От «Чертовой мельницы» до «Последнего героя»

Интинский театр «Поиск», созданный в 1983 году, сейчас существует в двух составах – взрослом и молодежном. Если посчитать в целом, играет в нем более сорока самодеятельных артистов – весьма солидных размеров труппа для маленькой Инты. И материал для постановок здесь выбирают серьезный, нестандартный для любительских театров. «Поиск» – очередной герой цикла статей о народных театрах в газете «Республика».

На «Неделю театра в Прилузье», проходившую в конце марта, «Поиск» привез сразу три постановки. Взрослый состав представил публике семейную драму «Язычники» Анны Яблонской – пьесу о кризисе веры, как называют ее некоторые рецензенты, а молодежный – «Вся наша жизнь – игра, или Страсти по Шекспиру», театральный коллаж из сцен из «Ромео и Джульетты», «Ричарда III», «Макбета» и «Укрощения строптивой», и оригинальную постановку «Последний герой» о Викторе Цое, созданную на основе книг Александра Житинского.

«Последний герой» в результате был признан одной из лучших постановок фестиваля и получил диплом лауреата третьей степени. Это был премьерный показ, в родной Инте спектакль на тот момент еще не видели, там его показали 7 апреля.

– Мне всегда хочется работать с молодежью на серьезном, высоком материале, думаю, что старшеклассники, студенты вполне для этого созрели. Главное – увлечь, чтобы они захотели во всем этом участвовать, – рассказал «Республике» создатель «Поиска», его бессменный режиссер Артуш Арзаканцян. – Если брать того же Шекспира, то на первый взгляд это слишком сложная тема, но зато там есть настоящая молодость, страсть. И язык Шекспира очень музыкальный, красивый, так что молодым сразу становится интересно, они попадают в другой мир, отличный от того, в котором они живут, без компьютеров, современной техники, начинают осознавать жизнь иначе. А потом возникает вопрос: «А что нам еще взять для постановки, чтобы по силе воздействия на людей было сравнимо с Шекспиром?» Историю кумира 1980-х. Ведь Цой действительно был кумиром миллионов, человеком с безумной энергетикой, и сейчас молодежь его любит, потому что в его песнях есть душа, свобода, он говорит о том, что его волнует, чем он живет, но никогда не указывает, что надо делать. Поэтому мы взяли материалы Житинского, и все вместе попробовали их переложить на диалоги, на отношения, попробовали прожить отрезок времени в том мире, в котором жил Цой, за что огромная благодарность Алене Борисовой, внесшей большой вклад в написание сценария.

Исполнять самостоятельно песни лидера группы «Кино» не стали, чтобы оставалась та самая энергетика, только в некоторых сценах молодые артисты подпевают и уже в полный голос поют одну из песен на сцене после того, как спектакль закончился, за опущенным занавесом. В «Последнем герое» играет весь молодежный состав «Поиска» – 24 человека, ради сложных массовых сцен с танцами с актерами пригласили позаниматься интинского хореографа Индиру Пантевич, привлекли к постановке и специалиста по восточным единоборствам, чтобы преподал элементы кунг-фу, которым увлекался Виктор Цой. Декораций у пьесы практически нет, только на экран проецируются фото и видеоролики. Проще всего было с костюмами – джинсы, футболки, черные кожаные куртки – нынешняя молодежная мода близка той, что была в середине 80-х.

Если молодежный состав «Поиска» – это школьники начиная с восьмого класса и иногда студенты, то в старшем составе за 37 лет перебывали, кажется, люди почти всех профессий, возможных для Инты. Сам Артуш Арзаканцян – бывший электросварщик, работал на автобазе, РМЗ. В 1963 году он пришел в студию при местном Доме культуры, которой руководила Галина Савченко, два года занимался в студии, потом стал участвовать в спектаклях режиссера народного театра Бориса Астанкова. К 1981 году Артуш Арзаканцян окончательно решил, что театр – это его настоящее призвание, поступил заочно в Московский институт культуры, в 1985 году стал дипломированным режиссером. В 1983-м, еще будучи студентом, он создал театр «Поиск».

– Название с ребятами придумали, взяли за основу, что поиск – это очень многогранное понятие. Это поиск жанров, поиск открытий, поиск себя. Каждый человек что-то ищет и находит в себе, в других, – говорит режиссер народного театра. – Первый спектакль я самостоятельно поставил в 1983 году, сказку «Чертова мельница» Исидора Штока, потом были «Колонисты» Юрия Мочалова, затем сделали спектакль по роману «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. А потом пошло одно за другим, и за Шекспира брались, и за Чехова с Островским, и за классиков, и за современников, и за русское, и за зарубежное.

С цензурой Артуш Арзаканцян, по его словам, серьезно столкнулся только один раз, в 1985 году. Ставил в Инте свой дипломный спектакль – «До третьих петухов» по Василию Шукшину. Взрослая сказка об Иванушке, которому пришлось добывать справку о том, что он не дурак, явно чем-то местных чиновников смущала, и ей трижды отказывали в выходе на сцену. Наконец добро дали после специального совещания на уровне горкома партии.

