Очередная познавательная прогулка по столице Коми, организованная региональным отделением Российского общества «Мемориал», была приурочена к юбилею, о котором мало кто знал. Исполнилось сто лет первому массовому переименованию улиц Усть-Сысольска. Сегодня от всей дореволюционной топонимики сохранилось лишь одно название – Стефановская площадь. Но и она трижды переименовывалась.
Строить, а не ломать
«Прогулка» стартовала возле большой карты города в Кировском парке, что не случайно. Проводивший экскурсию журналист Игорь Бобраков обратил внимание всех собравшихся, как гармонично выстроен центр города: улицы идут либо параллельно реке, как бы огибая ее, либо перпендикулярно, расходясь веером. А в центре города – площадь. Это стало возможным потому, что город застраивался по плану, составленному Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В ходе губернской реформы 1780-х годов, проводимой Екатериной II, сотни поселений получили статус города, и именно этой комиссии поручили составлять для них градостроительные планы. И в 1783 году архитекторы Никитин и Обухов разработали такой план для Усть-Сысольска.
На поездку в новообразованный город у архитекторов времени не было, поэтому они, как выразился журналист, составляли план, не выходя из кабинета, используя градостроительный опыт Санкт-Петербурга. Всего они спланировали 12 улиц и одну площадь.
И тогда перед местными властями встала проблема: как этот проект воплотить в жизнь? Погост на Сысоле, ставший Усть-Сысольском, вообще не имел никаких улиц. Это было обычное сельское поселение с совершенно беспорядочной застройкой – каждый хозяин ставил себе дом так, как ему было удобно. Только в некоторых местечках имелось некое подобие улиц, если они шли вдоль дорог.
Есть три выхода из этой ситуации. Первый – последовать примеру Нерона, который, согласно легенде, сжег Рим, а затем отстроил его заново по своему плану. Второй – пойти путем барона Жоржа Османа. Он по поручению Наполеона III пробивал в Париже широкие бульвары и площади, при этом просто сносил мешающие ему дома. Третий вариант – передвигать дома с одного места на другое, как поступили в Москве, когда расширяли магистральные улицы.
В Усть-Сысольске пошли своим путем: дома вообще трогать не стали, просто продолжили застраивать город дальше по плану. Если какой-то дом мешал, то его оставляли в ожидании, пока он сам не обветшает. На улице, которая сейчас называется Коммунистической, до середины XIX века дом стоял прямо посреди дороги. Постепенно все стало так, как и было задумано. Большая часть домов в конце XVIII века располагалась вдоль реки, и застройки не доходили даже до нынешней Стефановской площади, что существенно облегчало задачу.
От Средней к Трехсвятительской
На этом же плане были даны имена некоторым улицам. Той, что предстояло идти вдоль реки, назвали Небережной. Параллельно ей должны были проходить Первая Продольная и Вторая Продольная. А с запада на восток город надлежало пересекать улице Средней.
– Вы можете себе представить, чтобы главная улица нашего города называлась Средней? – задался вопросом Игорь Бобраков. – К счастью, такой улицы, как и Продольных, в Усть-Сысольске не появилось. Вероятно, архитекторы назвали их так предварительно, в надежде, что местные или губернские власти придумают что-нибудь более приличное.
К сожалению, история не сохранила документа, по которому улицы Усть-Сысольска получили дореволюционные имена. Исключения составляют уже вышеназванная Набережная, а также Сухановская (ныне Бабушкина) и Покровская (Орджоникидзе), которые были обозначены на плане, составленном столичной комиссией.
Почти вся топонимика носила либо православный, либо географический характер. Город с трех сторон замыкали улицы Северо-Загородная (Горького), Юго-Загородная (Домны Каликовой) и Западно-Загородная (Первомайская). В честь Иоанна Предтечи нынешнюю улицу Куратова назвали Предтеченской, Покровская (Орджоникидзе) получила свое наименование потому, что упиралась в Покровскую церковь Троицкого собора. При этом Троицкая (Ленина) не имела прямого отношения к этому собору, поскольку собор располагался на берегу Сысолы, а улица шла параллельно реке. Георгиевская (Интернациональная), возможно, была названа в честь уже несуществующей Георгиевской церкви. Но, скорее всего, в честь святого Георгия Победоносца. Деревянный Георгиевский храм стоял на берегу реки, но был перестроен в Троицкий собор. А сама улица находится более чем в километре от места бывшей церкви.
