, что, выбирая путь шамана, человек должен «умереть» для прошлой жизни. Но в той, прошлой, жизни у Дмитрия оставались жена и маленькая дочь, которых он не собирался оставлять. Сейчас шаман уже почти без горечи вспоминает, что судьба все решила без него, хоть и с его участием. В знак любви и верности он послал супруге талисман, который, по славянским поверьям, дарует счастье в семейной жизни. И вскоре после получения подарка его жена это счастье нашла – но с другим мужчиной. С потерей любимой воркутинец смирился не сразу, что, определенно, замедлило его путь к осознанию своего предназначения. Точкой невозврата стал визит в Салехард – административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судьба порой вышивает на полотне жизни невероятные узоры. Однажды Дмитрий Мамайкин познакомился с жителем Салехарда. Разговорились, воркутинец рассказал о своих духовных поисках. Гость уехал домой, а через некоторое время Дмитрию позвонил один из ямальских чиновников и попросил забрать бубен и варган могущественного шамана, который собирался перейти в иной мир, но не мог, пока не передаст свой дар преемнику.
Дмитрий утверждает, что тогда еще не осознавал себя шаманом, и в первый момент счел предложение неудачной шуткой. Но его настолько сильно хотели видеть на Ямале, что даже оплатили перелет на полуостров. Там представили ямальским шаманам. «Говорящих с духами» на Ямале осталось немного, но на воркутинца они произвели огромное впечатление.
– Это сильные люди, и без острой необходимости с ними лучше не встречаться, – уверен собеседник.
Сейчас он считает, что человека со стороны пригласили на Ямал в качестве преемника, возможно, потому, что никто из местных не хотел взять на себя бремя, которое нес старый шаман. Тогда же он был просто горд оказанной ему честью и не задумывался, чем это для него обернется.
Когда шаман скончался, его преемнику достался лишь варган. На общем совете «говорящие с духами» постановили, что бубен столь могущественного шамана не должен покидать ямальскую землю – иначе жди беды. Воркутинцу поставили условие: остаешься на Ямале, становишься одним из местных шаманов – тогда получишь бубен. Искушение было велико, но Дмитрий решил вернуться в Воркуту, считая, что его место именно там, а свой бубен он обязательно отыщет.
Бубен шаман все же получил: его прислала живущая в США воркутинка, с которой Дмитрий познакомился в интернете. Женщина страдала тяжелым заболеванием, земляк сказал, что попытается помочь. Совпадение или нет, но после проведения определенных обрядов болезнь отступила. Собеседница Дмитрия решила, что он сыграл какую-то роль в ее выздоровлении, и подарила ему главный инструмент шамана – бубен. Этот бубен из кожи бизона до сих пор живой, как напоминание о победе над болезнью. Но бывали и очень «нежные» бубны – рвались в процессе эксплуатации.
Взаимодействие шамана и бубна – отдельная тема. Дмитрий не скрывает, что он современный шаман, и не все его бубны были сделаны по «древней шаманской» технологии. Логика понятна: шаманы древности изготавливали бубны из подручных материалов, использовали, например, оленью шкуру. Сейчас и время другое, и подручные материалы иные – и их тоже можно использовать. Главное, чтобы получившийся в итоге инструмент «запел». По наблюдениям Дмитрия, после внесения определенных усовершенствований свой удивительный голос обретает пластиковая бутыль, которую обычно используют в офисных кулерах. Хотя такой инструмент воркутинец применяет только в неформальной обстановке, на публичных мероприятиях все-таки нужен бубен – шамана с пластиковой бутылью слушатели всерьез не воспримут.
Идущий в метель
Если речь заходит о шаманах, экстрасенсах и магах, ожидается, что начнется повествование о совершенных ими чудесах. Дмитрий Мамайкин же не только не рассказывает мистические истории, но, наоборот, убеждает в чудеса не верить. Он утверждает, что никому ничего не обещает: ни исцеления, ни исполнения желаний. И призывает не верить тем, кто такие обещания дает: по мнению шамана, это чаще всего либо мошенники, либо, мягко говоря, излишне самоуверенные люди, не понимающие принципов взаимодействия с высшими силами.
