Родственные связи выходят из забвения
Секеи, чангоши, мадьярабы, бесермяне, выру, сету, квены – большинству читателей эти слова ничего не говорят. Мало кто знает, что это названия финно-угорских народов. Наша языковая семья – одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. Официально к ней относятся 24 народа, 17 из которых проживают в нашей стране. Саамы, ингерманландские финны и сету живут как в России, так и за ее пределами. Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Общая их численность на сегодня составляет 25 миллионов человек. Из них венгров около 19 миллионов, пять миллионов финнов, около миллиона эстонцев, 843 тысячи мордвы, более чем 600 тысяч удмуртов и чуть менее этого числа марийцев. Есть в семье и малочисленные народы – такие как водь или ливы. Но, кроме того, существуют малоизвестные этнические группы. Расскажем только о некоторых из них.
Родом из Африки
В России практически ничего неизвестно о такой венгерской этнической группе, как мадьярабы. А ведь это единственный финно-угорский народ, принявший ислам и ныне живущий в Африке. Мадьярабы обитают в Нубии, на границе Египта и Судана. Племя состоит из потомков венгров, прибывших в Африку еще в XVI веке. Это сейчас африканцы активно и дружно заселяют европейские страны, а когда-то европейцы искали счастья на Черном континенте.
По одной из версий, венгры оказались в Египте в 1517 году, когда султан Османской империи Селим I принял их на службу и направил охранять нубийскую границу. По другой версии, в XVI веке, когда Венгрия была захвачена турками, султан Селим II переселил в Африку группу мятежных мадьяр. Согласно легендам самих мадьярабов, они происходят от Ибрагима эль-Мадьяра, военачальника из города Буды (часть современного Будапешта), у которого родился сын Али от местной нубийки. Али воспитал пятерых сыновей, которые и стали родоначальниками всей общины мадьярабов. Этот народ «открыл» в 1920-х годах известный венгерский путешественник, исследователь пустынь, летчик Ласло Алмаши. В 1992 году они были приняты во Всемирный совет венгров. Хотя мадьярабы почти утратили родной венгерский язык, но их арабское наречие сохранило его черты. Судя по документальным фильмам, африканские венгры даже по цвету кожи почти не отличаются от своих соседей по Черному континенту. Численность мадьярабов, по разным данным, – от десяти до 60 тысяч человек. Около 400 мадьярабов живут в Каире.
Еще один загадочный этнос, отличающийся от мадьярабов, но также считающий себя потомками венгров, проживает с середины XVIII века в египетском Асуане.
Карпатские чанго и трансильванские секеи
Венгры – самый многочисленный финно-угорский народ. Поэтому неудивительно, что он включает много разных этнических групп. Несколько лет назад мне довелось познакомиться с писательницей Лаурой Яанцу, которая пишет на своем родном языке – чанго. Пообщались мы с ней в Карелии во время конгресса финно-угорских писателей.
Про чанго (другое название народа – чангоши) у нас известно мало. В лучшем случае считают, что это название туземцев острова Чунга-Чанга. На самом деле это испокон веков проживающая в румынской провинции Молдова, на восточных склонах Карпат, этническая группа венгров. От Венгерского королевства чанго отделились после монгольского нашествия в XIII веке. Сейчас говорят на смеси древневенгерского и румынского языков.
Всего насчитывается около 80 селений, где проживают порядка 300 тысяч чанго. Из них около 60 тысяч говорят на диалектах родного языка. Хотя чанго считают себя отдельным народом, но власти Румынии уверены, что чанго – те же самые румыны, только говорящие на венгерском языке. Поэтому автономии и преподавания на родном языке у этого народа нет. Официального или литературного языка чанго как такового тоже нет – существуют только диалекты. Выступившая на конгрессе Лаура Яанцу – одна из немногих, кто стал создавать литературу на родном языке. Возможно, что когда-то эту девушку назовут основоположницей литературы чанго.
Представители другой венгерской общины в Румынии, секеи (или секлеры), более известны и многочисленны – их свыше 800 тысяч человек. Примерно половина всех венгров Румынии причисляет себя к роду секеев. Они компактно проживают в регионе Трансильвания. Около 100 тысяч секеев живет в Сербии. Существуют гипотезы об их печенежском, гуннском, аварском, булгарском, готском происхождении. В отличие от мадьяр, рано перешедших и земледелию, секеи кочевали до XIII века.
На берегах Балтики
Про то, что коренным населением Санкт-Петербурга и его окрестностей была ижора, знают многие. Но что этот народ и по сей день живет в Ленинградской области, известно, пожалуй, только самой ижоре. До середины XX века они сохраняли свой язык и некоторые черты материальной и духовной культуры. В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях, исповедовали православие. Сейчас родным языком для молодых ижорцев стал русский, и численность народа катастрофически падает: если в середине XIX века к ижоре себя относили около 20 тысяч человек, то сейчас таковых осталось около двух-трех сотен в Ленобласти.