Название Спасская (Советская) происходит от одного из главных православных образов. Спас – это эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Никольская (Пушкина) получила свое название, видимо, в честь популярного святого Николая Угодника.
По поводу улицы Трехсвятительской (ныне Коммунистической) ученые долгое время придерживались ошибочной точки зрения, что она так названа в честь епископов Герасима, Питирима и Ионы, продолживших просветительское дело Стефана Пермского. Но, как выяснил историк Михаил Рогачев, под тремя святителями в конце XVIII века подразумевались византийцы Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые почитаются православными как вселенские учителя. Все эти названия продержались 120 лет.
Отречение от старого мира
Первую остановку участники «прогулки» сделали в начале улицы Коммунистической, которая еще сто лет назад была Трехсвятительской. Ее, как и другие улицы и площадь, переименовал вовсе не орган власти, такой как Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, созданный в декабре 1917 года, а Комиссия по устройству празднеств. Газета «Зырянская жизнь» от 14 ноября 1918 года опубликовала постановление этой структуры, уничтожившее всю православную топонимику. Пострадала не только Трехсвятительская, но и Предтеченская, ставшая Трудовой, Покровская – Республиканской, Никольская – Пролетарской, Троицкая – улицей Ленина, Георгиевская – Интернациональной в честь III Интернационала. Стефановскую то ли по аналогу с главной площадью Москвы, то ли в честь большевистского знамени назвали Красной.
Поскольку купечество большевики относили к классу буржуазии, то Сухановскую улицу комиссия переименовала в Рабочую. Изменили и несколько географических названий. Западно-Загородная стала улицей Коми-грезд, а Юго-Загородная – Крестьянской. Только Набережную и Северо-Загородную до поры до времени не тронули. По мнению историка Михаила Рогачева, первые переименования нельзя назвать легитимными, поскольку сделаны они были временной структурой. Комиссия была создана лишь для того, чтобы отпраздновать первую годовщину Октября. После праздника комиссия самораспустилась, а новые названия улиц сохранились, причем многие дожили до наших дней.
Своя Дерибасовская
От Коммунистической экскурсанты прошли до улицы Бабушкина, которая в 1918 году стала Рабочей.
– Эта улица могла бы стать аналогом Дерибасовской в Одессе, – заявил экскурсовод. – Как известно, испанский дворянин Хосе де Рибас был основателем этого черноморского города и порта. А Усть-Сысольск получил статус города благодаря купцам Сухановым. Но, увы, эта улица носит имя совсем другого человека.
В 1940 году ее назвали в честь известного полярного летчика. Михаил Бабушкин участвовал в поисках потерпевшего крушение экипажа дирижабля «Италия» под руководством генерала Нобиле, в экспедиции парохода «Челюскин», а 21 мая 1937 года вместе с Михаилом Водопьяновым совершил первую посадку на Северный полюс. В том же году он получил звание Героя Советского Союза и был избран депутатом Верховного Совета СССР от Коми АССР. А через год погиб в авиационной катастрофе.
Но еще раньше улице Набережной дали имя убитого 1 декабря 1934 года первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б), любимчика Сталина Сергея Кирова. Тем же постановлением президиума сыктывкарского горсовета имя Кирова присваивалось недавно созданному парку культуры и отдыха, а Северо-Загородную переименовали в улицу Горького.
Так исчезли с карты Сыктывкара последние дореволюционные названия.
А в 1937 году не стало улицы Республиканской. Ей присвоили имя еще одного друга Сталина – Серго Орджоникидзе. В начале того страшного года он, протестуя против разворачивающегося Большого террора, покончил жизнь самоубийством. Однако официально было объявлено, что он умер от инфаркта, а его именем стали называть города, улицы и пароходы.
Возвращение Стефановской
Центральной точкой экскурсии стала Стефановская площадь. В романе «Тридцать шесть и шесть» Александр Рекемчук, поселившийся в Сыктывкаре в 1947 году, описывает Красную площадь как заросший бурьяном пустырь в самом центре города со следами разрушенной церкви. Стефановский собор, стоявший на месте нынешнего памятника Ленину, большевики взорвали в 1932 году. Памятник вождю мирового пролетариата поставили в 1967-м. Тогда же в честь 50-летней годовщины Октябрьской революции площадь переименовали в Юбилейную. Площадь к тому времени уже обустроили, однако новое название, по словам журналиста, не прижилось.