Как пояснил Дмитрий, шаман – не чудотворец, а всего лишь проводник между мирами людей и высших сил. Он может только обратиться к высшим силам с просьбой. А уж исполнят ее или нет – зависит от многих факторов. По словам воркутинца, взаимоотношения проводника с высшими силами лучше не обсуждать, поскольку сакральные действия должны храниться в тайне. Хотя одну тайну мужчина открыл: по его словам, метель, на которые так щедра Воркута, – это стихия шамана. Когда за окном бушует зимний ветер и воркутинцы стараются как можно быстрее укрыться в теплых и безопасных квартирах, Дмитрий Мамайкин берет бубен и идет в тундру – камлать.
Есть у воркутинского шамана и свое место силы – в районе Рудника. Иногда там, у костра, собираются несколько человек, чтобы послушать пение шамана. И раз люди приходят на такие своеобразные выступления в природной среде, значит, находят в этой музыке и горловом пении что-то нужное для них. Одно огорчает Дмитрия: место силы уже не раз оскверняли вандалы.
Видимый миру образ шамана, который воркутинец представляет на публичных выступлениях, – это своеобразный сплав славянских сказов и символики с ненецкой культурой, приправленный нотками скандинавской традиции. Да и в его горловом пении ямальские или тувинские шаманы вряд ли узнают что-то свое, родное, поскольку родились эти звуки на воркутинской земле. В них и тяжелый, с металлом, вздох матери-земли, хорошо знакомый каждому, кто хоть раз спускался в шахту, и разгульный вой северного ветра в бескрайней тундре, и звон долгожданной весенней капели, и такие редкие в Воркуте раскаты летнего грома. Хотя музыку сложно передать словами, потому что каждый слышит в ней что-то свое.
Дмитрий Мамайкин уже стал своеобразной визитной карточкой Воркуты. Ему часто приходится встречать почетных гостей города, в том числе иностранцев. Недавно приезжали поляки – специально, чтобы увидеть шамана. Рассказали, что интерес к самобытной шаманской культуре есть, но ехать в Сибирь или на Ямал – долго и дорого. Поэтому гости очень обрадовались, когда узнали, что шаман живет относительно недалеко от Москвы – всего три часа лету на север.
Сейчас каждый регион ищет свой туристический бренд – измышляют его иногда совсем на пустом месте. Воркуте же определенно есть чем привлечь туристов. Дмитрий Мамайкин надеется, что и он сможет внести свой вклад в повышение туристической привлекательности родного города. Интересные задумки у него есть, нужна только помощь в их реализации.
Людмила ВЛАСОВА
Фото из личного архива Дмитрия Мамайкина
С Дмитрием общался.Слышал и видел его неподражаемое пение в тундре, около Константинового камня.
Действительно, очень самобытный и доброжелательный человек.
А ва. Помогло общение с шаманом?Если, да то каким образом?
День добрый Татьяна!!!Можете оставить контакты Дмитрия Мамайкина?Жизненно необходимо
Общение с шаманом помогло по всем фронтам. Чистка пошла мощнейшая в плоть до того что начало давать по всем недоброжелателям вплоть до скоропостижных смертей и странных ситуаций. Еффект был неожиданным а тот факт что объяснять что происходит по ходу дела нельзя это может все испортить с пациентом остается вера и сила духа и именно способность верить и вытягивает все в нужное русло это как работа в матрицей в своем роде. Физики имеют названия таким вещам как придать направление лептонам силой мысли и общение с ноосферой. Короче это покруче чем Мосфильм и Голивуд. Важный элемент в душе надо иметь только чистые намерения это ваша страховочная веревка а без неё вы потеряетесь. Поэтому делать грязные заказы не советую. Это вообще очень рискованно. Тут вытягивается карма и семьи и родни. Надо быть смелым и положительным человеком и тогда все получится. Все желания и планы которые возникнут надо исполнять потому что это и есть часть чистки . Сначала все как каша а вот со временем становится видно кто был враг кто друг и что к чему шло
Владимир а как на вас повлияло общение на Константиновой камне?
Да,шаман он все таки реальный, забыли написать что он так же вылечил от полноты одну продюсоршу из Бруклина,помимо интернациональнрй модели,родом из Воркуты.А во Франции, Германии и Америке,похоже его больше знают чем в Воркуте.А бубен из бизона ерешел к нему от шамана Америки,Фишторна,в певоде рыбья кость