Город, который мы теряем

Дом со звездами

С каждым годом в Сыктывкаре остается все меньше деревянных домов, а вместе с ними исчезают целые пласты культуры, выраженные в деревянном зодчестве. На очередной «Прогулке по Усть-Сысольску», организованной Коми отделением Российского общества «Мемориал», историки Михаил Рогачев и Игорь Сажин рассказали, каким был город до революции и в 20-30-е годы прошлого столетия, пока не стал активно застраиваться каменными домами.

Типовые одноэтажки

Началась экскурсия с улицы Кирова, где неподалеку от военкомата стоят несколько совершенно невзрачных одноэтажных домов, построенных уже в советское время. Но, как пояснил Михаил Рогачев, они являются точной копией типовой застройки городов Российской империи XIX века. Они отличаются от тех, что мы привыкли видеть в коми деревнях. Северные сельские дома с двускатной крышей, как правило, покрыты тесом, не имеют фронтонов, прямоугольные и построены в одной связке с хозяйственным двором.

– Но в начале XIX века император Александр I озаботился тем, что в Российской империи города застраиваются как бог на душу положит, – поведал историк. – И в 1809 году он издал указ – строить строго по типовым проектам. А чтобы подданные особо не баловали, он приказал во все губернии направить альбомы с такими проектами. И с того времени все горожане должны были строить дома строго по этим альбомам. И не дай бог отклониться от проекта, – заставят перестроить за свой счет.

Его преемник Николай I инициативу усовершенствовал. При нем появилось более 50 типовых проектов. Проехавшись по городам России, он обнаружил, что дома там «безобразно пестрые». И тогда по его указанию было разработано девять типовых цветов, в которые допускалось эти дома красить. А чтобы горожане не путались, в города разослали дощечки, выкрашенные в тот или иной цвет.

– Правда, в Усть-Сысольске на это чихать хотели, – отметил Михаил Рогачев. – Красить можно было только обшитые тесом дома, а таковых в городе насчитывалось примерно с десяток. Все остальные были бревенчатыми, а их не красили.

Традиция типового деревянного домостроения утвердилась, и такого рода дома строили вплоть до сороковых годов прошлого века. Они квадратные в плане, под четырехскатной, покрытой тесом крышей и с шестью окнами. Получалось четыре помещения, соединенных по кругу. Это прихожая, кухня и две жилые комнаты. Впоследствии они совершенствовались: ставилась еще одна капитальная стена и вырубалась горница, к которой пристраивали еще одно крыльцо. Хозяйственные постройки, в отличие от сельских домов, стояли отдельно.

– Хорошо бы один такой дом сохранить, отреставрировать и сделать музеем города, – завершил свой рассказ о типовых деревяшках историк. – В Сыктывкаре до сих пор нет городского музея, и это позор. Почти во всех областных и республиканских столицах такие музеи имеются.

Банк в теремке

В 1921 году Усть-Сысольск стал столицей автономной области, и в городе появилось немало областных учреждений. Потребовалась новая застройка. И с этого времени архитекторы начали экспериментировать с деревом.

– Дерево – очень сложный строительный материал, – отметил Михаил Рогачев. – Не так-то просто сделать какие-то интересные деревянные фасады. Но архитекторы все-таки придумывали новые формы для административных зданий. Увы, их с того времени осталось очень мало.

До недавнего времени на улице Кирова было три таких здания, но одно из них, хотя и являлось памятником архитектуры, снесли и возвели на его месте шестиэтажное каменное строение. Остались дома №25 и №27. В первом располагается Бюро судебно-медицинской экспертизы. Второе используется мэрией как маневренный жилой фонд.

Дом по Кирова, 27, возведенный в 1925-1926 годах по проекту техника-строителя отдела местного хозяйства Коми облисполкома П.С. Полещикова, интересен своей фигурной крышей, на которой перелеты чердачных окон сделаны в форме звезд. Поначалу в нем размещалось крупнейшее в Коми лесозаготовительное предприятие – трест «Северлес», вскоре преобразованное в трест «Комилес». Впоследствии здание передали школе рабочей молодежи.

