17 февраля считается датой возрождения деятельности современных студенческих отрядов. Ровно 15 лет назад в Москве на всероссийском форуме, посвященном 45-летию студенческого стройотрядовского движения, было учреждено молодежное общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды». О том, что волнует нынешних стройотрядовцев, «Республике» рассказал ветеран движения, создатель музея истории студенческих отрядов Коми, руководитель молодежно-патриотического центра на базе этого музея Михаил Дронов.
– Ваш музей существует уже шестой год. И все это время вы поддерживаете его на свои личные деньги. Учитывая, что экскурсии у вас бесплатные, никакой прибыли музей вам не дает. Зачем вам это все надо?
– Когда мне ежемесячно приходят счета за содержание помещения музея, я всякий раз задаю себе этот вопрос и сам же отвечаю: «Ну если не я, то кто же?» Нельзя же быть Иванами, не помнящими родства. История стройотрядовского движения – это весомая часть истории нашей страны. Для моего поколения стройотряд был не просто возможностью заработать что-то в каникулы, это настоящая школа жизни, которую в разные времена прошли известные личности, возрождавшие в 90-е разоренную Россию и занимающие сегодня высокие посты. Это приобретение навыков работать в команде, жить в полевых условиях, не прятаться за чужие спины.
Целевая аудитория музея – это студенты. Мне, как любому человеку старшего поколения, хочется, чтобы из нынешних школьников и студентов получились хорошие, неравнодушные люди. Ведь это они завтра встанут у руля нашей страны. И мне хочется делиться с ними нажитым опытом, который сегодня стал историей.
– Все-таки рынок внес заметные коррективы в развитие страны. Нет уже комсомольских строек, куда массово съезжалась молодежь со всего Советского Союза. Да и сейчас вряд ли кого-то можно увлечь подобной романтикой. Где сегодня может быть востребован труд студентов?
– Практически весь строительный сектор стал частным, и трудоустроить студентов на стройку действительно сложно. У нас создан региональный штаб студотрядов в Ухте при УГТУ, который решает вопросы трудоустройства. Студенты несколько лет работали на строительстве космодрома в Плесецке. В Усинске наши студенты работают. В прошлом году стройотрядов сформировалось очень мало, потому что нет строительных организаций, которые могли бы принять их на работу. Им проще принять гастарбайтеров, потому что о них не надо заботиться и создавать бытовые условия: кинули матрас на пол – вот и все условия.
По-моему, минстрой мог бы помочь в этом вопросе. К примеру, поставить условие для организаций, участвующих в тендере, чтобы те принимали студентов на работу. Но такого нет. Видимо, у тех, кто мог бы эти вопросы урегулировать, заинтересованности нет. А ведь студенческие отряды это же и трудовое, и нравственное, и патриотическое воспитание. В общем, ниш для трудовой деятельности студентов осталось не так много. В основном это педагогические отряды. Все вожатые в летних лагерях у нас – студенты. Есть сервисный отряд, который работает в отеле. Есть отряды проводников пассажирских составов, куда многие ребята стремятся попасть.
– На базе вашего музея действует молодежный патриотический центр. Что он собой представляет?
– Официального членства у нас не существует. Просто музей стал центром студенческого досуга. Студенты ко мне приходят и поодиночке, просто как к старшему товарищу, когда возникает потребность в совете. Если это тематическая встреча, то они сами придумывают сценарий ее проведения. Молодежь собирается здесь пообщаться на какие-то актуальные политические и жизненные темы, просто посидеть за чаем.
В последний раз обсуждали вопрос о возможностях создания отряда бортпроводников. В 1976 году при СГУ появился первый в Советском Союзе такой отряд «Лазурь». Раньше это было возможным, потому что в стране существовала одна авиакомпания – Аэрофлот, в республике его представляло Коми управление гражданской авиации, с которым и заключали договор. А сейчас своих авиакомпаний нет, и вопрос этот решить очень сложно.
Обсуждали перспективы создания медицинского отряда. Это очень хорошая идея, и в других регионах такие отряды есть. Будущие врачи – студенты медвузов могли бы на время летних отпусков заменять медперсонал. Это для них была бы одновременно и практика, и помощь лечебным учреждениям. Но положительное решение этого вопроса зависит от готовности чиновников от здравоохранения идти навстречу.
– Вы уже много лет лоббируете вопрос об установке памятного знака студенческим отрядам Коми. На недавней встрече с победителями конкурсов президентских грантов глава республики Сергей Гапликов пообещал вам содействие в этом вопросе. Где может быть установлен знак?
– Речь об установке этого знака идет с 80-х годов. Студенческие отряды сделали для республики очень много. Нет ни одного крупного объекта в республике, в строительстве которого не принимали бы участия стройотряды. Порядка 120 тысяч студентов работали на территории республики, десять человек погибли. А сколько наших ребят выезжали летом работать за пределы Коми! Почему их труд должен быть забыт? Это же несправедливо, учитывая, что у нас нашлись деньги и место для памятников рублю, корове, купеческому сундуку. Эскиз памятного знака существует уже более 30 лет, а самого знака до сих пор нет.
В 1987 году, еще когда я был областным комиссаром ССО, организовали конкурс проектов. Победила в нем архитектор Татьяна Хатанзейская. Студотрядовцы собрали тогда деньги на строительство памятного знака. Мы перечислили их в совмин, строительство знака включили в республиканский план. Но помешала перестройка. Строительный комплекс тогда активно распадался, авторитет партии – на нуле, и повлиять на решение этого вопроса никто уже не мог. По первоначальному замыслу знак должен был находиться на пересечении улиц Кирова и Коммунистической, где располагается РЦДО. Сейчас, думаю, его можно было бы установить либо на площади у центрального бассейна, либо в конце Аллеи героев, рядом с Домом печати.
Если мы говорим о патриотическом воспитании, этот знак – доказательство неравнодушия государства к этому вопросу. На чем-то же надо воспитывать детей. А так родители и деды могли бы детей своих к этому знаку приводить. Я много лет, как с ветряными мельницами, боролся с нашей бюрократической машиной за установку этого памятника. И наконец Сергей Гапликов отдал распоряжение о положительном решении этого вопроса. Может, что-то и стронется с мертвой точки.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Михаил Дронов: «История стройотрядов не должна быть забыта»"