Ко Дню памяти жертв политических репрессий, который в России отмечается 30 октября, в Национальном музее республики открылась выставка «Личное дело судьи Марии Йоль». Единственную женщину, возглавлявшую Коми областной суд, в 1937 году арестовали за участие в «националистическом» движении, и она от звонка до звонка отсидела весь срок – восемь лет.
Небольшая экспозиция, посвященная незаурядной женщине, представлена в доме-музее Ивана Морозова (отдел Национального музея Коми). Выставка входит в серию аналогичных мероприятий под названием «Родом из Межадора».
Мария Безносова родилась в феврале 1898 года в селе Межадор Усть-Сысольского уезда. Фамилию Йоль, что по-коми значит «лесной ручей», девушка придумала себе сама, и официально ее закрепила.
Как рассказала заведующая домом-музеем Морозова Инна Мамонтова, Мария Йоль внесла большой вклад в развитие женского движения, судопроизводства, журналистики и литературы в Коми крае.
– В детстве у Маши был туберкулез костей, из-за которого не могла играть со сверстниками, – рассказала Инна Мамонтова. – Она выросла в Усть-Сысольске. Отец работал волостным писарем и письмоводителем мирового судьи, а мать была портнихой. По соседству с семьей Безносовых жили ссыльные, с которыми девочка общалась. Ссыльный Зиновий Соловьев, впоследствии основатель пионерского лагеря «Артек», посодействовал в том, чтобы Маше сделали операцию в московской больнице. Но до конца жизни Мария все же немного прихрамывала.
Окончив Александринскую женскую гимназию в Усть-Сысольске, Мария учительствовала в Корткеросском высшем начальном училище и в школе второй ступени в Усть-Сысольске. В это время девушка познакомилась с первой коми детской писательницей Агнией Сухановой. Вместе они переводили пьесы Гоголя и Островского на коми язык и ставили спектакли для детей. Мария была знакома со многими коми писателями своего времени: Виктором Савиным, Вениамином Чисталевым, Василием Лыткиным, Николаем Шаховым, Николаем Поповым, Андреем Цембером.
В октябре 1919 года уездный комитет РКП(б) принял 21-летнюю Марию в члены партии. Девушка работала в подотделе национальных меньшинств уездного отдела народного образования. Затем ее перевели в Великий Устюг, где она организовала точно такой же отдел. После возвращения в Усть-Сысольск Мария сменила фамилию и начала развитие женского движения в Коми. В 1921 году она организовала первый съезд женщин Коми области.
Мария Йоль четыре года очно училась на правовом отделении факультета общественных наук Петроградского университета. Попутно занималась агитационной работой на фабриках и заводах, а во время каникул помогала Виктору Савину редактировать газету «Югыд туй» («Светлый путь»), писала заметки, передовицы. После окончания вуза в 1926 году руководила подотделом печати Коми обкома ВКП(б), затем работала помощником прокурора области. В 1929-1930 годах Мария Йоль возглавляла Коми областной суд. В конце 1930 года была назначена заведующей Ношульским учебным леспромхозом. В июне 1931-го была избрана председателем Усть-Цилемского райисполкома. В 1932 году переехала в Архангельскую область, где работала помощником краевого прокурора. Осенью 1937-го ее арестовали.
Инна Мамонтова предположила, что причиной ареста могло стать то, что для первого съезда коми женщин Мария перевела статью Николая Бухарина «Работница, тебе наше слово». Перевод вышел отдельной брошюрой. Также бывшей судье припомнили ее деятельность в «националистическом» обществе по изучению Коми края.
Марию Йоль освободили в ноябре 1945 года, а реабилитировали в 1956 году. Остаток жизни она провела с племянницей в городе Веневе Тульской области. Своей семьи так и не создала. В Коми АССР приезжала только один раз – в 1961 году ее официально приглашали на День рождения республики. Умерла Мария Йоль в 1975 году.
На выставке представлены архивные фотографии, черновики писем, почтовые карточки, трудовая книжка и другие документы из фондов Национального музея Коми. Выставка будет работать до 23 ноября.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Личное дело судьи Йоль"