– Юбилейным называли печенье, магазины, а вот главную площадь города так именовать сыктывкарцы не желали, – поделился воспоминаниями Игорь Бобраков. – В годы перестройки на митингах и собраниях стали раздаваться голоса с требованием вернуть площади дореволюционное название. И мне посчастливилось быть свидетелем, как это произошло.
Весной 1992 года, когда в кабинете председателя сыктывкарского горисполкома Анатолия Каракчиева обсуждалось проведение очередного Дня города, режиссер праздника Юрий Изюмский предложил мэру сделать сыктывкарцам подарок и вернуть центральной площади ее старое наименование – Стефановская.
Мэр задал только один вопрос: «Сколько это будет стоить?» Оказалось, что нисколько, потому что на Юбилейной площади не было ни одного дома с таким адресом. Более того, не было даже табличек с указанием названия площади.
И постановлением горисполкома Сыктывкара от 4 июня 1992 года главная площадь города вновь стала Стефановской.
Народный поэт или буржуазный националист?
От Стефановской площади экскурсия двинулась к самой окраине Усть-Сысольска, пройдя по улицам Куратова, Пушкина и Домны Каликовой. Все они неоднократно переименовывались.
В 1939 году интеллигенция и местные власти отметили столетие со дня рождения классика коми литературы, поэта Ивана Куратова. Коми обком ВКП(б) 14 мая 1939 года принял соответствующее постановление, однако праздник пришлось отложить. Партийные органы засомневались: а вдруг Куратов является не народным поэтом, а буржуазным националистом. Только спустя восемь месяцев пришли к выводу, что он все-таки народный поэт. И 2 января 1940 года президиум Верховного Совета Коми АССР принял постановление «Об увековечении памяти коми поэта, основоположника коми литературы Ивана Алексеевича Куратова в связи со 100-летием со дня его рождения». Этим документом Трудовая стала именоваться улицей Куратова. Имя поэта получило его родное село Кибра, Сыктывкарское педагогическое училище и средняя школа №1.
Двумя годами ранее вся страна торжественно отмечала столетие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Сыктывкар не мог остаться в стороне. В 1937 году президиум Коми областного исполнительного комитета принял решение присвоить имя великого поэта Дому культуры, строящейся школе и улице Пролетарской. Впрочем, в последнем случае облисполком утвердил ранее принятое решение президиума горсовета.
Улица Юго-Западная пережила тройное переименование. После 1918 года она в течение почти двух десятилетий называлась Крестьянской, пока не получила новое и весьма таинственное для жителей XXI века название – XX МЮД.
МЮД расшифровывается как Международный юношеский день. Его установили решением Бернской международной социалистической конференции молодежи для мобилизации молодых людей на борьбу за мир, против империалистической войны. Впервые этот праздник провели в ряде стран 3 октября 1915 года, затем по предложению Коминтерна дату сдвинули на 1 сентября.
Однако этот праздник продержался только до 1945 года, пока в Лондоне не была основана Всемирная федерация демократической молодежи, день создания которой – 10 ноября – стал отмечаться как Всемирный день молодежи. Но в Сыктывкаре одна из улиц сохраняла название этого праздника до 1957 года, пока в ознаменование 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции ее не переименовали в улицу Домны Каликовой в честь участницы гражданской войны в Коми крае.
В годы советской власти Домну Каликову почитали как народную героиню, что не помешало в 1932 году сровнять с землей ее могилу в местечке Кируль, где до этого времени располагалось городское кладбище. Никто не позаботился даже о перенесении ее останков. Здесь нет какого-либо злого умысла, просто местные власти решили это кладбище ликвидировать, а новое открыть в районе нынешнего больничного городка.
Но память о Домне Каликовой продолжали хранить. Уже после того, как ее именем была названа улица, художник Энгельс Козлов написал картину, где изображена Домна Каликова, которую белогвардейцы ведут на расстрел. Писатель Геннадий Федоров написал роман «Кыа петігӧн», получивший в русском переводе название «Когда наступает рассвет». В музыкальном театре поставили оперу ленинградского композитора Бориса Архимандритова «Домна Каликова».
А именем XX МЮДа теперь называется небольшой проезд между улицами Южной и Мичуринской. Сыктывкарский горисполком присвоил ему это название 2 ноября 1950 года.
На этом волна переименований не утихла, но она уже не касалась первых улиц Усть-Сысольска.
Григорий АЛИН
Фото автора и из открытых источников в интернете
Оставьте первый комментарий для "Лабиринты сыктывкарской топонимики"