Удивительно, что почти 800 ижорцев проживают в Крыму – это больше, чем на их исторической родине. Ижорский язык близок к карельскому и финскому. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира. В районе компактного проживания последних ижорцев продолжается строительство портов и промышленных зон, что грозит окончательно стереть с лица земли этот малый народ.
Рядом с ижорой проживают последние представители народа водь. По официальным данным, их осталось около 60 человек. В конце 1943 года водское население вместе с ижорцами и ингерманландскими финнами было вывезено в Финляндию. После войны часть води возвратилась в СССР, но в родные места высланным было разрешено вернуться только в 1956 году. Кстати, водь считалась самым белокурым народом мира.
В Латвии есть малочисленный прибалтийско-финский народ – ливы. Их ближайшие родственники эстонцы и водь. Ливский язык сейчас почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Латвии, а также на языковых факультетах в университетах. По данным на 2010 год, людей, которые могут свободно общаться на ливском языке, осталось всего около десяти человек. В 2009 году в Латвии в возрасте 88 лет умер Виктор Бертольд – последний лив, для которого ливский был родным.
В Эстонии известны этнические группы выру и сету. Выру живут на юго-востоке области Вырумаа и традиционно исповедуют православие. Многие жители Тарту и Таллина также называют себя выру. Соседи выру – это сету. Они проживают как в Печорском районе Псковской области, так и в прилегающих районах Эстонии. В Эстонии насчитывается от 10 до 13 тысяч сету, в России по переписи 2010 года к сету себя отнесли 214 человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими. Мне довелось побывать в южных районах Эстонии и познакомиться с представителями этих двух небольших народов, которые активно развивают родной язык и культуру, пишут и издают книги на своих диалектах. И главное – гордятся своим отличием от остальных эстонцев.
На севере Норвегии проживает малочисленный финский народ квены. Говорят на своем языке, используют также финский, норвежский и саамский языки. Квенский язык считается диалектом финского. Число его носителей, по разным оценкам, составляет от двух до восьми тысяч человек. Язык квенов был использован Джоном Толкином для создания эльфийского языка квенья. Сейчас численность квенов постоянно сокращается из-за ассимиляции норвежцами.
На родных просторах
Почти все вышеперечисленные народы живут за границей. Но есть и в нашей стране малоизвестные финно-угры. Марийцы делятся на луговых, горных и восточных. Мордва – это не только эрзя и мокша, но также есть этнографические группы эрзян – шокша и терюхане, мокшан – каратаи. На северо-западе Удмуртии компактно проживают бесермяне. Учеными высказывались разные предположения относительно их этногенеза. Согласно одной версии, бесермяне – это удмуртизированные тюрки, согласно другой – тюркизированные удмурты.
В Пермском крае помимо коми-пермяков проживают старообрядцы коми-язьвинцы. Общая их численность от двух до пяти тысяч человек, в том числе до двух тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края. Язык их является промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким. В 2003 году вышел в свет первый коми-язьвинский букварь, который стал первой книгой, изданной на коми-язьвинском языке.
В Кировской области существует еще одна этническая группа коми – зюздинцы (себя они называют пермяками). Родной язык помнят лишь старики. В середине прошлого века насчитывалось свыше семи тысяч зюздинцев, а в 2002 году во всей Кировской области 817 человек назвали себя пермскими коми.
Народ меря считался уже канувшим в лету, но в этом веке неожиданно началась эпоха мерянского возрождения. Мерянский язык исчез в начале века после того, как меря полностью обрусела. Племя меря жило в центральной части России в районе Ростова, Переславля-Залесского, Суздаля, Кинешмы, Городца, Костромы, Ярославля и Галича. Сейчас часть жителей этих городов и районов называют себя потомками мери и воссоздают язык и культуру своих легендарных предков. В интернете есть группа «Merjan Jelma» – это электронный мерянский словарь. Здесь представлена мерянская лексика, содержащаяся в топонимике и ономастике Верхневолжья. А также использованы мерянские слова из русских диалектов. Жизни современных «мерян» посвящены повести Дениса Осокина «Овсянки» и Алексея Авардина «Костромские каникулы». В 2010 году режиссер Алексей Федорченко снял художественный фильм «Овсянки», героями которого являются представители народа меря, сохранившиеся, по версии авторов фильма, до наших дней. Упоминание мери встречается у Александра Блока: «Чудь начудила, да меря намерила…».
И уж совсем мало кто слышал о таком народе, как кацкари. Это субэтническая группа численностью примерно в две тысячи человек, проживающая в Мышкинском районе Ярославской области. Идеологи возрождения кацкарей связывают свой народ с автохтонным финно-угорским населением. Своеобразие местного говора и культурно-бытовые особенности стали следствием смешения славянской и финно-угорской культуры. Выходит газета «Кацкая летопись», составляется словарь кацкого языка, открыт музей и фольклорный театр кацкарей.
В деревне Нюхча Пинежского района Архангельской области благодаря стараниям краеведа Сергея Григорьева появился легендарный народ чудь. Теперь чудь присутствует в списках переписи населения за 2010 год.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Малые народы большой семьи"