Расположенное рядом строение, возведенное в 1943 году для Промышленного банка по проекту первой в Коми женщины-архитектора Феофании Тентюковой, еще более примечательно. Оно угловое, а потому имеет два фасада, выходящих на улицы Кирова и Куратова. Но сам угол округлен, на втором этаже – балкон, а выше – башенка с флюгером. Вся отделка здания, к сожалению, уничтожена временем. Дом был украшен резными балясинами, но его постоянно переделывали и при этом упрощали.

– Первоначально дом был похож не на здание банка, а на сказочный теремок, – заметил историк. – Но, как бы то ни было, эти два дома – практически все, что осталось от административной деревянной застройки первой половины XX века. Было бы здорово их сохранить и даже придать первоначальный облик. В архивах остались не только фотографии здания нынешней судмедэкспертизы, но и планы и чертежи со всеми конструктивными элементами. Но кто этим будет заниматься?

Дома в вологодском стиле

Еще один уникальный деревянный дом находится на углу Куратова и Советской. По словам Игоря Сажина, это единственный сохранившийся мещанский дом, принадлежавший горожанину по фамилии Шарапов.

– В этом доме сохранились элементы, присущие деревянному Усть-Сысольску, – сказал историк. – В первую очередь это палисадник, который был у каждого городского дома.

Второй элемент – открытый балкон над крыльцом. Он был очень распространен в Вологодской губернии, куда входил и Усть-Сысольск.

– Есть описание, как горожане, дабы подчеркнуть свой достаток, ставили на эти балконы стол, большой яркий самовар и пили чай, разговаривали с соседями с балкона на балкон, – поведал историк. – Остался у нас всего один дом, сделанный по классическому вологодскому стилю. Перспектива, что будет снесен, возрастает с каждым днем. После пожара здание в плачевном состоянии, ремонтировать его никто не хочет.

Еще одно строение, на которое обратил внимание Игорь Сажин, находится по улице Ленина. Это дом с мезонином. Таких в городе было много, в частности, на Спасской (ныне Советской). Но этот – один из немногих оставшихся. Здесь два этажа, что является отголоском купеческих домов, где на первом этаже всегда была торговля, а жили на втором. Здесь же оба этажа были и остаются жилыми.

Архитектурные «выпендрежи»

Один из домов по Интернациональному переулку любопытен тем, что имеет сразу три фронтона. По словам Игоря Сажина, это «архитектурный выпендреж», совершенно необычное решение для обыкновенного привычного четырехстенка. Вероятно, он был построен после войны, когда в городе приезжие из сел и деревень люди возводили себе четырехстенные дома.

Дом с тремя фронтонами

Другой дом, расположенный неподалеку, имеет пристройку, что характерно для сельских строений.

– В культуре коми есть такая традиция: если кто-то заболевает, то плохо всем, – пояснил историк. – Более того, если кто-то из домашних животных заболевает, то «болеет» вся семья. Поэтому скотина должна жить в пристройке под одной крышей со всеми.

Еще одна традиция коми, зафиксированная, правда, только в устных рассказах, ставить дома на месте захоронения либо самого старого члена семьи, либо ребенка. Считалось, что их духи будут охранять жилище. Поэтому нижняя часть дома, где хранились хозяйственные принадлежности, принадлежала потусторонним силам. И вход в него устраивался прямо в доме за печкой. А вот верхняя часть – божественная. И иногда в нее вел отдельный вход. В одном из сыктывкарских домов, видимо, все по той же традиции соорудили отдельную лестницу, ведущую на чердак.

Дом по проекту Феофании Тентюковой

Еще одна традиция, перекочевавшая в город из деревни, делить дом на две части – летнюю и зимнюю. Печь, естественно, ставилась только в зимнюю половину. Зато летняя часть считалась парадной – в ней принимали гостей.

Бывало и так, что под единой крышей ставили два дома, разделенные простенком, который использовался для хозяйственных нужд. Во второй половине XX века к уже построенным пятистенкам пристраивали еще один сруб, и получался дом Г-образной формы. Причем все части таких домов были жилыми, пристройка имела отдельное крыльцо.

На этом первый обзор деревянной архитектуры завершился. Но он будет иметь продолжение, во время которого Михаил Рогачев расскажет о так и не свершившемся проекте музея под открытым небом в местечке Кируль.

Игорь БОБРАКОВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Город, который мы теряем"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.