– После этого только рекомендовать что-то пытались, говорили, что надо поставить то-то и то-то, – вспоминает режиссер. – А потом поняли, что я головой киваю, говорю: «Да-да, конечно», а все равно делаю по-своему.

Сначала и школьники, и взрослые играли в «Поиске» в одной труппе, потом режиссер решил их разделить на два состава. По его словам, он понял, что так будет лучше, потому что подход к артистам разных возрастов требуется разный. Старшие, особенно те, кто в театре играет уже много лет, все с полуслова понимают и уже во время читки пьесы порой идеально угадывают, кому какая роль лучше подойдет. А с младшими и спорить нередко приходится, и воспитывать немного, когда каждый хочет только главные роли, а на второстепенные никак не соглашается.

– А я пытаюсь убедить: «Ребята, даже участие в маленьком эпизоде – это уже важно. Потому что вы все – одна команда, потому что, если главный герой работает, а ты просто присутствуешь, это уже минус спектаклю: публика все видит», – говорит Артуш Арзаканцян. – Мы ведь все делаем одну работу, зритель должен уйти после этого спектакля и сказать: «Да, сегодня вы нас потрясли!»

Зрители «Поиск» любят, полные залы здесь и на легких комедиях, и на серьезных драмах. Постоянно появляются новые поклонники народного театра, но и есть постоянные, те, кто ходит на постановки десятилетиями. Точно так же и с актерами: состав молодежной группы постоянно меняется, выпускники школ уезжают из Инты, оставшиеся иногда переходят во взрослый состав, иногда оставляют театр. Старшие актеры переезжают из Инты на юг или же начинают работать вахтовым методом – с работой в городе сейчас неважно, и им становится не до театра. А кто-то выступает в «Поиске» еще с его первых лет.

– Долгожители театра – Олег Цыбин, Виктор Куракевич, они у нас с середины 80-х. Еще Галина Середенко, Надежда Кутиева довольно давно. Вообще, если не ошибаюсь, за вычетом старожилов, состав раз девять менялся. Сейчас костяк театра – человек пятнадцать, но есть люди, которые не приходят к нам постоянно, но помогают время от времени в разных постановках, – рассказывает режиссер. – Почему взрослые люди вообще идут играть в народный театр? Я думаю, что у каждого из них есть что-то в душе, о чем хочется сказать, но в обычном разговоре это нельзя передать, а вот со сцены – можно. К тому же, наверное, каждый человек хочет почувствовать себя кем-то иным, раскрепоститься, все это может дать театр. Сначала приходят из интереса, присматриваются, потом начинают включаться в работу, а затем понимают, что театр уже стал частью их жизни. Бывает, что и семью свою, родственников в театр приводят, а бывало так, что парни и девушки в «Поиске» находили друг друга, потом свадьбы играли.

Обычно с осени и до Нового года «Поиск» выступает перед интинскими зрителями два-три раза, с января до лета – еще три-четыре. А летом у всех отпуска, каникулы. Хотя раньше бывало, что и часть каникул режиссер и актеры проводили вместе: в 90-х годах несколько раз ездили на месяц на стройку летнего лагеря в поселок Кучугуры на Азовском море. Строили, выступали перед местными жителями. Потом, к сожалению, такой возможности уже не представлялось. Да и в целом с общими выездами – на гастроли, различные конкурсы, которые раньше были нередки, стало непросто по финансовым причинам. Часть расходов на нынешнюю поездку на фестиваль в Прилузский район оплатил Дом культуры, при котором работает «Поиск», часть добавили местные предприниматели, депутат Госсовета, остальное – за счет самих артистов и их родителей.

Всего начиная с 1983 года в «Поиске» поставили порядка шестидесяти пьес. В ответ на вопрос о любимых постановках Артуш Арзаканцян начинает перечислять: «Варшавский набат», «Гамлет», «Диоген», «А зори здесь тихие», «Восемь женщин», «Гарнир по-французски», «Чайка» и «Ожившие страницы» по Чехову. Но поняв, что так он, пожалуй, перечислит все, что когда-либо ставил «Поиск», смеется и говорит, что любая постановка – любимая, если от души идет. Другое дело, что дорога до сцены у всех детищ театра разная. Комедии дорогу туда находят легко, репетируются в считанные недели, а некоторые вещи могут годами дозревать уже после того, как впервые были прочитаны с актерами. Так, например, получилось с неоднозначными «Язычниками», которых вынашивали целых три года.

– Репертуар всегда довольно сложно подбирать, обычно, когда речь заходит о том, что пора делать что-то новое, предлагаю сразу две-три пьесы. Вместе обсуждаем, что нам больше подходит, спорим нередко. Например, когда я предложил «Чайку» Чехова, многие не согласились, говорили, что слишком длинная, сложная, да и что в ней можно увидеть нового? Но все же решились, подошли к ней по-новому. И все получилось, – говорит руководитель театра. – Главное, не опускать планку, особенно с молодежным составом. Сейчас думаю о том, что можно попробовать жанр мюзикла, такого у нас еще не было. Мы – «Поиск», нам нужно искать.

Анна ПОТЕХИНА

Фото из архива театра «Поиск»

Оставьте первый комментарий для "От «Чертовой мельницы» до «Последнего героя»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.